Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 апреля 2016 г. N 236-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "АРС" (далее - Общество, Заявитель, Участник закупки) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по внесению изменений в разработанные проекты организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области (извещение N 0369200036116000006) (далее - Аукцион), в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания, в присутствии представителей Областного государственного казенного учреждения "Челябинскавтодор" (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей 07.04.2016 N 26, 27, от 08.04.2016 N 25,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 01.04.2016 поступила жалоба ООО "АРС" на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 17.03.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 981 629 рублей 87 копеек.
По состоянию на 08.04.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, поскольку антимонопольным органом выставлено требование о приостановлении заключении контракта в части его подписания Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно при описании объекта закупки установлено требование о выполнении полевых работ с применением передвижной дорожной лаборатории типа КП-514МП (или аналога) и других средств измерения в соответствии с нормативной документацией в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку не приведены характеристики аналога и для внесения изменений в уже существующий проект использование передвижной лаборатории не требуется.
По мнению Общества, установление Заказчиком при описании объекта закупки требования о возможности начала работ только после составления и подписания совместно с заказчиком актов о наличии лицензионного банка дорожных данных "Титул-2005" (версия 130) или аналогичной программы совместимой с версией банка данных "Титул-2005", установленной у Заказчика, о соответствии квалификации специалистов Исполнителя составу (содержанию) работ, предусмотренных Техническим заданием, нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как указывает Заявитель в доводах жалобы Заказчиком в нарушение части 21 статьи 11 Закона о контрактной системе в пункте 15 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование о том, что информация об участнике закупки должна отсутствовать в Реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Заказчиком в документации об Аукционе не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Приложение N 3 к проекту контракта "График оказания услуг" в нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе не заполнен, что может привести к незаконному изменению условий исполнения контракта.
Представители Общества на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайств и отводов не заявили.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. N 259 от 07.04.2016), а также пояснили, что применение передвижной дорожной лаборатории КП-514 СМП-03 (или аналога) необходимо для оказании услуг, предусмотренных контрактом, а именно для измерения геометрических параметров автомобильных дорог (продольный профиль, радиусы кривых в плане), для обоснования установки технических средств организации дорожного движении (опасный поворот, крутой подъем, крутой спуск), определения участков дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля в продольном профиле, измерения пройденного пусти с точностью 0.01 % для фиксации точного местоположения существующих технических средств организации дорожного движения и съездов, съемки видео с помощью камер в прямом и боковом направлении с привязкой объектов дорожной обстановки к линейному километражу и возможности последующего контроля длин, высот и площадей объектов по видео при рассмотрении ПОДД с внесенными изменениями.
Требования по разработке проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД) регламентируются следующими документами:
- Приказ Минтранса России от 17.03.2015 N 43 "Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения";
- Письмо МВД России от 02.08.2006 N 13/6 - 3853, Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 "О порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах";
-ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог" и т.д.
Содержание пункта 9.6 Технического задания документации об Аукционе свидетельствует о наличии у Заказчика лицензионного банка данных "Титул-2005", включающего сведения об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области, результаты услуг будут включены в указанных банк данных.
Представители Заказчика также пояснили, что помесячная разбивка объемов услуг по графику оказания услуг будет произведена при заключении контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "АРС", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона, а также в изменениях к указанному извещению, отсутствуют требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5,7,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Информационной карты документации об Аукционе.
2. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе отсутствует запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
3. В нарушение пункта 1 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 12 Информационной карты документации об Аукционе не указано, что идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника Аукциона указывается при наличии.
4. В силу части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Часть 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
В пункте 15 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком определено, что информация об участнике закупки должна отсутствовать в Реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Ввиду того, что положение части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе не может быть применено, поскольку 31.12.2015 истекло 2 года со дня вступления в силу Закона о контрактной системе, Заказчиком при установлении требования к участникам закупки нарушены часть 21 статьи 112, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона, а также в изменениях к указанному извещению, отсутствует указание на то, что участники закупки в качестве обеспечения исполнения контракта могут предоставить денежные средства, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
6. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе (в частности в пункте 25 Информационной карты документации об Аукционе) отсутствует срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Ссылка Заказчика на статью 70 Закона о контрактной системе не является надлежащим исполнением требований пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку сроки должны указывать по правилам, установленным статьями 190-191 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
7. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком график оказания услуг, являющийся приложением N 3 к проекту контракта, не заполнен, что не позволяет определить условия исполнения контракта в указанной части и соответственно предмет контракта (пункт 1.1 проекта контракта).
Доводы Заказчика о том, что указанный график оказания услуг будет заполнен при заключении контракта, не принимаются антимонопольным органом во внимание, поскольку они противоречат требованиям частей 1,2 статьи 34, частями 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе, при заключении контракта и его исполнении запрещается изменение его условий.
Таким образом, график оказания услуг должен быть при опубликовании определения исполнителя заполнен Заказчиком в полном объеме, и сроки, указанные в таком графике отражаются в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе, помимо начального и конечного срока оказания услуг, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, обязанность Заказчика по оплате услуг возникает только после фактического подписания сторонами актов о приемке оказанных услуг с проведением экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.6 проекта контракта установлено, что оплата услуг в текущем финансовом году осуществляется за фактически оказанные услуги на основании акта приемки-сдачи услуг и счета/счет-фактуры не более чем в течение 30 дней после их предъявления, но не позднее срока завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году, установленного бюджетным законодательством.
Таким образом, из положения пункта 2.6 проекта контракта следует, что с даты предъявления Исполнителем акта приемки-сдачи услуг и счет/счет-фактуры у Заказчика начинается срок для оплаты услуг, при этом условия о том, что такие акты должны быть подписаны Заказчиком (то есть осуществлена приемка и экспертиза оказанных услуг) в порядке оплаты нет, что противоречит части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и может привести к оплате услуг, не принятых Заказчиком.
9. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентирует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определяет, что документация об Аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
9.1. В пункте 5 Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте документации об Аукционе) (далее - ТЗ) Заказчиком указано, что одной из целей внесения изменений в разработанные проекты организации дорожного движения является приведение в соответствие с введенными в действие нормативными документами.
Далее по тексту ТЗ Заказчиком указано, что проект организации дорожного движения после внесения изменений должен соответствовать требованиям "Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах", утвержденного ДОБДД МВД России от 02.08.06 N 13/6-3853, Федерального дорожного агентства МТ России от 07.08.06 N 01-29/5313, действующих нормативных документов.
Из содержания ТЗ в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе невозможно установить о каких нормативных документах идет речь, что не позволяет определить требования Заказчика к качеству результата услуг.
9.2. В пункте 9.1 ТЗ Заказчиком указано, что для выполнения полевых работ применяется передвижная лаборатория типа КП-514 МП (или аналог) и другие средства измерения в соответствии с нормативной документацией.
9.2.1. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания пункта 9.1 ТЗ невозможно определить, что понимается Заказчиком под нормативной документацией.
9.2.1. Пунктом 4.1.9 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002" предусмотрено, что работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
Вместе с тем, указанные правила, введенные в действие и рекомендованные к применению с 15 октября 2002 года распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 N ИС-840-р, не являются нормативным правовым актом, поскольку распоряжение Минтранса РФ от 03.10.2002 N ИС-840-р не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и носит лишь рекомендации.
Кроме того, передвижная лаборатория КП-514 МП производится Государственным унитарным предприятием Саратовским научно-производственным центром "Росдортех" по ТУ 218 РФ 63.009-95 согласно документу о внесении в Государственный реестр средств измерений.
Как таковой тип передвижной лаборатории действующим законодательством Российской Федерации не установлен и определяется конкретным производителем указанной техники.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки установлены требования к производственным мощностям, технологическому оборудованию участника закупки, которые могут привести к ограничению количества участников закупки.
9.3. Пунктом 9.6 ТЗ определено, что Исполнитель имеет право приступить к проведению работ, только после составления и подписания совместно с Заказчиком актов:
-о наличии лицензионного банка дорожных данных "Титул-2005" (версия 130) или аналогичной программы, совместимой с версией банка данных "Титул-2005", установленного у Заказчика;
- о соответствии квалификации специалистов Исполнителя составу (содержанию) работ, предусмотренных настоящим Техническим заданием.
9.3.1. В нарушение пункта 1 части 1, частей 2,3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии ресурсов (в частности программных средств), необходимых для оказания услуги, а также не указаны характеристики программного продукта, имеющегося у Заказчика, что не позволяет определить требования к совместимости программных продуктов участника закупки и Заказчика.
9.3.2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания пункта 9.6 ТЗ невозможно установить о какой квалификации специалистов идет речь при условии, что требования к трудовым ресурсам участника закупки запрещено устанавливать в соответствии с частью 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
9.4. Пунктом 9.7 ТЗ определено, что руководитель подразделения Исполнителя, проводящего обследование автомобильных дорог, обязан получить в ОГКУ "Челябинскавтодор" схемы начала и конца трассы дороги или определить с представителем дорожной организации непосредственно на месте точные границы обслуживаемых участков. Все работы ведутся только в границах указанных участков.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 9.7 ТЗ отсутствуют сроки передачи Заказчиком схем начала и конца трассы дороги, что не позволяет определить условия исполнения контракта.
9.5. Пунктом 9.9 ТЗ установлено, что передвижные дорожные лаборатории должны иметь оборудование ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающее передачу на сайт Заказчика навигационную информацию о местоположении лаборатории в реальном времени. Состав информации: время, текущие координаты, высота над уровнем моря, скорость перемещения, направление движения, пройденный путь.
В условиях временного отсутствия сотовой связи оборудование должно обеспечить возможность записи не переданных на сайт Заказчика данных в энергонезависимую память с автоматической выгрузкой записанных данных при попадании в зону действия сотовой связи.
В нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 9.9 ТЗ установлены требования к технологическому оборудованию участника закупки (Исполнителя).
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "АРС" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1, частей 2,3 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пунктов 6,7 части 5 статьи 63, части 5 статьи 63, пунктов 1,2,10 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66, части 1 статьи 64, части 21 статьи 112, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 апреля 2016 г. N 236-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2016