Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 21 марта 2016 г. N КВ/1460
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок, |
членов комиссии: | |
Лосева В.Г., |
заместителя начальника отдела контроля закупок, |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
Саналовой О.В., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
Насоновой В.К., |
специалиста 1 разрядка отдела контроля закупок, |
вприсутствиипредставителей заказчика Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ТРО ФСС РФ) Шкуровой Екатерины Викторовны (доверенность от 04.03.2016 N3/2016), Тайдонова Алексея Михайловича (доверенность от 04.03.2016 N4/2016), Муравьевой Ирины Николаевны (доверенность от 04.03.2016 N5/2016),
в отсутствие представителя заявителя -ООО "Риагранд", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (исх.КВ/1134 от 14.03.2016),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/31-16, возбужденное по жалобе ООО "Риагранд" (далее - заявитель) на действия заказчика - ГУ - ТРО ФСС РФпри проведении электронного аукциона "Поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов" (извещение N0265100000416000089 от 17.02.2016),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2016 в Томское УФАС России обратилось ООО "Риагранд"(вх.1162) с жалобой на действия заказчика - ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона "Поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов", нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель сообщает, что содержание аукционной документации противоречит требованиям Закона 44-ФЗ, а именно:
1. Заявитель считает, что в аукционной документации заказчик необоснованно установил ограничение допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в то время как аукцион проводится на услуги слухопротезирования, а не на поставку товара.
Заявитель считает, что предметом закупки является именно слухопротезирование (то есть оказание услуг), о чем свидетельствует факт требования заказчиком от участников закупки лицензии на медицинскую деятельность по сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области и то, что в силу условий проекта государственного контракта поставщик обязан: 5.1.3. осуществлять выдачу Получателям готового к эксплуатации Товара. 5.1.4. Обеспечить инструктаж и консультативную помощь Получателям Товара.
2. Заявитель считает, что объединив в один предмет закупку слуховых аппаратов и комплекс работ (услуг), часть из которых подпадает под медицинскую деятельность, требующую наличие лицензии, заказчик ограничивает участие в закупке.
Работы по проведению осмотра получателя врачом сурдологом - оториноларингологом, подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным получателя, а также согласно медицинским рекомендациям, индивидуальная настройка слухового аппарата, инструктаж, консультационная помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдача слухового аппарата получателю - требуют наличия лицензии у исполнителя (соисполнителя) на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области.
Заявитель считает, что такое требование, и объединение в одном лоте (одной закупке) поставки товаров с лицензируемой деятельностью на работы в области сурдологии-оториноларингологии, с другой стороны, создает ограничение конкуренции для потенциальных участников аукциона и влечет вытеснение из участия в закупке хозяйствующих субъектов, не обладающих лицензией по сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области или не имеющих субподрядные договоры с лицами, обладающими такими лицензиями.
Заявитель обращает внимание также, что поставка слуховых аппаратов и слухопротезирование не являются технологически и функционально связанными.
Заявитель полагает, что тот факт, что аукционная документация допускает привлечение участником закупки в качестве соисполнителя лица, обладающего требуемой лицензией, не является основанием утверждать об отсутствии ограничения конкуренции.
Заявитель полагает, что в результате объединения заказчиком в один лот двух предметов, один из которых требует лицензирования, им была нарушена ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ, ч.ч.1,2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон 135-ФЗ)
3. Заявитель просит проверить коммерческие предложения, на основании которых определена начальная (максимальная) цена контракта, а именно, на наличие у поставщиков требуемых заказчиком лицензий. Заявитель считает, что в противном случае Н(М)ЦК определена Заказчиком неверно, не на условиях документации об электронном аукционе.
4. Заявитель считает, что п.4.1.20. Информационной карты аукционной документации указано: "Срок поставки товара, являющегося предметом контракта - с момента заключения государственного контракта в течение 15 дней со дня получения поставщиком письменной заявки или направления, но не позднее 20 декабря 2016 года", ущемляет интересы добросовестного участника закупки, поскольку не исключает, что Заказчик представит поставщику письменную заявку или направление 19.12.2016.
5. Заявитель считает п.4.1.19. Информационной карты аукционной документации указано: "Место доставки товара, являющегося предметом контракта - Российская Федерация, Томская область, доставка до получателя, до конкретного получателя, составленные с учетом заявлений инвалидов" некорректным, поскольку без информации о том где именно на территории Томское области проживают инвалиды, которым нужно доставить слуховые аппараты, добросовестный участник не сможет просчитать свои затраты на исполнение обязательств по контракту.
6. Заявитель считает, что условие в п.4.1.19. Информационной карты аукционной документации "При выдаче слуховых аппаратов производится индивидуальная настройка на базе специализированного центра Поставщика (Соисполнителя), находящегося по адресу, указанному в лицензии Поставщика (Соисполнителя) на территории Томской области" противоречит предшествующему предложению того же пункта, где сказано, что доставка слухового аппарата осуществляется до получателя, а не до специализированного центра.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной; выдать предписание о внесении изменений в аукционную документацию в целях приведения ее в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ; истребовать у заказчика и проанализировать коммерческие предложения, на основании которых была определена Н(М)ЦК, а именно наличие у лиц, представивших такие коммерческие предложения, лицензий на сурдологическую деятельность на территории Томской области.
В письменном пояснении на жалобу ООО "Риагранд", поступившем от заказчика(вх.1328 от 18.03.2016), заказчиксообщает, чтов его действиях отсутствуют нарушения положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду следующего:
1. Заказчик указывает на п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240 (далее - Правила 240), в соответствии с которым обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). При этом, в федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N2347-р (далее - Перечень 2347-р), в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (п.4), а в раздел "Технические средства реабилитации" включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (п.17).Таким образом, в перечне отсутствует реабилитационное мероприятие: слухопротезирование, на которое ссылается в своей жалобе заявитель.
Фонд социального страхования обеспечивает инвалидов слуховыми аппаратами (товаром), в поставку которых входит их настройка для каждого конкретного инвалида, что и было указано в документации.
Заказчик считает, что действовал в соответствии с законодательством о контрактной систем в сфере закупок, так как на основании п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ он обязан был установить условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, ввиду того, что постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102, в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых (код 33.10.18.110) введен запрет на поставку такого товара из иностранных государств.
2. Заказчик сообщает, что требование о наличии лицензии внесено в документацию по инициативе конечных потребителей (инвалидов) и в соответствии с действующим законодательством, а также основано напозиции ФАС России, изложенной в письме от 25.11.2015 NАД/66737/15, в котором сказано, что региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вправе проводить закупку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов, включая поставку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации возможности привлечения исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
Заказчик указывает, что классификатор технических средств реабилитации, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N214н (далее - Классификатор 214н), предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности. В перечне отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов. При этом, конечным итогом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в т.ч. слуховыми аппаратами, является их полная реабилитация, т.е. восстановление тех или иных функций организма. В данном, рассматриваемом случае, восстановление слуха. Следовательно, предоставление слухового аппарата (только поставка) без его индивидуальной настройки для каждого конкретного инвалида, не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации, более того, слуховой аппарат без его настройки опасен для здоровья самого инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Правил 240 обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
в) компенсация за самостоятельно приобретенное средство реабилитации.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, протезные изделия, включая слуховые аппараты.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства.
В Перечне 2347-р, в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (п.4), а в раздел "Технические средства реабилитации" включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (п.17).
В соответствии с ГОСТ Р 51024-97 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия" слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению; индивидуальный ушной вкладыш - ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода.
Заказчик размещает заказ с указанием только типов слуховых аппаратов (мощный, сверхмощный, средней мощности, заушный и т.п.), а также указывает технические критерии, по которым определяется уже конкретная модель изделия, которую собирается поставить исполнитель.
При этом, слуховой аппарат устанавливается инвалиду только после того, как врач проведет аудиологическое исследование на соответствующем медицинском оборудовании, с учетом индивидуальных особенностей степени нарушения слуха конкретного инвалида. Причем одному гражданину может одновременно требоваться два слуховых аппарата с разной мощностью (на правое и левое ухо).
При подборе слухового аппарата учитываются также анатомические особенности строения ушной раковины для изготовления ушного вкладыша, что предполагает снятие слепка наружного слухового прохода и ушной раковины. Следовательно, настройка возможна только на базе лечебного учреждения, имеющего необходимую аппаратуру и врачебный персонал.
Использовать слуховой аппарат без настройки с параметрами от завода-изготовителя категорически нельзя, так как неизбежно возникает избыточная стимуляция громкими звуками, что приведет не к восстановлению утраченных функций, а к их ухудшению или утрате.
Уровень максимальной громкости слухового аппарата выставляется в момент обеспечения непосредственно на человеке со сниженным слухом согласно специальному алгоритму.
В связи с этим, все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности, подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха каждого инвалида и только специально обученным врачом-специалистом в рамках медицинского учреждения, имеющего соответствующую лицензию.
Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включают работы (услуги), в том числе по сурдологии-оториноларингологии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N155н утвержден "Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология" (далее - Порядок 155н), в соответствии с которым медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопро-тезирование (приложение N2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N155н).
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 N09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.
Осмотр, диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор, настройку, обучение пользованию и выдачу слуховых аппаратов в соответствии с аукционной документацией, исходя из требований действующего законодательства, должен оказывать врач сурдолог-оториноларинголог, специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N415н, по специальности "сурдология-оториноларингология" и который имеет право, в томчисле самостоятельно определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; проводить диагностические, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; осуществлять подбор слуховых аппаратов.
Таким образом, деятельность по индивидуальной настройке слухового аппарата подлежит обязательному лицензированию согласно требованиям статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона 44-ФЗ к участникам размещения заказа предъявляется обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Учитывая, что в рамках оказания услуги требуется осуществлять осмотр врачом-сурдологом, проводить диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор (включая изготовление ушного вкладыша), настройку слуховых аппаратов, что невозможно без лицензии на медицинскую деятельность, заказчиком в документации установлены такие требования к участникам размещения заказа, что не противоречит Закону о размещении заказов.
Кроме того, согласно п.10 Порядка 155н при выдаче слуховых аппаратов в медицинской документации делается запись о выдаче такого аппарата. Данный факт также подтверждает возможность оказания услуги только лицом, имеющим такую лицензию (или соисполнителем).
В данном случае поставка товара и услуги по его по подбору, настройке, обучению пользования имеют непосредственную взаимосвязь и подчинены общей цели - обеспечение инвалидов надлежащими средствами реабилитации для улучшения качества их жизни.Следовательно, поставка слухового аппарата и его индивидуальная настройка при обеспечении инвалидов слуховыми аппаратами технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью услуги по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. Для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "сурдология - оториноларингология".
Заказчик сообщает, что на территории Томской области имеются медицинские организации, могущие выступать в качестве соисполнителей по контракту и имеющие соответствующую лицензию по сурдологии-оториноларингологии:ОГАУЗ "Городская клиническая больница N3" (лицензия NЛО-70-01-001259); ФГБУ "Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА" (лицензия NФС-77-01-007142); ОГАУЗ "Поликлиника N10" (лицензия NЛО-70-01-001402); ОГАУЗ "Томская областная клиническая больница" (лицензия NЛО-70-01-001323); ООО "Томский сурдологический центр" (лицензия NЛО-70-01-001087).
3. Заказчик указывает на методические рекомендации по применению методов определения цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, в соответствии с которыми,для определения НМЦК используется метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении ЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), которые планируются к закупкам (ч.2 ст.22 Закона 44-ФЗ).
Заказчик сообщает, что в целях определения НМЦК данным методом направлены 3 запроса о предоставлении ценовой информации поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет"), при этом в запросе прямо указано, что в цену контракта входят все затраты, которые могут возникнуть у поставщика в ходе исполнения контракта, включая настройку и доставку слуховых аппаратов до инвалидов по месту их жительства.
Получено 3 ответа на направленные запросы: ООО "Томский сурдологический центр" (исх. N01.02 от 04.02.2016); ООО "Центр слуха "Звуки жизни" (исх. Nб/н от 04.02.2016);ООО "Меднорд-Техника" (исх. Nб/н от 04.02.2016).
4. Заказчик указывает, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе слуховыми аппаратами, осуществляется во исполнение ст.11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N181-ФЗ, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
В соответствии с п.5 Порядка 240, уполномоченный орган (т.е. Фонд социального страхования) рассматривает заявление, указанное в п.4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется организациями, отобранным в ходе проведения "конкурсных" процедур, с которым заключены государственные контракты, в течение 15 дней с момента получения заявления от инвалида уполномоченным органом (т.е. Фондом).
Следовательно, Исполнитель, с которым будет заключен государственный контракт по итогам размещения заказа, обязан предусмотреть возможность доставки результатов работ в любой населенный пункт, расположенный на территории Томской области непосредственно до каждого инвалида в течение 15 дней с момента получения такой заявки. Данные расходы и риски уже заложены в цену контракта. Более того, все потенциальные участники размещения заказа поставлены в одинаковые условия.
5. Заказчик указывает, что необходимость доставки непосредственно до получателя, расположенного на территории Томской области, обусловлена действующим законодательством, регламентирующим порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, что подтверждается следующим.
В соответствии с п.5 Порядка, уполномоченный орган (т.е. Фонд социального страхования) рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется организациями, отобранным в ходе проведения "конкурсных" процедур, с которым заключены государственные контракты, в течение 15 дней с момента получения заявления от инвалида уполномоченным органом (т.е. Фондом).
Следовательно, Исполнитель, с которым будет заключен государственный контракт по итогам размещения заказа, обязан предусмотреть возможность доставки результатов работ в любой населенный пункт, расположенный на территории Томской области непосредственно до каждого инвалида, на условиях DDP (DeliveredDutyPaid" ("Поставка с оплатой пошлин"), которая означает, что продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения - т.е. до конкретного получателя), в течение 15 дней с момента получения такой заявки. Данные расходы и риски уже заложены в цену контракта.
6. По условиям аукционной документации, доставка осуществляется по письменной заявке Заказчика, либо представления инвалидом (Получателем) направления на получение изделий, выданного Заказчиком.
Конкретное количество, которым обеспечивается каждый инвалид, в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, и, как следствие, конкретное место доставки на территории Томской области, определяется только после обращения Получателя к Заказчику. На момент проведения закупки и заключения государственного контракта, данной информацией Заказчик не располагает.
Следовательно, заявка на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, формируется в момент обращения Получателя к Заказчику, т.е. уже после заключения Государственного контракта, в ходе его непосредственного исполнения и доставка должна быть осуществлена в любой населенный пункт, расположенный на территории Томской области, в котором проживает гражданин, подпадающий под действие Постановления N240 и которому, в соответствии с разработанной ему индивидуальной программой реабилитации инвалида, необходимо обеспечение техническими средствами реабилитации.
Конкретные адреса, наименования населенных пунктов на территории Томской области, количество технических средств реабилитации, необходимое для доставки в конкретный населенный пункт области, станут известны только в ходе исполнения уже заключенного государственного контракта, когда инвалид обратится в Фонд с индивидуальной программой реабилитации.
На основании изложенного заказчик считает: документация об электронном аукционе разработана в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с рекомендациями самих инвалидов; техническое задание не ограничивает конкуренцию по поставщикам, так как любой потенциальный поставщик вправе привлечь в качестве соисполнителя любое лицо, имеющее соответствующую лицензию по сурдологии-оториноларингологии; техническое задание разработано с учетом рекомендаций ОООИ "ВОС" и центрального аппарата ФАС России и просит признать жалобу не обоснованной.
Изучив доводы жалобы ООО "Риагранд", письменный отзыв заказчика, материалы закупки N0265100000416000089, заслушав представителей заказчикаКомиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0265100000416000089о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованыв единой информационной системе в сфере закупок 17.02.2016.
Аукцион проводится на электронной площадкеРТС-тендер http://www.rts-tender.ru
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 260 689,89 руб.
Заказчик -Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предмет аукциона: поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов.
Обжалуются действия заказчика по установлению положений документации об электронном аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив действующую редакцию от 25.02.2016 документации об электронном аукционе (далее - Документация), законодательство регулирующее деятельность по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, Комиссия Томского УФАС России установила, что:
Предмет контракта "Поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов" регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нормативными актами, устанавливающими требования к реабилитационным мероприятиям, требования к техническим средствам реабилитации и др., в результате этого имеет многоцелевую направленность, а именно: доведение слухового аппарата до конкретного инвалида по месту его жительства с подбором его комплектации, индивидуальной настройкойслухового аппарата в зависимости от медицинских показаний инвалида, а также обучение инвалида пользованием таким слуховым аппаратом.
Предмет контракта неразделим, так как зависит и проводится в целях реабилитации слуха инвалидам посредством поставленных технических средств реабилитации, подобранных в соответствии с медицинскими показаниями конкретного физического лица (инвалида) адресно.
Объем поставки по контракту, а также адрес поставки (по месту жительства) зависит от фактических обращений конкретных физических лиц (инвалидов) за слуховыми аппаратами в целях реабилитации слуха, в течение срока исполнения контракта.
Заказчикна основании п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ обязан установить запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых (код 33.10.18.110), ввиду того, что постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102, введен запрет на поставку такого товара из иностранных государств.
Запрет установлен в строке 7.6.1 Информационной карты электронного аукциона:
Подтверждением страны происхождения товара, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами".
Ввиду того, что настройка слуховых аппаратов требует от персонала поставщика оказания медицинских услуг по сурдологии-оториноларингологии (медицинских услуг класса "Б"): комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то есть, деятельностьпо подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования осуществляется врачом-сурдологом, и такая деятельностьподлежит лицензированию наосновании п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 N09-Г-1324), то заказчик правомерно установил в строке 7.1 Информационной карты электронного аукционе следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющимпоставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: "наличие собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области или наличие собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области илипривлечение к исполнению обязанности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов Соисполнителя, имеющего лицензию на указанную деятельность".
Соответственно, в строке 7.4 Информационной карты электронного аукциона заказчик потребовал документы от участников закупки самостоятельно исполняющих обязанности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленному п.п.1,2 ч.1 ст.31 Закона44-ФЗ:"копию собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сурдологии-оториноларингологии на территорииТомской области или копию собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области(Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 09.04.2015 N 178н, ФЗ N 323 от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ N1664 н от 27.12.2011 года).
Перечисленные требования позволяют участие в закупке участникам закупки, имеющих собственные лицензии, либо в случае отсутствия собственной лицензии с привлечением соисполнителей, соответствующих таким требованиям (имеющих требуемую лицензию), поэтому такие требования не ограничивает участие в закупке, то есть отсутствует нарушение ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ. Косвенно, этот факт подтверждается участием в закупке трех участников, а также то, что 18.03.2016 по результатам проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 26,5%.
Изучив запросы, направленные заказчиком в целях определения начальной (максимальной) цены контракта в адреса поставщиков, постоянных участников аукционов на аналогичные предметы контракта, Комиссия Томского УФАС России установила, что запросы содержали сведения о том, что в цену контракта входят все затраты, которые могут возникнуть у поставщика в ходе исполнения контракта, включая настройку и доставку слуховых аппаратов до инвалидов по месту их жительства.Таким образом, цены, предложенные поставщиками ООО "Томский сурдологический центр", ООО "Центр слуха "Звуки жизни", ООО "Меднорд-Техника" содержали такие затраты.
Комиссия Томского УФАС России установила, что срок поставки, указанный заказчиком в п.4.1.20 Информационной карты электронного аукциона: "Срок поставки товара, являющегося предметом контракта - с момента заключения государственного контракта в течение 15 дней со дня получения поставщиком письменной заявки или направления, но не позднее 20 декабря 2016 года" является единым требованием ко всем участникам закупки и не содержит нарушений требований Закона 44-ФЗ, так как требования к ограничению срока поставки его положениями не установлены.
На основании установленного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов, приведенных в жалобе ООО "Риагранд".
Внеплановая проверка материалов закупки "Поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов" (извещение N0265100000416000089 от 17.02.2016) в отношении исполнения заказчиком всех требований Закона 44-ФЗ, действий аукционной комиссии,проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ст.ст.33, 64,106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО"Риагранд" на действия заказчика - ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона "Поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов" (извещение N0265100000416000089 от 17.02.2016) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Лосев В.Г. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Саналова О.В. |
|
|
Насонова В.К. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 21 марта 2016 г. N КВ/1460
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2016