Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2016 г. N ЭА-401/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спектр" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по компенсационному озеленению парка Антона Головатого в станице Тамань" (извещение N 0118300012816000007) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. В извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют требования п.3-10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Заказчик неправомерно требует предоставления декларации на основании предоставления преимуществ, хотя участники должны декларировать свою принадлежность к СМП только при установлении ограничений. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником в составе второй части заявки свидетельства СРО. Неправомерно установлено предоставление в составе второй части заявки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе и окончание предоставления разъяснений на одну дату (18.03.2016г). Заказчиком предусмотрено выполнение работ СМП и СОНО, при этом не установлена оплата контракта в течение 30 календарных дней. В п.2.1 раздела 2 Технического задания установлено требование о соответствии ГОСТ 25-769-83, однако, данного ГОСТ не существует. Техническое задание аукционной документации размещено в формате, не позволяющем осуществлять ознакомление с информацией.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Таманского сельского поселения Темрюкского района проводился электронный аукцион "Выполнение работ по компенсационному озеленению парка Антона Головатого в станице Тамань" (извещение N 0118300012816000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 163 489,00 рублей.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона, в нарушение ч.5 ст.31, Закона о контрактной системе, отсутствует обязательное требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено преимущество: Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 4 ст.27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В Информационной карте установлено декларирование:
57 |
О принадлежности к субъектам малого предпринимательства в случае наличия в позиции 20 информации о предоставлении преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям(закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) |
Установлено |
58 |
О принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациямв случае наличия в позиции 21 информации о предоставлении преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям(закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) |
В п.20, п.21 Информационной карты установлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.7) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4) ст.42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требования, установленные извещении о проведении электронного аукциона и информационной карте, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком установлено требование о предоставлении во второй части заявки: Участник размещения заказа должен являться членом саморегулируемой организации. Предоставление свидетельств о допуске к работам выданных саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" с изменениями от 23 июня 2010 года:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка;
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
При выполнении работ по озеленению не предусмотрена разработка генерального плана и проектной документации.
Следовательно, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 (далее Постановлением Правительства Российской Федерации N1457) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов (п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе).
В п. 26 Раздела 1 "Информационной карты" установлено:
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" (далее-Постановление) запрещено с 01.01.2016 г. выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Необходимо продекларировать, что участник закупки под юрисдикцией Турецкой Республики не находится, а также не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и отвечает за достоверность представленной информации. |
При этом, аналогичные сведения содержатся в п.61 Информационной карты и в извещении о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1457, а также Законом о контрактной системе, не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, ст. 14 Закона о контрактной системе, в связи с чем, требование, установленное в п. 46 "Информационной карты" не противоречит законодательству о контрактной системе.
Согласно п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В п.31 Информационной карты установлен порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации: Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом такой участник вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику/уполномоченному органу. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса разъяснения положений документации размещаются в единой информационной системе с указанием предмета запроса, при условии, что указанный запрос поступил не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: дата начала: 2 марта 2016 года; дата окончания: 16 марта 2016 года.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, крайний срок окончания подачи запроса на разъяснение положений аукционной документации 14.03.2016г., то есть не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 18.03.2016г, дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации: 16.03.2016г.
Следовательно, заказчиком верно установлена дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено преимущество субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе.
Пункт 2.6. проекта контракта предусматривает: "Заказчик производит оплату путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 (тридцати) дней после удостоверения факта выполнения работ в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно даты (дня) подписанные обеими сторонами акты выполненных работ (форм N КС-2, КС-3) и счета-фактуры. Источник финансирования - средства бюджета Таманского сельского поселения Темрюкского района".
В п.5.2 проекта контракта установлены календарные сроки выполнения работ: "Начало: с момента заключения контракта; Окончание: 30 апреля 2016 года".
Срок действия контракта установлен заказчиком в п.11.1 проекта контракта: "Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения Сторонами своих обязательств, не позднее 25 декабря 2016 года".
Данные положения проекта контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015г. N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой. Приказ вступил в силу с 01.01.2016г., что установлено в п.2 указанного Приказа.
Настоящий порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок) устанавливает правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующих информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями пункта 1.2 Раздела I Порядка в единой информационной размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В соответствии с Разделом IV "Правила пользования единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы" Порядка:
- пользование единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы осуществляется без регистрации;
- пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции: поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы; просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системе.
На официальном сайте допускается загружать файлы в форматах bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов.
Документация электронного аукциона (Требования к товарам (материалам)) размещена на официальном сайте в формате jpg.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п.2.1 раздела 2 Технического задания заказчиком установлено требование о соответствии ГОСТ 25-769-83. Однако, государственного стандарта с таким номером не существует.
На заседании Комиссии представителем заказчика было пояснено, что при составлении Технического задания заказчиком была допущена техническая ошибка, а именно: указан ГОСТ 25-769-83 вместо ГОСТ 25769-83 "Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия".
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИмпульс" обоснованной в части наличия указания несуществующего ГОСТ; неправомерного установления требования о предоставлении участником в составе второй части заявки свидетельства СРО; предоставления декларации о принадлежности к СМП и СОНО при установлении преимуществ СМП и СОНО; в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют требования п.3-10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.31 п.6) ч.5 ст.63, п.10 ч.1, ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района выдано предписание N111 от 24.03.2016г. по делу NЭА-392/2016 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2016 г. N ЭА-401/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2016