Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 марта 2016 г. N 2-57-2608/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей Департамента развития новых территорий города Москвы: Я.А. Деминой, Т.В. Смирновой,
в отсутствие представителей ООО "ГОЛОС", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/11552 от 24.03.2016,
рассмотрев жалобы ООО "ГОЛОС" (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ по объекту: "Подъездная дорога к детско-взрослой поликлинике на 320 посещений в смену (уровень -1), поселение Воскресенское, поселок Воскресенское" и объекту "Подъездная дорога к ДОУ на 250 мест по адресу: поселок Воскресенское, поселение Воскресенское" (Закупки N0173200025416000013, 0173200025416000014) (далее - Конкурсы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных открытых конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/11552 от 24.03.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика путем проведения открытых конкурсов.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч.1 ст.27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении конкурсов Заказчиком выбран код ОКДП2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", начальная (максимальная) цена контракта по закупке N0173200025416000013 составляет 25 047 074,82 рублей, по закупке N0173200025416000014 - 49 702 606,45 рублей.. Заказчиком выбран конкурентный способ определения поставщика - открытые конкурсы.
Согласно доводам жалобы, работы, указанные в техническом здании и сметной документации по вышеуказанным закупкам относятся к коду ОКДП 45.000.000 "Услуги строительные и объекты строительства", в отношении которого Заказчик обязан проводить закупку путем электронного аукциона.
На основании ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Аукционный перечень).
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приложением к Перечню, Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме для строительных работ, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" к искусственным дорожным сооружениям относится сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствием для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Проектной и сметной документацией объекта "Подъездная дорога к ДОУ на 250 мест по адресу: поселок Воскресенское, поселение Воскресенское" предусмотрен демонтаж существующих трасс сетей тепло, водоснабжения и электроснабжения и прокладка данных сетей в ж/б канал, проходящем под полотном дороги. Данный канал в соответствии с классификацией конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений (ОДМ 218.2.012-2011) представляет собой тип строительной конструкции - "водопропускной канал", поскольку расположен ниже уровня грунтовых вод. Возведение данного объекта искусственного дорожного сооружения нашел свое отражение в разделах Локальной сметы.
Проектной и сметной документацией объекта "Подъездная дорога к детско-взрослой поликлинике на 320 посещений в смену (уровень -1), поселение Воскресенское, поселок Воскресенское" предусмотрен демонтаж существующих трасс сетей тепло, водоснабжения и электроснабжения и прокладка данных сетей в ж/б канал, проходящем под полотном дороги. Данный канал в соответствии с классификацией конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений (ОДМ 218.2.012-2011) представляет собой тип строительной конструкции - "водопропускной канал", поскольку расположен ниже уровня грунтовых вод. Возведение данного объекта искусственного дорожного сооружения нашел свое отражение в разделах Локальной сметы.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с Приложением к позиции Минэкономразвития России (N23275-ЕЕ/Д28и от 28.08.2015) и ФАС России (NАЦ/45739/15 от 28.08.2015) по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и начальная (максимальная) цена контракта свыше 10 млн рублей до 50 млн рублей для муниципальных нужд Заказчик вправе проводить закупку в форме открытого конкурса без установления дополнительных требований или электронного аукциона с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 Приложения N1 к Поставлению N99.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком при проведении закупок N0173200025416000013 и N0173200025416000014 правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытых конкурсов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в составе конкурсных документаций не размещена проектно-сметная документация, при этом, в конкурсных документациях (в п.5, п.6, п.8 и п.9 Технического задания) установлено, что подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией.
В силу п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с п.11 ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п.30 Постановления Правительства РФ N87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" сметная документация, предусмотренная в п. 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Согласно Извещениям о проведении открытых конкурсов предметом закупок является выполнение подрядных работ по объекту: "Подъездная дорога к детско-взрослой поликлинике на 320 посещений в смену (уровень -1), поселение Воскресенское, поселок Воскресенское" и объекту "Подъездная дорога к ДОУ на 250 мест по адресу: поселок Воскресенское, поселение Воскресенское"
Комиссией Управления установлено, что в Технических заданиях конкурсных документаций содержатся ссылки на выполнение работ, являющихся объектами закупок, в соответствии с проектной документацией. При этом, в составе конкурсных документаций отсутствует проектная документация, ссылка на которую содержится в конкурсных документаций.
На заседании Комиссии Управления установлено, что размещенные на официальном сайте и представленные Заказчиком конкурсные документации не содержат проектно-сметную документацию. При этом, представитель Заказчика пояснил, что проектная документация имеется у Заказчика и будет передана Исполнителю государственного контракта после подписания государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие в составе конкурсной документации проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного контракта, что нарушает положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает на то, что Заказчиком в п.15.1 проекта государственного контракта установлены неправомерные условия, а именно: "все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнителя, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в АНО "Третейский суд строительных организацией города" в соответствии с его Регламентом, решение которого является окончательным для сторон".
В силу ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно письму ФАС России NАЦ/24233/14 от 18.06.2014 установление Заказчиками в проекте контракта возможности разрешения споров в третейском суде является нарушением ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, так как споры из контрактов, заключаемых в соответствии с Законом о контрактной системе не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики характера таких правоотношений и совокупности требований, предъявляемых Законом о контрактной системе, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов размещения государственных и муниципальных заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалоб и о нарушении Заказчиком ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе при установлении положений в п.15.1 проектов государственных контрактов, размещенных в составе конкурсных документаций.
4. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком в проекте государственных контрактов не установлено условие о порядке и сроках оплаты работ, в частности не указан размер авансового платежа.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.6.15 проектов государственных контрактов установлено право Заказчика "в установленном порядке по письменному обращению Генерального подрядчика выплатить аванс в размере не более 30% от цены контракта, указанной в п.3.1 контракта, на основании дополнительного соглашения, в котором определяется размер и порядок его погашения".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническим заданием конкурсных документаций авансовый платеж не предусмотрен.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалоб и о нарушении Заказчиком ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе при установлении положений в п.6.15 проектов государственных контрактов, размещенных в составе конкурсных документаций.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ГОЛОС" на действия Департамента развития новых территорий города Москвы обоснованными в части отсутствия в составе конкурсных документаций проектной документации; в части установления неправомерных положений в п.6.15 и п.15.1 проектов государственных контрактов, размещенных в составе конкурсных документаций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.8 ст.95 и ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 марта 2016 г. N 2-57-2608/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2016