Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 марта 2016 г. N 366-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Автобаза Администрации города Екатеринбурга"
- уполномоченного органа в лице Администрации г. Екатринбурга
- заявителя в лице ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой"
рассмотрев жалобу ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" (620050, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маневровая, д. 43, литер B2) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Автобаза Администрации города Екатеринбурга" (далее - МБУ "Автобаза Администрации города Екатеринбурга") (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Теартральный, 4а), уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 42а ,кв. 530), его комиссии при проведении закупки путем электронного аукциона (извещение N 0162300005316000621) на приобретение легкового автомобиля по программе утилизации в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" (вх. N 01-3727 от 16.03.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице МБУ "Автобаза Администрации города Екатеринбурга", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162300005316000621) на приобретение легкового автомобиля по программе утилизации.
В своей жалобе заявитель обжалует решение единой комиссии уполномоченного органа о признании заявки участника аукциона в электронной форме - ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" - не соответствующей требованиям аукционной документации. В доводах жалобы заявитель указывает, что им в составе аукционной заявки приложены все документы, запрашиваемые в аукционной документацией в составе заявки участника. На основании изложенного просит провести внеплановую проверку закупки, признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику, уполномоченному органу, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон и проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
02.03.2016 года в Единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300005316000621 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 776 190,00 рублей.
Согласно ч.8 ст.67 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.
В соответствии с ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе).
При этом согласно ч.8. ст.69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который среди прочего должен содержать информацию о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На дату окончания срока подачи заявок (09.03.2016г.) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка от участника ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой", которая была признана Единой комиссией уполномоченного органа не соответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию: "признать участника закупки и поданную им заявку не соответствующей требованиям ФЗ N44 и документации об аукционе в соответствии с п.1 ч.6 ст.69 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п.1 ч.4.3.6 инструкции о проведении электронного аукциона. Непредставление документов и информации, которые предусмотрены п.1,3-5,7 и 8 ч.2 ст.62, ч.3 и 5 ст.66 44-ФЗ, а именно в заявке участника отсутствует установленный п.12 информационной карты аукциона акт экспертизы, выдаваемой Торгово-промешенной палатой Российской Федерации в порядке, установленным ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (отсутствует акт экспертизы, выданный участнику закупки. Приложен акт экспертизы, выданный производителю товара)" (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.03.2016г.).
Объектом закупки данного электронного аукциона является "поставка легкового автомобиля". В извещении о проведении электронного аукциона установлен код по ОКПД2 29.10.22.000 (Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств согласно перечню, идущему приложением к постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656 (далее по тексту - Перечень). Указанный Перечень содержит в числе прочего запрет на допуск происходящих из иностранных государств товаров, имеющих код ОКПД2 29.10.22.000 (средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые) (пункт 15 Перечня).
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 подтверждением соответствия товаров, указанных в пунктах 14 - 16, 18, 20 - 26 и 33 перечня, требованиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего постановления, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Положением о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ТПП РФ от 25.08.2014 N 64 (далее по тексту - Положение) установлено, что акт экспертизы - акт экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - документ, выданный уполномоченной ТПП участнику закупки, который подтверждает соответствие товаров требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 года N 656.
Согласно п.4.1. Положения для получения акта экспертизы участник закупки представляет в уполномоченную ТПП заявление с просьбой о выдаче акта экспертизы.
При этом в силу п.3.2. Положения если иное не предусмотрено настоящим Положением, акт экспертизы оформляется на основании первичного акта экспертизы, выполненного экспертами уполномоченной ТПП, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара - объекта закупок (его филиала, обособленного подразделения). Указанные первичные акты экспертизы оформляются на постоянную номенклатуру товаров сроком на один год.
В соответствии с Порядком заполнения актов экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям постановления Правительства РФ "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14 июля 2014 года N 656" для оформления актов экспертизы составляются годовые акты экспертизы сроком на один год на постоянную номенклатуру товаров, указанных в пунктах 14 - 16, 18, 20 - 26 и 33 Перечня. Указанные товары должны быть произведены в соответствии с требованиями, изложенными в примечании к Перечню, включая товары, изготовленные на основе базовых транспортных средств, которые были произведены в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14 июля 2014 года N 656.
Таким образом, подтверждением соответствия закупаемого по рассматриваемому электронному аукциону товару является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации; при этом указанный акт экспертизы оформляется на основании первичного акта экспертизы, выданного экспертами уполномоченной ТПП, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара.
Пунктом 12 Информационной карты (часть 2 аукционной документации) установлены требования ко второй части заявки участника электронного аукциона: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона, или копии этих документов:
а) акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" в составе аукционной заявки представлена копия акта экспертизы N022797 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 04.09.2015г., выданная Ульяновской Торгово-промышленной палатой производителю товара ПАО "УАЗ" на легковой автомобиль УАЗ-3163.
Таким образом, единственным участником электронного аукциона в составе своей заявки в качестве документа, подтверждающего соответствие участника п.12 Информационной карты аукционной документации, представлен годовой (первичный) акт экспертизы, выдаваемый производителю товара экспертами уполномоченной ТПП, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара.
Представители заказчика и уполномоченного органа, ссылаясь на факт того, что заявителем жалобы в составе своей заявки представлен годовой акт экспертизы ТПП, выдаваемый производителю товара, вместо акта экспертизы ТПП выдаваемого уполномоченной ТПП участнику закупки указывали, что представленная заявка ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Проведя анализ представленных сторонами дела материалов Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующему выводу.
Из буквального и смыслового толкования ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия рассматривает документы и сведения, содержащиеся в поданной заявке участника аукциона на соответствие заявки такого участника требованиям документации об аукционе. В свою очередь заказчик при составлении требований, предъявляемых к составу заявки участника на участие в электронном аукционе, обязан руководствуется обязательными требованиями Закона о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативно-правовыми актами.
Из п.12 Информационной карты электронного аукциона следует, что участник закупки должен представить в составе своей заявки акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Указанное требование включено в аукционную документацию в соответствии с требованиями ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656. При этом аукционной документацией не установлено конкретного требования к представляемому в составе заявки участника акту ТПП РФ. В связи с чем, из требований аукционной документации не следует, что участник аукциона вправе представить в составе своей заявки только акт экспертизы ТПП выдаваемый участнику закупки на основании первичного акта ТПП выдаваемого производителю товара сроком на один год.
ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" представило в своей заявке копию первичного акта экспертизы N022797 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 04.09.2015г., выданного Ульяновской Торгово-промышленной палатой производителю товара ПАО "УАЗ" на легковой автомобиль УАЗ-3163, которая соответствовала требованиям п.12 Информационной карты аукционной документации.
Кроме того, из представленных участником аукциона документов единая комиссия уполномоченного органа могла установить факт того, что предлагаемый к поставке участником товар (автомобиль УАЗ-3163) удовлетворяет требованиям п.6 ч.5 ст.66, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, поскольку акт экспертизы ТПП выдаваемый участнику закупки составляется, как было установлено выше, на основе первичного акта экспертизы, выдаваемого производителю товара.
Таким образом, заявка участника ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" соответствует требованиям аукционной документации. В связи с чем, в действиях единой комиссии уполномоченного органа усматривается нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе влечет административную ответственность по ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Автомобильный Центр на Маневревровой" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "Автобаза Администрации города Екатеринбурга" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его единой комиссии выявлено нарушение ч.7ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МБУ "Автобаза Администрации города Екатеринбурга", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 марта 2016 г. N 366-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2016