Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 23 марта 2016 г. N 68-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "23" марта 2016года. В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2016года.
в присутствии: /_____/, рассмотрев жалобу N68-03з/2016 ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
17.03.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" на действия комиссии Заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0337100006216000010), предметом которого является капитальный ремонт общежития N3.
ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" полагает, что комиссия заказчика в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) приняла незаконное решение о несоответствии первой части заявки ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" требованиям, установленным аукционной документацией.
Заказчиком - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Юго-Восточная Строительная Группа", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия комиссии Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 27.02.2016г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0337100006216000010 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3 (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 4 339 721,40 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.03.2016 N0337100006216000010-1 на участие в Аукционе поступило 5 заявок, в том числе заявка ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" (заявка N2), которая была не допущена до участия в Аукционе со следующим обоснованием: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: п. 17 "переходы" значение показателя "толщина стенки на торцах меньшего диаметра" для предлагаемого "условного прохода" 50 мм, "меньшего наружного диаметра торцов перехода" 45 мм и "толщины стенки на торцах большего диаметра" 4,0 мм, согласно таблицы 2 ГОСТ 17378-2001 должно быть 2,5 мм, участником предложен размер 3,0 мм, изделие не соответствует требуемому заказчиком ГОСТ 17378-2001.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Приложению N1 к Информационной карте "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанные показатели заполняются в соответствии с разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ, не допускается.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" комиссия Заказчика неправомерна отклонила первую часть заявки Общества. Общество заполнило заявку по пункту 17 "переходы" в соответствии с Таблицей 2 - Переходы исполнения 2 ГОСТ 17378-2001. Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Переходы. Конструкция.
Исследовав документацию электронного аукциона N0337100006216000010, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3, Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
В Приложении N3 к Техническому заданию "Сведения о поставляемых товарах по предмету открытого аукциона в электронной форме" Заказчиком установлены требования: все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д., в том числе ГОСТ 17378-2001 (ИСО 3419-81). Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Переходы. Конструкция (с Изменением N 1). (п. 17).
На рассмотрении жалобы по существу представители Заказчика пояснили, что при рассмотрении первых частей заявок Комиссия Заказчика руководствовалась устаревшей редакцией ГОСТ 17378-2001 в котором отсутствовало Изменение N 1. Вследствие допущенной ошибки аукционной Комиссии, заявка N2 ООО "Юго-Восточная Строительная Группа", которая по пункту 17 "переходы" полностью соответствовала ГОСТ 17378-2001(с Изменением N 1), была неправомерно отклонена.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что комиссия Заказчика, в нарушение частей 1,3 статьи 67, пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ неправомерно отклонила заявку ООО "Юго-Восточная Строительная Группа".
4. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 17 "переходы" Заказчик требует следующие параметры:
Временное сопротивление не менее 330 Н/мм2
Предел текучести не менее 205 Н/мм2
Относительное удлинение не менее 25 %
Относительное сужение не менее 55 %
Данные параметры регламентируются ГОСТ 17380-2001 (ИСО 3419-81). Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия (с Изменением N 1).
Пунктом 1.4 Раздела 1 ГОСТ 17380-2001 "Область применения" установлено: Параметры применения деталей трубопроводов, подконтрольных органам надзора, не должны превышать предельных значений, установленных в правилах и нормах органов надзора.
Пунктом 1.6 Раздела 1 ГОСТ 17380-2001 "Область применения" установлено: Стандарт применим для сертификации продукции.
Вышеуказанные характеристики, установленные Заказчиком в Техническом задании регламентируются Таблицей 7 - "Механические свойства металла деталей" ГОСТ 17380-2001.
Согласно данной таблице механические свойства металла деталей исполнения 2 должны быть не менее указанных в таблице значений.
Установив в Техническом задании требование к марке стали в пункте 17 "переходы" Заказчик требует одновременно указать показатели испытания стали на соответствие ее вышеуказанному ГОСТу. Причем, значения этих показателей будут известны только при сертификации продукции, а также при приемо-сдаточных испытаниях на заводе-изготовителе при определении изготовленной марки стали ее соответствия ГОСТу.
Кроме того, все значения, полученные при испытании марки стали на временное сопротивление, предел текучести, относительное удлинение, относительное сужение и не превышающие значения, указанные в Таблице 7 - "Механические свойства металла деталей" ГОСТ 17380-2001 будут свидетельствовать о соответствии конкретной марки стали требованиям ГОСТ и, соответственно требованиям Заказчика.
На основании вышеизложенного, проведя внеплановую проверку Документации в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о наличии завышенных требований к указанию конкретных характеристик в Техническом задании.
Таким образом, предъявив завышенные требования для указания конкретных характеристик товара Заказчик умышленно ограничил круг потенциальных участников аукциона, предполагая, что информацией о значениях большинства характеристик, указанных в пункте 17 "переходы" может владеть только предприятие-изготовитель, либо участник, у которого есть в наличии необходимая информация о проведенных результатах испытаний стали на соответствие ГОСТ. Тем самым Заказчик лишил возможности участвовать в аукционе участников, которые не имеют в наличии необходимой партии переходов, но смогут ее приобрести при выполнении работ.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заказчика на следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Калужского УФАС России так же отмечает тот факт, что представителями Заказчика на рассмотрение жалобы не было представлено каких-либо документальных подтверждений необходимости и правомерности установления завышенных требований в Техническом задании.
На основании вышеизложенного, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Поэтому, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе, его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС установила, что неясность информации, завышенные требования к материалам, указанные в Техническом задании привели к невозможности корректного заполнения заявки заявителем жалобы ООО "Юго-Восточная Строительная Группа", а также других участников закупки.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенными Заказчиком существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при утверждении аукционной документации (Технического задания), Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании электронного аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Юго-Восточная Строительная Группа" обоснованной.
2. Признать действия комиссии заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N0337100006216000010, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3, нарушающими требования частей 1,3 статьи 67, пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Признать действия заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" при утверждении документации аукциона в электронной форме N0337100006216000010, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3, нарушающими требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
4. Выдать заказчику - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона N0337100006216000010, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3;
5. Комиссии заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" предписание не выдавать в связи с аннулированием электронного аукциона N0337100006216000010, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3.
6. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" обеспечить возможность заказчику - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" аннулировать электронный аукцион N0337100006216000010, предметом которого является капитальный ремонт общежития N3.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/_____/ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/_____/ |
|
___________________ |
/_____/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 23 марта 2016 г. N 68-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2016