Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 18 апреля 2016 г. N 74
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
- Н.А. Мишенькина |
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- И.В. Савельев
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от государственного заказчика:
от заявителя:
|
- Г.В. Хвостовой
- Н.А. Андреевой
- Е. Н. Львовой
- Е. И. Малова
- Р.А. Юнусовой
- Д.А. Голубкова |
- представителя ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (доверенность от 15.04.2016);
- представителя ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (доверенность от 15.04.2016);
- представителя ООО "ДжиИ Хэлскеа" (доверенность от 14.04.2016 N4/16-С);
- представителя ООО "ДжиИ Хэлскеа" (доверенность от 14.04.2016 N5/16-С);
- представителя ООО "Мск Медтехника" (доверенность от 15.04.2016 N06/2016);
представителя ООО "Мск Медтехника" (доверенность от 15.04.2016 N06/2016);
|
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Смоленского УФАС России) (приказ Смоленского УФАС России от 21.03.2016 N 26) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Мск Медтехника" на действия государственного заказчика - ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в течение 2016 года (извещение N 0163200000316001243)
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "Мск Медтехника" (далее также - Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок представителем заявителя, следует:
1. Заказчик в документации об электронном аукционе неправомерно устанавил требование к участникам закупки об обязанности исполнителя контракта предъявлять последнюю версию технической документации на аппарат непосредственно перед началом выполнения планового технического обслуживания и/или ремонта Заказчику до начала выполнения работ.
2. В п. 7 Приложения N1 к Информационной карте "Техническое задание" (далее - Техническое задание) в отношении компьютерного томографа BRIGHTSPEED (RU1136CT03), компьютерного томографа VCT (RU1136CT02) Заказчик устанавил требование о предоставлении исполнителем контракта при настройке функций DentaScan и Colon VCAR EC необходимого лицензионного программного обеспечения, что в свою очередь не соответствует объекту закупки, так как предоставление лицензионного программного обеспечения, расширяющего функции компьютерного томографа не входит в техническое обслуживание медицинского изделия (далее - МИ).
3. Заказчик в Техническом задании, в нарушение требований ч.1, ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе, установил требование к участникам закупки о предоставлении исполнителем контракта документов, подтверждающих соблюдение прав правообладателя на применяемое программное обеспечение, а также подтверждение от уполномоченного представителя производителя в части корректности используемых для работ инструментов, материалов.
4. Заказчик в Техническом задании, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, установил обязанность исполнителя контракта обеспечить проведение уполномоченным представителем производителя экспертизы любых работ/услуг, выполненных исполнителем по государственному контракту, в целях подтверждения качества выполненных работ/услуг и их соответствия условиям контракта.
На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители ответчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что установленные требования направлены на обеспечение качественного оказания услуг и необходимы для обеспечения безопасности пациентов и медицинского персонала при использовании МИ, в связи с чем просили признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Мск Медтехника" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены 24.03.2016 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 222 290 руб. 73 коп.
1. Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии со ст. 12 и 22 Федерального закона от 04.05.2013 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию до дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к медицинской технике и процессам ее производства, монтажа, технического обслуживания.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о лицензировании, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
При этом пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469, устанавлены лицензионные требования при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, а именно:
- при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники - соблюдение требований эксплуатационной документации производителя медицинской техники;
- наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники, работников, заключивших с ним трудовые договоры, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и обладающих дополнительным профессиональным образованием (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет).
Согласно методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденным Минздравом России и Минпромнауки России 10.10.2013 (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 27.10.2003 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники") (далее - Методические рекомендации по техническому обслуживанию медицинской техники) определено, что техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России установлено, что в п. 13 Информационной карты электронного аукциона определены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, среди которых требование о предоставлении документов подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. К таким документам относится: копия лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, выданная участнику закупки; копия лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинских целей - техническое обслуживание рентгеновских медицинских аппаратов, выданная участнику закупки.
В п. 11 Технического задания в отношении компьютерного томографа BRIGHTSPEED (RU1136CT03), компьютерного томографа VCT (RU1136CT02), магнитно-резонансного томографа 1.5T MR360 (RU1136MR01), ангиографического аппарата OPTIMA 3100 (RU1136VA02), в п. 10 Технического задания в отношении ангиографического аппарата INNOVA 3100 (RU1136VA01) заказчик указывал требования: "Техническое обслуживание и ремонт МИ производится строго в соответствии с последней версией технической документации на МИ. По требованию Заказчика Исполнитель обязуется предъявить последнюю версию технической документации на аппарат непосредственно перед началом выполнения планового технического обслуживания и/или ремонта Заказчику до начала выполнения работ. Инженер, не предъявивший последнюю версию технической документации Заказчику, не допускается до выполнения технического обслуживания и ремонта".
Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик для обеспечения качества и безопасности услуг, предоставляемых исполнителем, обязан установить в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.
Вместе с тем, установленные Заказчиком требования в п.п. 10, 11 Технического задания о предъявлении последней версии технической документации не предусмотрены Законом о контрактной системе, и являются требованием к участнику закупки в форме требований к качеству оказываемой услуги.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 7 Технического задания Заказчиком при описании услуги по техническому обслуживанию и ремонту компьютерного томографа BRIGHTSPEED (RU1136CT03) предусмотрено: "Настройка функции DentaScan, выполняющего в реальном времени реформатирование изображений при КТ визуализации в стоматологии: наклонное переформатирование и панорамное переформатирование Panorex. (кат. N M80501DN ) на рабочей станции врача МИ на 2 месяца с даты настройки с предоставлением Исполнителем необходимого лицензионного программного обеспечения".
В п. 7 Технического задания в отношении компьютерного томографа VCT (RU1136CT02) указано: "Настройка функции Colon VCAR EC (кат. N B79821VV) на рабочей станции врача МИ на 2 месяца с даты настройки с предоставлением Исполнителем необходимого лицензионного программного обеспечения. Это приложение оптимизировано в расчёте на расширение современных методов быстрого просмотра изображений, позволяющих врачам сделать первичные выводы и решить задачи клинического обследования, используя 2D, 3D проекции или новейшую виртуальную 360-градусную проекцию".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в течение 2016 года.
В соответствии с ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники" техническое обслуживание - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
При этом Методическими рекомендациями по техническому обслуживанию медицинской техники определено, что техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники
Исходя из вышеизложенных определений технического обслуживания, предоставление лицензионного программного обеспечения не входит в операции и мероприятия по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники.
Таким образом, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о том, что требование указанные в п. 7 Технического задания о предоставлении лицензионного программного обеспечения с целью расширении функциональных возможностей МИ противоречит объекту закупки и не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что установленные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В п. 12 Технического задания в отношении компьютерного томографа BRIGHTSPEED (RU1136CT03), компьютерного томографа VCT (RU1136CT02), магнитно-резонансного томографа 1.5T MR360 (RU1136MR01), ангиографического аппарата OPTIMA 3100 (RU1136VA02), в п. 11 Технического задания в отношении ангиографического аппарата INNOVA 3100 (RU1136VA01) Заказчик указал требование: "По требованию Заказчика Исполнитель в течение 5 рабочих дней, с даты запроса Заказчика, обязуется предоставить документы, подтверждающие соблюдение прав правообладателя на применяемое программное обеспечение, а также подтверждение от уполномоченного представителя производителя в части корректности используемых для работ инструментов, материалов и т.п.".
Исходя из того, что Заказчик в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, с целью обеспечения качества и безопасности услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, должен был установить и установил требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о том, что указание в п.п. 11, 12 Технического задания требований о предоставлении документов, подтверждающих соблюдение прав правообладателя на применяемое программное обеспечение, а также подтверждение от уполномоченного представителя производителя в части корректности используемых для работ инструментов, материалов, является неправомерным.
Учитывая, что Заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставление документов, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, в том числе подтверждающих соблюдение прав правообладателя на применяемое программное обеспечение, документов подтверждающих квалификацию, трудовые ресурсы участника закупки, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 1 ст. 41 Закона о контрактной системе Заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, таких как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России установлено, что п. 18 Технического задания в отношении компьютерного томографа BRIGHTSPEED (RU1136CT03), компьютерного томографа VCT (RU1136CT02), магнитно-резонансного томографа 1.5T MR360 (RU1136MR01), ангиографического аппарата OPTIMA 3100 (RU1136VA02), в п. 17 Технического задания в отношении ангиографического аппарата INNOVA 3100 (RU1136VA01) содержит требование: "По требованию Заказчика Исполнитель обязуется обеспечить проведение уполномоченным представителем производителя экспертизы любых работ/услуг, выполненных Исполнителем по настоящему контракту, в целях подтверждения качества выполненных работ/услуг и их соответствия условиям контракта".
Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе экспертизу оказанной услуги обязан осуществлять Заказчик в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем, не допускается возложение обязанности и расходов по проведению экспертизы оказанной услуги на исполнителя.
Таким образом, в действиях государственного Заказчика содержится нарушение ч. 1 ст. 41, ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе
В ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России в действиях государственного заказчика иных нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мск Медтехника" на действия государственного заказчика - ОГБУЗ "Смоленская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в течение 2016 года (извещение N 0163200000316001243) обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика нарушение п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, ч.1 ст. 41, ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заместитель председателя Комиссии |
|
Н.А. Мишенькина |
Член Комиссии |
|
В.П. Епейкин |
Член Комиссии |
|
И. В. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 18 апреля 2016 г. N 74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016