Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 ноября 2016 г. N 2-57-12896/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Корнюшина П.М.,
Члена комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
при участии представителя ФГБ ОУ ВПО МИИТ: Попова Д.А., ,
в отсутствие представителей ООО "Асвэл-Консалт", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/51675 от 03.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Асвэл-Консалт" (далее - Заявитель) на действия ФГБ ОУ ВПО МИИТ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущем ремонт помещений Дома физической культуры (большой игровой зал, фойе, лестничный марш, манеж) (Закупка N 0373100006516000254) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающей законодательство об осуществлении закупок, а именно в установлении неправомерных требований к товарам, влекущим ограничение количества участников закупки, а также размещения аукционной документации в формате, создающем препятствия для осуществления поиска и копирования фрагментов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.11.2016 NМГ/51675 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку не позволяет надлежащим образом осуществить копирование и поиск фрагментов текста, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактно системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Так, например, в результате копирования фрагмента текста требований по п. 75 "Пропан-бутан, техническая смесь" (Массова доля в %: пропана 60_10) отображается следующая информация: "N/tad^ORHH НОПЯ R **/п ПП01И1ИЛ 60+10" и т.д.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе создает препятствия при осуществлении копировании и поиска фрагментов текста, а именно, не позволяет осуществить надлежащим образом копирование фрагментов текста, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям химического состава товаров.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам п. 32 "Кислород технический газообразный" ("_Объемная доля кислорода не менее 99,2"), п. 34 "Ацетилен газообразный технический" ("_Объёмная доля ацетилена не менее 99,1 %."), п. 75 "Пропан-бутан, смесь техническая" ("_Массовая доля в %: пропана 60+/- 10."), п. 81 "Раствор готовый отделочный тяжелый, известковый 1:2 ,5" ("_Содержание в извести активных CaO +MgO, по массе должно быть более 70%. Содержание в извести CO2, по массе менее 7%. Содержание в извести активного MgO, по массе не более 5%") и т.д.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 32 "Кислород технический газообразный", п. 34 "Ацетилен газообразный технический", п. 75 "Пропан-бутан, смесь техническая", п. 81 "Раствор готовый отделочный тяжелый, известковый 1:2 ,5" аукционной документации установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товару по п. 34 "Ацетилен газообразный технический": "Должен соответствовать требованиям ГОСТ 5457 - 75 (с изм. 1,2,3); Марка Б. Высшей категории качества. Первый сорт. Объёмная доля ацетилена не менее 99,1 %.", при этом, согласно таблице 1 ГОСТ 5457-75 "Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия" марки, сорт и категории качества газообразного ацетилена не нормируют, а также согласно таблицы 1 названного ГОСТ объёмная доля ацетилена газообразного должна составлять не менее 98,5 %.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товару п. 34 "Ацетилен газообразный технический" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару п. 34 "Ацетилен газообразный технический" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявитель обжалует установление неправомерных требований к товарам:
-п. 8 "Портландцемент": "Марка по прочности при сжатии на 28-е сутки: 200; 400. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток, (Мпа): более 4,5", при этом, согласно пункту 1.3 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте портландцемент подразделяют на марки: 400, 500, 550 и 600, а также согласно таблице 2 ГОСТ 10178-85 минимальный предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток составляет 5,4 МПа;
-п. 32 "Кислород технический газообразный": "Объёмная доля кислорода не менее 99,2. Сорт первый или второй сорт", при этом, согласно таблице 1 ГОСТ 5583-78 (ИСО 2046-73) "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия" объёмная доля кислорода должна составлять не менее 99,5 %.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по вышеуказанным товарам в аукционной документации не установлено требований о соответствии положениям ГОСТ.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к расходным материалам, используемым при выполнении работ, что вводит в заблуждение участников закупки.
Так например, Заказчиком установлены требования к товарам п. 12 "Мешок полипропиленовый (50 кг)" (Размер - 55х 105мм. Вес - более 85 г. Цвет - белый; зеленый; желтый. Мешки не должны быть не экологичны, токсичны, обладать коррозийными свойствами. Мешки должны быть устойчивы к истиранию. Количество: 147 шт.); п. 24 "Шкурка шлифовальная" (Должна быть водостойкой, тканевой, однослойной; двухслойной шлифовальной шкуркой типа 1 или 2. На тканевой основе из гладкокрашеной утяжеленной саржи, из зеленого карбида кремния марки 63С, зернистостей 40-Н и 25-П, на фенолоформальдегидной смоле. Количество: Количество: 0,001477 м2.); п. 32 "Кислород технический газообразный" (Объёмная доля кислорода не менее 99,2. Гарантийный срок хранения не менее 18 месяцев со дня изготовления. Количество 2.0046 м3. Сорт первый или второй сорт), п. 34 "Ацетилен газообразны технический" (Должен соответствовать требованиям ГОСТ 5457 - 75 (с изм. 1,2,3); Марка Б. Высшей категории качества. Первый сорт. Количество: 0,3084 м3. Объёмная доля ацетилена не менее 99,1 %); п. 36 "Ветошь" (100 % хлопок. Диапазон размеров лоскута не более (70-80) см. Должна хорошо впитывать масло, воду, не оставлять ворса. Количество: 2,535722 кг. Ветошь должна соответствовать ГОСТ 4643-75 "Сырье вторичное текстильное, х/бумажное и смешанное, сортированное"); п. 39 "Вода для строительных растворов и бетонов" (Вода должна отвечать требованиям для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных неармированных конструкций и железобетонных конструкций, а также строительных растворов для неармированной каменной кладки. Должна соответствовать ГОСТ23 732-79. Наличие нефтепродуктов, масел и жиров Допускаются только следы. Окраска От бесцветной до желтоваюн. Кислотность 12,5>рН>4.); п. 40 "Мыло хозяйственное" (Должно представлять собой твердое на ощупь вещество. Цвет: светло-бежевый/коричневый. Должно содержать натриевые соли жирных кислот и глицерин. Содержанием жирных кислот не более 72 %. Количество щелочей: 0.15-0,20%. Водородный показатель - рН 11-12. Должно обладать антибактериальными свойствами, В соответствии с ГОСТ 30266-95. Категория мыла: 1; И; Ш. Количество: 6 шт.); п. 75 "Пропан-бутан, смесь техническая" (Массовая доля в %: пропана 60+10. углероды С4 и жидкий остаток при +40 °С должны отсутствовать. Технический ппопан бутан лолжен иметь возможность использоваться при окружающей температуре не ниже -20°С. непредельных углеродов 5;6 Масса 0.98 кг.); п. 96 "Бумага шлифовальная" (Основой абразивного покрытия должен являться карбид кремния. Применяется для того чтобы предварительно и окончательно шлифовать поверхности заготовок из разных материалов: дерева, цветных металлов, стали, пластмассы, абразив приклеен мездровым клеем, размер основной фракции абразива 40. 180 или 240 мм. Площадь 0,54 м2).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ и в каком объеме используются вышеуказанные товары, а также обосновать необходимость установления требований к данным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены требований к товарам п. 12 "Мешок полипропиленовый (50 кг)", п. 24 "Шкурка шлифовальная", п. 32 "Кислород технический газообразный", п. 34 "Ацетилен газообразны технический", п. 36 "Ветошь", п. 39 "Вода для строительных растворов и бетонов", п. 40 "Мыло хозяйственное", п. 75 "Пропан-бутан, смесь техническая", п. 96 "Бумага шлифовальная".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" на действия ФГБ ОУ ВПО МИИТ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 12 "Мешок полипропиленовый (50 кг)", п. 24 "Шкурка шлифовальная", п. 32 "Кислород технический газообразный", п. 34 "Ацетилен газообразный технический", п. 36 "Ветошь", п. 39 "Вода для строительных растворов и бетонов", п. 40 "Мыло хозяйственное", п. 75 "Пропан-бутан, смесь техническая", п. 81 "Раствор готовый отделочный тяжелый, известковый 1:2 ,5", п. 96 "Бумага шлифовальная", а также размещения аукционной документации в формате, препятствующем осуществлению копирования фрагментов текста.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Нордстар" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-12714/77-16 от 07.11.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Заместитель председателя Комиссии: П.М. Корнюшин
Член Комиссии: С.И. Казарин
Исп. Казарин С.И.
(495) 784-75-05 (182)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 ноября 2016 г. N 2-57-12896/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2016