Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2016 г. N 11-243-245/16
В связи с поступившей Управления Судебного департамента в Вологодской области информацией (вх. 21526/16 от 19.09.2016) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителя Управления Судебного департамента в Вологодской области (далее - заказчик),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по устранению аварийной ситуации, возникшей в здании Череповецкого городского суда, по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51 (контракт от 01.09.2016 N 4316, реестровый номер контракта 1352509006316000124) (далее - закупка, контракт).
Адрес проверяемой организации: ул. Батюшкова, д. 4, Вологда, 160001.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Контракт N 4316 на выполнение работ по устранению аварийной ситуации, возникшей в здании Череповецкого городского суда, по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, заключен 01.09.2016 в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Цена контракта - 4 000 000,00 руб.
Сведения о контракте размещены на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 01.09.2016.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно Акту от 15.08.2016 технического планового осмотра здания Череповецкого городского суда, по адресу: г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, "Кровля рулонная, выполненная из рубероида на битумной мастике, по железобетонным плитам - находится в удовлетворительном состоянии".
В Акте от 24.08.2016 технического непланового осмотра здания Череповецкого городского суда, по адресу: г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, указано, что "В результате проливных дождей выявлены многочисленные протечки в помещениях здания суда (правое крыло здания). Внешним осмотром помещений установлено: многочисленные подтёки на потолке и стенах, протечки на стенах в местах крепления электрической проводки. В настоящее время электропитание отключено, работа судей и аппарата суда на оргтехнике невозможна".
Согласно заключению об обследовании технического состояния кровли здания Череповецкого городского суда, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповецк, ул. Луначарского, д. 51, оформленному ООО "МОНТАЖСТРОЙ", год постройки объекта - 1979, кровля - рулонная по железобетонным плитам. В результате обследования зафиксировано следующее:
- местами рулонный ковёр имеет задиры и разрывы;
- внутри помещения на потолке и на стенах наблюдаются значительные следы протечек;
- неровность поверхности кровли (бугристость);
- разгёрметизация кровельного ковра вследствие повышенной влажности утеплителя;
- со временем утеплитель потерял свои свойства, что привело к образованию конденсата и "мостику колода", а также образованию грибков, плесени;
- просадки кровельного ковра вследствие увлажнения и деформации утеплителя;
- образование вздутий гидроизоляционного ковра;
- разрушение покрытия в местах примыканий к торцевым и продольным парапетам, вентиляционным шахтам;
- расслаивание полотнищ рулонных материалов и появление в них повреждений;
- водоприемные воронки (1 шт.) в нерабочем состоянии, нарушена герметичность. Последствием являются значительные протечки внутри помещения, разрушение отделочных слоев, замыкание электропроводки.
При это зафиксировано, что выявленные дефекты являются результатом общего физического износа, длительной эксплуатации кровли. Покрытия крыши (кровли) в соответствии с Приложением N 3 ВСН58-88р от 23.11.88 N 312 подлежат капитальному ремонту через 15 лет.
Для приведения строительных конструкций в рабочее состояние, обеспечения нормального микроклимата внутри помещения и предотвращение аварийной ситуации необходимо выполнить капитальный ремонт поврежденной части кровли.
При этом, фотофиксация кровли здания, приложенная к заключению ООО "МОНТАЖСТРОЙ", подтверждает факт ненадлежащего содержания здания и указывает на то, что протечки кровли являются не следствием непреодолимой силы (аварии), а естественным износом кровли во времени.
Наличие обильного грибка и плесени в помещениях здания говорит о том, что протечки имеют систематический длящийся характер, грибок в помещениях не возникает в большом количестве одномоментно после протечки.
В своем заключении ООО "МОНТАЖСТРОЙ" указывает на необходимость проведения следующих работ: капитальный ремонт данной части кровли с заменой покрытия кровли, утеплителя кровли, одной водоприемных воронок.
При этом указание на ремонт внутренних помещений в заключении отсутствует.
Необходимо отметить, что содержание имущества в надлежащем состоянии, в том числе, своевременный текущий и/ или капитальный ремонт элементов имущества входит в обязанность заказчика - лиц, у которых находится такое имущество в пользовании или управлении (далее - заказчик).
При этом установлено, что кровля по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51, обследовалась ранее специализированной организацией - ООО "МОНТАЖСТРОЙ" 13.04.2016 (заключение содержало аналогичные выводы) и ремонтировалась в рамках контракта от 21.04.2016 N 3416 на выполнение работ по устранению аварийной ситуации, возникшей в здании Череповецкого городского суда, по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Луначарского, д. 51.
Таким образом, заказчик, получив в апреле 2016 года от ООО "МОНТАЖСТРОЙ" заключение о ненадлежащем состоянии части кровли не совершил действия для дальнейшего полного обследования и ремонта кровли. При этом, как следует из материалов дела, заказчик 15.08.2016 самостоятельно обследовав кровлю без привлечения специализированной организации указывает на то, что кровля находится в удовлетворительном состоянии.
Заказчиком 28.08.2016 (спустя 4 дня со дня выявления протечек) утверждена дефектная ведомость на текущий ремонт кровли здания Череповецкого городского суда (более 500 м2).
Спустя неделю после выявления протечек заказчик заключает контракт.
Заказчик заранее обладал информацией о неудовлетворительном состоянии кровли здания. Следовательно, в данном случае, применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, было целесообразно и исполнимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Также, определение аварии дано в Федеральном законе от 21.07.1997 N "116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Факт аварии, либо наличие иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчиком при заключении контракта с единственным поставщиком не установлено, на заседание Инспекции УФАС документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, не представлены.
Как следует из содержания Контракта, его заключение связано с необходимостью капитального ремонта части кровли здания, в том числе внутренних помещений здания. Однако потребность в капитальном ремонте части кровли здания и внутренних помещений здания не является основанием для осуществления закупки у единственного подрядчика по смыслу и содержанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Документы, подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, заказчиком не представлены. Условий о порядке ликвидации последствий действия непреодолимой силы или чрезвычайной ситуации контракт не содержит.
В свою очередь контрактом предусмотрены ремонтные работы капитального и текущего характера, а не работы по устранению следствия аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
При этом согласно сметному расчету объем и виды работ направлены на капитальный ремонт и текущий ремонт помещений, а не на ликвидацию последствий, возникших вследствие аварии или непреодолимой силы, которые, в свою очередь, не наступали.
Так в сметном расчете содержатся следующие виды работ, которые не направлены на ликвидацию последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы:
- очистка потолка от старой побелки щетками;
- заделка рустов, ремонт штукатурки потолков отдельными местами;
- обработка антигрибковыми составами потолка;
- шпаклевка двойная поверхностей потолка;
- огрунтовка органосиликатной композицией;
- окраска алкидными водоэмульсионными составами;
- очистка поверхностей стен щетками;
- шпаклевка поверхности стен и т.д.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 N Д-28и-2188 в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.
Таким образом, отсутствие длительного ремонта кровли и ненадлежащее ее содержание, фактические сроки заключения контракта указывают на отсутствие срочности в проведении работ и указывают на возможность проведения конкурентных процедур.
Данные сроки указывают на имевшуюся у заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
Учитывая изложенное, заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, т.к. виды и объемы работ по контракту не направлены на ликвидацию аварии, которой не было, а также у заказчика была возможность применить иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1, 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 ноября 2016 г. N 11-243-245/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016