Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2016 г. N 06-249/16т
изготовлено в полном объеме 22 апреля2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также -Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "СахастройГрупп"(далее также -ООО "СахастройГрупп", Общество, заявитель): Михеев М.А., Ефимов Д.П.(представители по доверенностям);
от заказчикаАдминистрации муниципального района "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района)Республики Саха (Якутия) (далее также -Администрация,АМО "Чурапчинский наслег", заказчик):Герасимов Г.М., Егоров А.Г. (представители по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее также - ООО "Сириус", заинтересованной лицо): Пшенников П.Е. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "СахастройГрупп" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (извещение N 0116300029816000006),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
08 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "СахастройГрупп" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (извещение N 0116300029816000006).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 15 апреля2016 года в 16 часов 00 минут.
Объявлен перерыв до 19 апреля 2016 года в 17 часов 50 минут для предоставления заказчиком документов и сведений, необходимых для рассмотрения дела.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "СахастройГрупп" пояснил следующее.
1. 26 марта 2016 года заказчиком внесены изменения в план - график закупок на 2016 год, согласно ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Между тем, данная закупка размещена 26 марта 2016 года.
2. Указывает, что в соответствии с планом - графиком закупок на 2016 год начальная (максимальная) цена контракта по закупке на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фондаустановлена в размере 200 000 000, 00 руб. Между тем, начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке установлена в размере 58 217 367, 00 руб.
3. В аукционной документацией установлено неправомерное требование к участникам закупки о наличии положительного заключения экспертизы проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов без указания оговорки о том, что наличие положительного заключения экспертизы проектной документации не требуется в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представители Администрации с жалобой заявителя не согласились и пояснили следующее.
В целях осуществлении муниципальных закупок Администрация МО "Чурапчинский наслег", кроме положений Закона N44-ФЗ обязано руководствоваться в том числе положениями Федеральных законов "О стратегическом планировании в РФ" N172-ФЗ от 28.06.14 года, "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.03 года, положениями Бюджетного Кодекса РФ и нормативными актами Республики Саха (Якутия).
Так, в силу пп. 32 п.1 ст. 3 Федерального закона "О стратегическом планировании в РФ" установлено, что государственная программа субъекта Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст. 37 данного Федерального закона установлено, что государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации.
При этом, Государственные программы субъекта РФ утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В силу ст. 63.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений данных федеральных законов при определении цены и суммы закупки в размере 58 217 367 рублей Администрацией МО "Чурапчинский наслег" был принят Приказ Министерства архитектуры и строительного комплекса РС (Я) N 215 от 12.11.15 года в силу того, что данная муниципальная закупка финансируется в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017годы" государственной подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда" целевой государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019гг.".
При этом, сумма в размере 58 217 367, 00 руб. является первым траншем из запланированного объема на 2016 год в размере 200 млн. рублей, направляемого для финансирования муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017годы".
В силу того, что целевая государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2019гг." и реализация государственной подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда" требуют обеспечение жителей Республики Саха (Якутия) именно качественным и новым жильем, Администрацией МО "Чурапчинский наслег" было принято решение о приобретении (строительстве) жилья именно 2016 года постройки.
Действительно, как указывает заявитель в своей жалобе, начиная только с 01.01.2016 года требуется экспертиза проектной документации для получения разрешения на строительство многоквартирных домов.
Соответственно, для соблюдения интересов населения при переселении в новое жилье, а также в целях снижения затрат на его эксплуатацию, ремонт, содержание, долгосрочный период проживания населения, и в целях недопущения недобросовестных застройщиков, изъявляющих желание реализовать старое, либо неликвидное жилье Заказчиком было принято решение о включении в условия торгов требования о наличии положительной экспертизы ПСД.
Таким образом, установив требование о наличии положительной экспертизы проектной документации, Администрация МО "Чурапчинский наслег" имело ввиду именно требования к качеству и функциональности приобретаемого жилья.
Кроме того, Письмом N 04-22-1285 от 14.05.15. Министерством архитектуры и строительного комплекса РС(Я) всем главам муниципальных образований было дано указание о необходимости наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов в рамках реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Администрация МО "Чурапчинский наслег" считает, что отсутствие у подавшего жалобу лица нового (2016 года постройки), либо строящегося жилья, которое в срок до 31.12.2016 года будет введен в эксплуатацию, не может нарушать его права и законные интересы.
На основании выше изложенного просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица поддержал позицию представителей Администрации, с жалобой не согласен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26 марта 2016 года заказчиком на официальном сайтеединой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк -АСТ" размещены извещение N 0116300029816000006о проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 58 217 367,00руб.
11 апреля 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300029816000006-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка.
Аукционная комиссия приняла решение признать заявку единственного участника закупки ООО "Сириус" соответствующей требованиям аукционной документации.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СахастройГрупп" частичнообоснованной по следующим основаниям.
1. Довод заявителя о том, что заказчикомв нарушение ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе 26 марта 2016 годавнесены изменения в план - график закупок 2016 года, между тем, при внесении изменений в план - график закупок размещение закупки осуществляется не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, при этом, данная закупка размещена 26 марта 2016 года признан необоснованным, в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время планы-графики размещаются заказчиками на официальном сайте в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н.
В соответствии с чч. 13, 14 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.
Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-графикпо каждому объекту закупкиможет осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Материалами дела установлено следующее.
Распоряжением АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) N 5/1 от 18.01.2016 года утвержден план - график закупок на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на 2016 год для нужд Администрации с приложением N 1.
02 февраля 2016 года данный план - график закупок на 2016 год размещен на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
На запрос антимонопольного органа (исх. N 06/1961 от 15.04.2016 г.) о предоставлении заказчиком АМО "Чурапчинский наслег" копий документов, согласно которых вносятся изменения в план - график закупок на 2016 год заказчиком представлена копия распоряжения АМО "Чурпачинский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) N 89/1 от 07.04.2016 года о внесении изменении в план - график закупок на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на 2016 год для нужд Администрации с приложением N 1.
Согласно Приложению N 1 данного плана - графика закупок заказчиком добавлена позиция по осуществлению закупки на организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных в с. Чурапча.
Изучив представленные заказчиком в материалы дела документы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком 26 марта 2016 года по позиции "Приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" плана - графика закупок на 2016 года изменения не вносились.
Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.
Поскольку довод заявителя о том, что заказчиком 26 марта 2016 года внесены изменения в план - график закупок на 2016 год по позиции "Приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, то, согласно положению ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также не представлено в материалы дела надлежащихдоказательств.
2. Довод о том, что начальная (максимальная) цена контракта на осуществление данной закупки, указанная в плане - графике закупок (200 млн. руб.) отличается от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении, закупочной документации при осуществлении данной закупки (58 217 367,00 руб.) признан обоснованным, в силу следующего.
Нормами главы 2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено планирование закупок.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время планы-графики размещаются заказчиками на официальном сайте в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - Приказ N 761/20н), с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н (далее - Приказ N 182/7н).
Согласно пункту 2 Приказа N 761/20н план-график содержит перечень закупок на один календарный год.
Пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с ч. 11 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Частью 12 ст. 21 Закона о контрактной системе установлено, что не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки,документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такиеизвещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Таким образом, из положений вышеуказанных норм прямо следует, что в плане-графике содержится информация о всех закупках, осуществляемых заказчиком в календарном году, их размещение осуществляется в строгом соответствии с информацией, включенной в план - график закупок согласно ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе. Осуществление закупки без размещения соответствующей информации в плане-графике не допускается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Приложения N 2 Приказа N 761/20н внесение изменений в планы-графики размещения заказа осуществляется в том числе, в случае, изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленного в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком.
При этом согласно подпункту "о" пункта 2 части 5 Приложения к Приказу 182/7н в столбце 14 плана-графика указывается обоснование внесения изменений в утвержденный план-график со ссылкой на подпункт 1 пункта 15 Приложения N 2 к Порядку.
Таким образом, если начальная (максимальная) цена контракта, указанная в плане-графике закупки, отличается от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, менее чем на 10%, изменения в план-график размещения заказа не вносятся.
Между тем, материалами дела установлено следующее.
Распоряжением АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) N 5/1 от 18.01.2016 года утвержден план - график закупок на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на 2016 год для нужд Администрации с приложением N 1.
02 февраля 2016 года данный план - график закупок на 2016 год размещен на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Согласно Приложению N 1 плана - графика закупок на 2016 год начальная (максимальная) цена контракта на осуществление закупки "Приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" установлена в размере 200 000 000, 00 руб.
Между тем, согласно извещению N 0116300029816000006 о проведении электронного аукционана приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 58 217 367,00 руб., что не соответствует информации, содержащейся в плане - графике закупок на 2016 год.
На данный установленный факт представители заказчика пояснили, что сумма в размере 58 217 367, 00 руб. является первым траншем из запланированного объема на 2016 год в размере 200 млн. рублей, направляемого для финансирования муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС(Я) из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017годы".
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе о кратком изложении условий контракта, содержащем наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроках поставки товара или завершения работы либо графике оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта, источнике финансирования.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системеконтракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системев контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерациии состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии подпунктом "и" пункта 2 части 5 Приложения к Приказу 182/7н в столбце 9 указывается начальная (максимальная) цена контракта (в тыс. рублей). При этом начальная (максимальная) цена контакта определяется заказчиком в соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
При этом, согласно пункт 7 Приложения N 2 Приказа N 761/20н ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта формируется заказчиком на основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий) с учетом экспертных оценок, экспресс-анализа рыночной конъюнктуры.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
В этой связи, антимонопольным органом был направлен запрос (исх. N 06/1961 от 15.04.2016 г.) о предоставлении заказчиком АМО "Чурапчинский наслег" копий документов, подтверждающих факт доведения лимитов бюджетных средств заказчику (копию справки о состоянии лицевого счета заказчика).
На вышеуказанный запрос, заказчиком представлено следующее:
- копия уведомления по расчетам между бюджетами N 308 от 19.04.2016 г. о том, чтов соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. N 977, Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.02.2016 г. N 32 "О республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы", Приказом от 19.04.2016 г. N 83 предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта в сумме 107 888, 263, 00 руб.;
- копия уведомления по расчетам между бюджетами N 307 от 19.04.2016 г. о том, что в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. N 977, Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.02.2016 г. N 32 "О республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы", Приказом от 13.04.2016 г. N 83 предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта в сумме 40 691 126, 55 руб.
Изучив вышеуказанные документы, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из представленных документов прямо невозможно установить о доведении заказчику лимитов бюджетных обязательств, следовательно, заказчиком не представлены документы, подтверждающие доведение лимита бюджетных средств (копия справки о состоянии лицевого счета заказчика).Кроме того, Администрацией в материалы дела не представлены доказательства того, что на счету у заказчика имеются денежные средства в размере начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении данного электронного аукциона и аукционной документации, а именно в размере 58 217 367,00 руб.
При этом, до объявления перерыва в рассмотрении дела, представителями заказчика были даны устные пояснения, что Администрация не обладает денежными средствами в размере начальной (максимальной) цены контракта, указанной в плане - графике закупок 200 000 000, 00 руб.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, регламентирующая принципы открытости и прозрачности, в частности, устанавливает, что размещенная в единой информационной системе информация о контрактной системе в сфере закупок должна быть полной и достоверной.
Следовательно, в силу вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе информация/сведения, опубликованные в плане - графике закупок должны быть актуальными, поскольку одной из целей планирования закупок является предоставлении заинтересованным лицам (участникам закупок) информации о планируемых к приобретению заказчиком товаров, работ, услуг, на основе которой участникам закупок можно заранее спрогнозировать свои финансовые, материальные, трудовые и прочие ресурсы, объемы возможных продаж, всевозможные затраты и прибыль для принятия решения об участии в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в действиях заказчика АМО "Чурапчинский наслег" нарушения положенийч. 3 ст. 7, чч. 11, 12 ст. 21 Закона о контрактной системе, в части не размещения закупки в соответствии с планом - графиком закупки на 2016 год, а также ч. 1 ст. 2, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системев части размещения данной закупки в отсутствие доведения лимитов бюджетных средств.
3. Довод о том, что в аукционной документации не установленаоговорка о том,что положительное заключение экспертизы проектной документации не требуется в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" признан обоснованным, на основании следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пунктах 2.3, 6.5 аукционной документации установленотребование к участникам закупки о наличии положительного заключения экспертизы проектной документации на застраиваемый участок, а также о предоставлении данной положительной экспертизы в составе вторых частей заявок участников закупки.
Согласно пункту 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению представителей заказчика данное требование установлено в силу требования к качеству и функциональности приобретаемого жилья.
Изложенная выше редакция пунктов 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2016 года.
При этом,статьей 4 Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, государственный строительный надзор при строительстве или реконструкции таких объектов не осуществляется.
Следовательно, антимонопольный орган приходит к выводу, что в данном случае проектная документация не подлежит государственной экспертизе, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ (вступило в силу с 01 января 2016 года).
Аналогичная позиция содержится в письмеМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (исх. N 6816-13Ц/06 от 14.03.2016 года).
Таким образом, отсутствие оговоркив аукционной документации о том, что наличие положительного заключения экспертизы проектной документации не требуется в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации",нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, поскольку в материалы дела заказчиком на ранее указанный запрос антимонопольного органа представлен перечень лиц, имеющих разрешения на строительство многоквартирных жилых домов, выданные АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС (Я) с 2013 года по настоящий момент (актуальные/действующие) и из содержания, которого установлено, что у подателя жалобы ООО "СахастройГрупп" имеется разрешение на строительство жилого дома N RU145 02317-43, выданное 16 апреля 2013 года АМО "Чурпачинский наслег". Указание представителей заказчика о том, что права и законные интересы заявителя не нарушаются, поскольку у подателя жалобы отсутствует новое жилье (2016 года постройки) либо строящееся жилье, подлежит отклонению.
Жалоба ООО "СахастройГрупп" признана частично обоснованной
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, положениями норм п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с планом - графиком закупок в наименовании предмета данной закупки указано "Приобретение благоустроенных квартир у застройщика".
Как следует из положений извещения о проведении данного электронного аукциона в наименовании объекта закупки установлено следующее: "Приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено пунктом 1.1 проекта контракта исполнитель обязуется построить (создать) дом и после ввода дома в эксплуатацию обеспечить передачу по акту приемки - передачу имущества (квартир) Заказчику для последующего оформления в собственность 16 (шестнадцать) благоустроенных квартир в благоустроенном доме согласно Приложению N1, а Заказчик обязуется принять в собственность и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта.
Пунктом 4.6 проекта контракта указано, что после окончания строительства и ввода дома в эксплуатацию, в срок не позднее _______________ 2016 года передать Заказчику по акту приемки-передачи все документы и осуществить действия, необходимые для регистрации права собственности в соответствии с ГК РФ в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно:
- Разрешение на ввод объекта недвижимости;
- Акт приема-передачи жилых помещений согласно приложения N2 настоящего контракта;
- кадастровые паспорта на квартиры, указанные в Приложении N 2 с осуществлением постановки на кадастровый учет данных квартир;
- в случае необходимости, выдать по письменному требованию доверенность представителю муниципального заказчика, для проведения регистрации права собственности на объект;
- другие документы в случае необходимости.
А также, пунктом 3.4 проекта контракта установлен следующий порядок оплаты заказчиком:
- 50% от стоимости контракта после подписания обеими сторонами акта приемки "нулевого" цикла многоквартирного дома, в число которых входят устройство фундаментов, фундаментных балок и ростверков, цокольного перекрытия;
- 40% от стоимости контракта после подписания обеими сторонами акта приемки коробки многоквартирного дома, в число которых входят устройство стен из кладки мелкими бетонными камнями толщиной 200 мм., устройство перекрытий из сборных железобетонных плит перекрытий, и устройство лестничных площадок и маршей.
- окончательна сумма в размере 10% от стоимости контракта после ввода объекта в эксплуатацию и подписания акта приемки многоквартирного дома.
Вместе с тем, в пунктах 4.1, 4.3 указаны следующие обязанности исполнителя:
- передать квартиры в муниципальную собственность Заказчика. В случае если строительство многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения (квартиры) не завершено - завершить строительство в срок до 30 декабря 2016 г.
- исполнитель обязуется передать жилые помещения. Заказчику в том качественном состоянии, как она есть на день подписания акта приема - передачи, пригодном для проживания, с имеющимся сантехническим, электрическим и иным оборудованием согласно приложению N1 Технического задания.
Комиссия антимонопольного органа проанализировав вышеуказанные положения проекта контракта, извещения о проведении электронного аукциона, плана - графика закупок приходит к выводу, чтоневозможно прямо и однозначно установить предмет закупки: приобретение жилых помещений в рамках Закона N 214 -ФЗ либо строительство здания.
При этом, если исходить из того, что предметом закупки является строительство объекта (здания с жилыми помещениями), то заказчику в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе необходимо было установить требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.Следовательно, требования, установленные в п. 2.3, 6.5 аукционной документации в части наличия у участников закупки проектной документации на застраиваемый участок с положительным заключением экспертизы, разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, правоустанавливающихдокументов на земельный участок, технических условий на подключение многоквартирного жилого дома к инженерным сетям являются незаконными.
В ходе рассмотрения дела, представители заказчика указали, что предметом закупки может являться, как приобретение жилых помещений в рамках Закона N 214-ФЗ, так и строительство.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлено нарушениеположений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части отсутствия в описании объекта закупки объективного характера, не позволяющего определить предмет закупки.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 58 217 367,00 руб.
Из материалов дела следует, что в проекте муниципального контракта не указано значение размеров штрафов, предусмотренных подпунктами "в" пунктов 4 и 5 Правил дляпорогового значения цены контракта от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Вместе с тем, из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер неустойки, штрафов, пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений заказчиком в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки.
Между тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил;
При этом, по мнению Комиссии антимонопольного органа, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Таким образом, заказчикомнарушено требование части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 15 ст. 21 Закона о контрактной системе утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Материалами дела установлено следующее:
Распоряжением АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) N 5/1 от 18.01.2016 года утвержден план - график закупок на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на 2016 год для нужд Администрации с приложением N 1.
02 февраля 2016 года данный план - график закупок на 2016 год размещен на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 15 ст. 21 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "СахастройГрупп" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (извещение N 0116300029816000006) частичнообоснованной, в части размещения закупки не в соответствии с информацией, размещенной в плане - графике закупок, а также об отсутствии оговорки в аукционной документации о том, что наличие положительного заключения экспертизы проектной документации не требуется в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
2. Признать заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) нарушившимп. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33, чч. 4, 5, 8 ст. 34, ч. 3 ст. 7, чч. 11, 12, 15 ст. 21, ч. 1 ст. 2, ч. 13 ст. 34Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2016 г. N 06-249/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016