Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 28 ноября 2016 г. N 21-06/339-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - ФГБОУВО "Камчатский государственный технический университет" (далее - Заказчик),
заявителя - ООО "Доминант" (далее - Заявитель) уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы посредством факсимильной связи, электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку мяса замороженного (закупка N 0338100001816000039), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.10.2016 (31.10.2016 в извещение N 0338100001816000039 внесены изменения) Заказчиком начата процедура определении поставщика путем ЭА на поставку мяса замороженного (закупка N 0338100001816000039) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 856 950,00 рублей.
21.11.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика по установлению в извещении, документации о Закупке требования о наличии у участника Закупки сертификата ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (далее - Сертификат), что по его мнению не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Заказчик с доводом жалобы не согласился. Представил письменные возражения на довод жалобы от 24.11.2016 N 175/41-94, пояснив следующее.
Требование о предоставлении Сертификата обусловлено тем, что с 1 июля 2001 года на территории РФ введен в действие государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования". Данный государственный стандарт разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23.01.2001 N 31-ст.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2007 N 66-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции" идентичный международному стандарту ИСО 22000-2005 с датой введения в действие 1.01.2008 с правом досрочного применения.
Заказчик осуществляет закупку мяса мороженного для обеспечения горячим питанием курсантов и студентов университета, в том числе и несовершеннолетних обучающихся. Закупаемая пищевая продукция должна соответствовать всем требованиям безопасности. Вступивший в силу в соответствии с решением N 880 от 09.12.2011 Комиссии Таможенного Союза Евразийского Экономического Сообщества с 01.07.2013 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) обязывает внедрение принципов ХАССП для организаций, участвующих в цепи создания пищевой продукции.
Одним из принципов внедрения ХАССП является определение параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы устранить или предотвратить опасные факторы. Поскольку при поставке продовольственного (пищевого) сырья также требуется гарантировать безопасность пищевой продукции, Заказчиком и было включено в документацию о Закупке требование о предоставлении сертификата соответствия.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Отношения, возникающие при оценке соответствия, в том числе связанные с формами подтверждения соответствия, урегулированы Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
Статьей 20 Закона о техническом регулировании установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер; добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации; обязательное подтверждение соответствия осуществляется, в том числе в форме обязательной сертификации.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 19 данного закона одним из принципов подтверждения соответствия является недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
Пунктом 1 статьи 23 Закона о техническом регулировании , что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о техническом регулировании, соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) требования по обязательному подтверждению соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007, в части внедрения принципов ХАССП для организаций, участвующих в цепи создания пищевой продукции, не содержит.
Заказчик в пункте 3.1.1 в качестве единых требований к участникам закупки установил, что участники закупки должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку мяса замороженного, являющихся объектом закупки: Участник закупки должен обладать наличием Сертификата.
В части 7 раздела 3 информационной карты установлено, что вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать, в том числе копию действующего Сертификата.
Поскольку вышеуказанный технический регламент не содержит требования об обязательном подтверждении соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007, в части внедрения принципов ХАССП для организаций, участвующих в цепи создания пищевой продукции и осуществляющих поставку мяса замороженного, Заказчик установив требование о наличии у участников Закупки данного Сертификата, нарушил тем самым часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, части 6 статьи 66, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ___________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________О.В. Ермолова
____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 28 ноября 2016 г. N 21-06/339-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016