Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 марта 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста - эксперта;
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вода Отечества" (далее - ООО "Вода Отечества", заявитель, Общество) (г.Москва) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области Областная психиатрическая больница N1 (N закупки 0128200000116000678), в присутствии представителей заказчика - государственного казенного учреждения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N1" (доверенность от14.01.2016 N30/01-01), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N09 от 11.01.2016), заявителя - ООО "Вода Отечества" (доверенность от 22.03.2016 Nб/н).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Вода Отечества" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области Областная психиатрическая больница N1 (N закупки 0128200000116000678).
В свое жалобе заявитель указал следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации об электронном аукционе установлены следующие единые требования к участникам закупки по составу второй части заявки: копии документов, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации.
В составе второй части заявки ООО "Вода Отечества" представило необходимые лицензии полученные в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), а именно: лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, N ФС-99-03-003662 от 18.03.2013 выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, срок действия которой бессрочно; лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), N 77.01.13.002.Л.000124.03.07 от 27.03.2007 выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, срок действия - бессрочно.
Однако, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок признала заявку Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе с указанием причины отклонения, что не были предоставлены документы - копия лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием: монтаж и наладка медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники, периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
С данным решением аукционной комиссии ООО "Вода Отечества" не согласно в виду следующего.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
В составе второй части заявки ООО "Вода Отечества" представило необходимую лицензию полученную в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, срок действия которой бессрочно - бессрочно и которая является легитимной, соответствующей действующему законодательству.
На основании пункта 4 статьи 22 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня видов, работ, услуг, которые выполняется, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469).
Лицензия ООО "Вода Отечества" была получена 18.03.2013, то есть после вступления в силу Закона о лицензировании отдельных видов деятельности и выдана бессрочно, то есть обязательному переоформлению не подлежит.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 18.02.2014 N 04И-156/14 "О порядке переоформления лицензий в сфере производства и технического обслуживания медицинской техники" все лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, предоставленные Росздравнадзором до вступления в силу Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, подлежат переоформлению, но не является обязательным.
Таким образом, ООО "Вода Отечества" не согласно с решением аукционной комиссии.
В обоснование правомерности действий комиссии представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил следующее.
При проведении электронного аукциона, комиссия рассматривает в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторые части заявок участников закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе, а также содержащиеся в реестре участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике закупки, подавшем такую заявку на участие в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.03.2016 заявка ООО "Вода Отечества" не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Основанием для отклонения заявки заявителя является следующее: пункт 46 Информационной карты электронного аукциона, пункт 1 часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - не предоставление документов (копии лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники)), предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 46 Информационной карты электронного аукциона в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе необходимо было предоставить копию лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники).
ООО "Вода Отечества" не была предоставлена копия лицензии, соответствующая требованиям документации об электронном аукционе, что послужило причиной отклонения его заявки на участие в электронном аукционе.
Представитель заказчика пояснили следующее.
В соответствии с требованием части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком установлены требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Одним из требований являлось наличие у участника закупки лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, с указанием: монтаж и наладка медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники, периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники.
Требования к данной лицензии установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, которое содержит перечень работ и услуг в части технического обслуживания медицинской техники.
ООО "Вода Отечества" была представлена лицензия без указания конкретных видов работ и услуг.
Тем самым, заказчик считает действия аукционной комиссии обоснованными.
Требования заказчика о наличии у участника электронного аукциона лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники с указанием перечня работ и услуг установлены и конкретизированы в соответствии с действующим законодательством.
Лицензия ООО "Вода Отечества" на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники N ФС-99-03-003662 от 18.03.2013 выдана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 32) (утратило силу).
Лицензия ООО "Вода Отечества" содержит перечень видов медицинской техники, подлежащей техническому обслуживанию.
Стоит обратить внимание, что все лицензии, выданные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, содержат перечень видов медицинской техники, при этом, полный перечень видов медицинской техники, который включается в лицензию не является исчерпывающим.
Одно и то же оборудование может быть отнесено к различным видам.
Приложением N 1 к документации об электронном аукционе указан перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту.
ООО "Вода Отечества" не доказало наличие у него права на техническое обслуживание и ремонт всего перечня оборудования в соответствии с имеющейся у него лицензией.
Кроме того, заказчик не может и не обязан знать какой именно вид оборудования будет указан в приложение к лицензии, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 32.
Заказчик не может удовлетворить потребности всех участников закупки, лицензии которых не переоформлены в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469.
Поскольку медицинская техника оказывает влияние на безопасность и качество оказываемой медицинской помощи, заказчиком были установлены в пункте 1.3 Техническом задании и пункте 1.17 проекте контракта требования к качеству оказываемой услуги исполнителем, отвечающее нормам действующего законодательства: "Качество выполняемых работ должно соответствовать условиям Контракта, Техническому заданию, ГОСТам, СНиПам, Методическим рекомендациям по техническому обслуживанию медицинской техники, утвержденными Минздравом России 24.09.2003 и Минпромнауки России 10.10.2003, правилам и техническими условиям, действующим в Российской Федерации, документации завода-изготовителя оборудования", "Исполнитель должен иметь: лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) на соответствующие виды медицинской техники в соответствии с Федеральным законом N 99 от 4 мая 2011г.; лицензию на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (с указанием: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники) в соответствии с Федеральным законом N99 от 4 мая 2011г. и Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469; удостоверения специалистов с аттестацией в области "оборудование, работающее под давлением", состоящих в штате организации участника закупки".
Согласно пункту 4.4.1. письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" службе технического обслуживания медицинской техники рекомендуется иметь в своем распоряжении следующие документы: эксплуатационную и, при необходимости, ремонтную документацию на весь перечень обслуживаемой медицинской техники.
Действовавшее ранее Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 32 не обязывало организаций предоставлять какие-либо документы в подтверждение наличие у них эксплуатационной документации.
Вместе с тем, заказчиком установлены требования к наличию лицензии, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, так как лицензионные требования, предъявляемых к организациям согласно Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 отличаются от требований Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 32, а именно, при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, согласно пункту 5 и подпункту "б" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469): наличие эксплуатационной документации производителя на медицинскую технику или соблюдения требований производителя на медицинскую технику или реквизитов эксплуатационной документации производителя на медицинскую технику.
ООО "Вода Отечества" не представило доказательств, что обладает данной лицензией, а также, что в полном объёме соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 22 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно письму Росздравнадзора от 18.02.2014 N 04И-156/14 "О порядке переоформления лицензий в сфере производства и технического обслуживания медицинской техники" стоит отметить, что "все лицензии, предоставленные Росздравнадзором до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, то есть до 15.06.2013, подлежат переоформлению в связи с отсутствием в них введенных постановлением видов работ (услуг)".
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электроном аукционе и документы, направленные заказчику оператору электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1,3 - 5,7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.03.2016 вторая часть заявки ООО "Вода Отечества" аукционной комиссией признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, по следующим основаниям: пункт 46 Информационной карты электронного аукциона, пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункту 13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - не предоставление документов (копия лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием: монтаж и наладка медицинской техники; контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники)), предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 46 Информационной карты документации об электронном аукционе на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области Областная психиатрическая больница N1 установлено одно из единых требований о предоставлении копии лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники).
В составе второй части заявки ООО "Вода Отечества" на участие в указанном электронном аукционе приложена копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, N ФС-99-03-003662 от 18.03.2013 выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, срок действия которой - бессрочно.
Комиссия установила, что лицензия ООО "Вода Отечества" не соответствует
требованиям пункта 46 Информационной карты документации об электронном аукционе, а именно в ней не указанны виды работ и услуг: монтаж и наладка медицинской техники; контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники.
Таким образом, вторая часть заявки заявителя не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия, правомерно признала вторую часть заявки ООО "Вода Отечества" не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующее нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требованиям к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 2 статьи 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 46 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки копии лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Комиссия пришла к выводу, что данное требование является неправомерным, так как лицензия на производство и техническое обслуживание медицинской техники должна соответствовать Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По мнению Комиссии, указание заказчиком о наличии у участников закупки лицензии согласно Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 ведет к ограничению числа участников закупок.
Комиссия пришла к выводу, что в документации об электронном аукционе должно быть установлено требование к участникам закупки о представлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, рассматриваемая документация об электронном аукционе требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вода Отечества" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области Областная психиатрическая больница N1 (N закупки 0128200000116000678) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2016