Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 апреля 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 18.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - Сивоконь С.С. по доверенности N11 от 04.03.2016;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" от 11.04.2016 N647-ж на действия Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N0387200031016000047) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один лот включена поставка продуктов питания для детей первых лет жизни, относящихся к разным кодам ОКПД2, что влечет ограничение количества участников.
2. Из анализа технического задания аукционной документации следует, что предметом закупки в пункте N12 является "Фруктовое пюре с творогом для питания детей с 5-6 месяцев", которое отсутствует в перечне, установленном постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры 482-п "О порядке обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни".
3. В пунктах 5,6 Технического задания предметом закупки являются сухая молочная каша и сухая безмолочная каша с 4-6 месяцев. В соответствии с Приложением N 2 Постановления Правительства ХМАО-Югра N -482-п предусмотрены каши с 5 месяцев, а не с 4-х месяцев, как предусмотрено Техническим заданием, что нарушает требования Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры 482-п "О порядке обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни" и положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. В пункте 4 Раздела 2 Технического задания предметом закупки является "Сухая кисломолочная смесь для питания детей с 6 месяцев." При этом заказчиком установлено следующее дополнительное требование: " *-допускается поставка сухой кисломолочной смеси с возрастным показателем от 0 до 12 месяцев. Возрастной показатель указывается в заявке участника".
5. В извещении об изменении проведения электронного аукциона от 25.03.2016 года указано должностное лицо - Колкаманова Марина Сергеевна, которая на момент опубликования документов в "Когалымской городской больнице" не работала.
6. В разделе 13 Проекта контракта "банковские реквизиты Заказчика" указан Лицевой счёт получателя (субсидии окружного бюджета) 620.31.399.0, который предусматривает расходование бюджетных средств на закупку продуктов питания для детей согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры 482-п. Лечебное питание закупается и оплачивается за счет других источников финансирования.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N0387200031016000047) размещены на официальном сайте единой информационной системы 05.02.2016.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя от первого довода, в части ограничения количества участников, отказался.
2. По второму доводу представитель Заказчика пояснил следующее.
Пунктом 3 статьи 52 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавлено, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры от 27.12.2004 N482-п "О порядке обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни" (далее - Постановление) утвержден следующий перечень основных молочных продуктов детского питания, для обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни. В данный перечень входят следующие категории продуктов:
- Сухие адаптированные смеси
- Кисломолочные сухие смеси
- Молоко сухое быстрорастворимое
- Сухие каши
- Кефир *
- Творог *
* В территориях, где нет молочных кухонь, детям первого года жизни возможна замена творога и кефира кисломолочными сухими смесями.
Из анализа технического задания аукционной документации следует, что предметом закупки в пункте N12 является "Фруктовое пюре с творогом для питания детей с 5-6 месяцев", которое отсутствует в указанном перечне, что нарушает требования указанного Постановления и положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик в письменных возражениях указал, что рассмотрение жалобы в части включения в состав аукционной документации закупки позиции N 12 "Фруктовое пюре с творогом для питания детей с 5-6 месяцев" только по основанию соответствия подзаконному региональному нормативному акту не входит в компетенцию ФАС России, так как Постановление разработано в целях реализации Закона ХМАО-Югры от 07 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в соответствии с которым дети первых трех лет жизни, проживающие на территории автономного округа, обеспечиваются бесплатными молочными продуктами питания. Указанный подзаконный региональный нормативный акт не регламентирует процесс закупки товаров для муниципальных нужд.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3 статьи 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Предметом закупки является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет).
Закупка проводится для нужд бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Когалымская городская больница".
Источник финансирования: субсидии окружного бюджета (иные цели).
Постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни (приложение N 1) и рекомендуемый Перечень основных молочных продуктов детского питания (приложение N 2) (далее - Перечень).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что закупка осуществляется Заказчиком в соответствии с Постановлением для обеспечения государственных нужд.
Перечнем утвержден поименованный список продуктов:
1. Сухие адаптированные смеси
2. Сухие каши
3. Творог <*>
4. Кефир <*>
5. Молоко сухое быстрорастворимое
6. Кисло-молочные сухие смеси <*>
Согласно примечанию <*> в территориях, где нет молочных кухонь, детям первого года жизни возможна замена творога и кефира кисло-молочными сухими смесями (пункт 6 рекомендуемого перечня).
Указания на возможность обеспечения детей первых трех лет жизни иными продуктами Постановление не содержит, из чего Комиссия Управления делает выводы о возможности обеспечения детей только продуктами, указанными в Перечне.
Пунктом 12 технического задания на поставку питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) Заказчику требуется поставить фруктовое пюре с творогом.
В Перечне указанный продукт отсутствует.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действиями Заказчика нарушены Постановление, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя указал, что в пунктах 5,6 Технического задания предметом закупки являются сухая молочная каша и сухая безмолочная каша с 4-6 месяцев. Перечнем предусмотрены каши с 5 месяцев, а не с 4-х месяцев, как предусмотрено Техническим заданием, что нарушает требования указанного Постановления и положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заказчика, устанавливая нижний возрастной порог для потребителей каши в 4 месяца вместо 5, Заказчик расширяет возможный ассортимент закупки, что соответствует задачам конкуренции. Так же нижний возрастной порог каши с 4 месяцев не ограничивает область применения данного продукта для детей старшего возраста и может применяться детьми 5-ти месячного возраста и старше.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что пунктами 5, 6 технического задания на поставку питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) Заказчику требуются Сухая молочная быстрорастворимая (моментального приготовления) каша для питания детей с 4-6 месячного возраста и Сухая безмолочная каша для питания детей с 4-6 месячного возраста.
Как следует из Перечня, бесплатное обеспечение сухими кашами возможно с 5 месяцев.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действиями Заказчика нарушены Постановление, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. По четвертому доводу представитель Заявителя пояснил следующее.
В пункте 4 Раздела 2 Технического задания предметом закупки является "Сухая кисломолочная смесь для питания детей с 6 месяцев." При этом заказчиком установлено следующее дополнительное требование: " *-допускается поставка сухой кисломолочной смеси с возрастным показателем от 0 до 12 месяцев. Возрастной показатель указывается в заявке участника".
На сегодняшний день на рынке детского питания присутствую следующие сухие детские кисломолочные смеси:
Возрастная категория 0-12 мес:
- Нутрилак Кисломолочный 0-12 - производитель Инфаприм
- Малютка Кисломолочная 0-12 - производитель Нутриция
Возрастная категория 0-6 мес:
- Беллакт КМ 1 - производитель Беллакт
- Нутрилон Кисломолочный 1 - производитель Нутриция
- НАН КМ 1 - производитель Нестле
- Малютка КМ 1 - производитель Нутриция
Возрастная категория 6-12 мес:
- Беллакт КМ 2 - производитель Беллакт
- Нутрилон Кисломолочный 2 - производитель Нутриция
- НАН КМ 2 - производитель Нестле
- Малютка КМ 2 - производитель Нутриция
Как видно из проведенного анализа рынка, в каждой категории присутствует как минимум 2 продукта разных производителей, что дает заказчику возможность установить конкретное требование к возрастной группе закупаемого продукта.
Внесение заказчиком вышеуказанного дополнительного требования не дает однозначно определить продукт, какой именно возрастной категории необходим заказчику и вводит в заблуждение потенциальных участников.
Заказчик письменно пояснил по данному доводу следующее.
В соответствии с Приложением N2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2004 г. N 482-п рекомендуемый перечень основных молочных продуктов детского питания (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.03.2007 N50-п), кисломолочными сухими смесями обеспечиваются дети с 6-и месячного возраста. На территории Российской Федерации зарегистрировано четыре производителя сухих кисломолочных смесей с возрастной категорией с 0 до 6 месяцев, с 6 до 12 месяцев и с 0 до 12 месяцев. Проведя анализ потребительских свойств продуктов, Заказчик пришел к выводу, что сухие кисломолочные смеси для питания детей с рождения до 12 месяцев и для питания детей с 6 до 12 месяцев являются эквивалентами и по возрастному критерию могут применяться для питания детей с 6-ти месячного возраста с полным удовлетворением возрастных потребностей организма ребенка. По составу (пищевой ценности) данные продукты наиболее приближены друг к другу и могут быть взаимозаменяемы. У заказчика был положительный опыт использования данных продуктов, и не имел отрицательных реакций.
Диапазонные значения Технического задания соответствуют требованиям TP ТС 033 п.2 приложение 12 и п.З приложение 12.
Данный факт не сужает, а напротив расширяет рамки технического задания, соответствует потребностям заказчика для исполнения своих Государственных функций, не нарушает нормы действующего законодательства и позволяет потенциальным участникам предложить к поставке эквивалентные продукты в т.ч. Российского производителя.
Таким образом, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, в части описания пункта 4 технического задания на поставку питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет), отсутствуют.
5. Представитель Заявителя пояснил, что в извещении об изменении проведения электронного аукциона от 25.03.2016 года указано должностное лицо - Колкаманова Марина Сергеевна, которая на момент опубликования документов в "Когалымской городской больнице" не работала.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что представителем Заявителя не представлены документы, подтверждающие факт увольнения должностного лица Заказчика - Колкамановой Марины Сергеевны.
6. Далее представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления.
Пунктами 7, 8, 9, раздела 2 Технического задания предусмотрена поставка адаптированной сухой молочной смеси для недоношенных и маловесных детей, сухой детской молочной смеси на основе глубокого гидролизата белка для вскармливания детей с тяжелыми проявлениями пищевой аллергии с рождения", сухой адаптированной смеси для лечебного питания детей раннего возраста с 0 до 12 месяцев с непереносимостью лактозы.
Данные смеси являются лечебными специализированными продуктами детского питания и должны закупаться отдельно от смесей, предназначенных для питания здоровых детей, при этом показатели качества и безопасность продуктов питания, указанных в пунктах 7, 8, 9 технического задания, регламентирует отдельный Технический Регламент Таможенного Союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТС 027/2012)" - принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 34, вступил в действие с 1 июля 2013 года.
Между тем, в разделе 13 Проекта контракта "банковские реквизиты Заказчика" указан Лицевой счёт получателя (субсидии окружного бюджета) 620.31.399.0, который предусматривает расходование бюджетных средств на закупку продуктов питания для детей согласно Постановлению, тогда как лечебное питание закупается и оплачивается за счет других источников финансирования.
Письменные пояснения по данному доводу Заказчиком не были предоставлены.
Изучив доводы Заявителя Комиссия Управления пришла к выводу, что поставка лечебных специализированных продуктов детского питания, в рамках обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни, не соответствует предмету закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действиями Заказчика нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" от 11.04.2016 N647-ж на действия Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка питания детей ранних лет жизни (от рождения до трех лет) (извещение N0387200031016000047) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Когалымская городская больница" нарушения Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры от 27.12.2004 N482-п "О порядке обеспечения бесплатными молочными продуктами питания детей первых трех лет жизни", пункта 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - БУ "Когалымская городская больница" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 апреля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2016