Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 марта 2016 г. N 46-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "11" марта 2016 года. В полном объеме решение изготовлено "16" марта 2016 года.
в присутствии: представителя заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России /_____/ в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Стройинвест", рассмотрев жалобу N46-03з/2016 ООО "Стройинвест" по существу, установила: |
03.03.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068215001226), предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту помещений на 4-м этаже клинико-диагностического корпуса.
ООО "Стройинвест" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, вводящих участников закупки в заблуждение и приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Стройинвест", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 22.12.2015г. (с последующими изменениями от 22.12.2015, 25.12.2015, 31.12.2015, 12.01.2016, 22.01.2016, 29.01.2016, 03.02.2016, 16.02.2016) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0373100068215001226 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту помещений на 4-м этаже клинико-диагностического корпуса (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 21 290 909,07 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступает - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России.
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 04.03.2016 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" Заказчиком в Техническом задании не установлены требования энергетической эффективности в отношении товара "Светильники", "Лампы" в соответствии с Постановлением Правительства от 31.12.2009г. "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Требования энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (пп. "б" п. 3 Правил), установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 N88. Перечень указанных товаров содержится в приложении N 1 к Приказу Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку".
Материалы и оборудование, используемые при производстве работ, являющихся объектом настоящей закупки, в указанный перечень не входят.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" в нарушение пункта 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в аукционной документации отсутствуют требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие | в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцией; по ее заполнению. При этом Заказчик не вправе устанавливать требования, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в аукционной документации (пункт 19) установлены требования:
- наличие свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, и сопряжены с организацией строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в части Жилищно-гражданского строительства (33.3).
Согласно части 4 статьи 64 Закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Пунктом 5.3.1. проекта контракта предусмотрено, что "Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), при этом Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 стати 313 и стать 403 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Аукционной документацией, а именно в Приложении к разделу II "Техническое задание" (пункт 1 "Демонтажные работы", страница 15) и в Локальной смете N 1 (подраздел "Пожарная сигнализация" страница 16 документа) в связи с проведением ремонта потолка в помещениях предусмотрено проведение работ по замене пожарных датчиков - извещателей. Выполнение данных работ не относится к объекту закупки и является отдельными работами, объем которых (количество датчиков, подлежащих замене) уточняется при выполнении основных ремонтных работ в части ремонта потолка.
Извещением о проведении электронного аукциона и Аукционной документацией, в том числе проектом ремонта (Приложение N 5), которым определены перечень и объем выполняемых работ по капитальному ремонту помещений, локальной сметой N 1 (приложение N 2) и Техническим заданием не предусмотрены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При выполнении работ по ремонту потолка в помещениях заказчика система пожаротушения будет продолжать работать в нормальном режиме, поскольку ремонт не будет производиться в запотолочном пространстве и работы по замене извещателей не коснутся извещателей, расположенных в запотолочном пространстве, они, по-прежнему, будут продолжать работать, среагируют на любой возникший очаг пожара и известят о возникшем пожаре. Технически заданием (пункт 1) в части работ на слаботочном оборудовании предусмотрена лишь замена (снятие и установка) потолочных датчиков, расположенных на потолке, в связи с ремонтом потолка, что не требует проведения работ но установке (демонтажу, монтажу) и наладке как самой системы пожаротушения, так и этих извещателей. Таким образом, указанные работы не относятся ни к объекту закупки (ремонт), ни к работам по монтажу и наладке системы пожаротушения, которые, и, как указано выше, даже не предусмотрены аукционной документацией. Такие работы могут быть выполнены и выполняются на условиях субподряда, а возможность привлечения субподрядчиком предусмотрена проектом контракта. При этом подрядчик будет нести ответственность перед заказчиком за привлечение к выполнению таких работ надлежащего субподрядчика и наличие у него соответствующей лицензии на проведение работ, если ее наличие предусмотрено законодательством РФ (пункт 5.3.1. проекта контракта).
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068215001226) соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" в пункте 6.2 проекта контракта установлен срок оплаты, не позволяющий принять участие в закупке большему количеству участников, допускает чрезмерную свободу усмотрения для заказчика при исполнении обязательств по оплате выполненных работ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Заказчиком условие о порядке и сроках оплаты выполненных работ включены в подпункт 1 пункта 4.4.4. проекта контракта, согласно которому предусмотрен следующий порядок расчетов:
Расчет за выполненные работы осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня:
1) подписания Заказчиком акта о приёмке выполненных работ (пункт 2.3 Контракта), а также представленных Подрядчиком счета и счета-фактуры;
2) со дня поступления Заказчику от Подрядчика денежных средств в счет уплаты в полном объеме начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) возмещения Подрядчиком убытков, в случае начисления Заказчиком Подрядчику неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков в соответствии с пунктом 4.5 Контракта, и на основании представленных Подрядчиком счета и счета-фактуры.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России установила, что в проекте контракта определен конкретный срок оплаты выполненной работы - в течение 60-ти рабочих дней, что соответствует и не противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
6. Согласно доводам жалобы ООО "Стройинвест" в нарушение п. 8 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение заказчика не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0373100068215001226 предусмотрено установление требование обеспечения исполнения контракта, размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 2 129 090,91 рублей. При этом в Извещении значится, что такое условие закупки, как Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта - "указан в документации".
Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта установлены пунктом 25 Документации об электронном аукционе.
Разделом 6 проекта контракта в пункте 6.1. заказчиком также предусмотрены способы обеспечения исполнения контракта, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, в том числе перечень обязательств Подрядчика, которые должны быть обеспечены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068215001226) соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/_____/ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/_____/ |
|
___________________ |
/_____/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 марта 2016 г. N 46-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016