Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 февраля 2016 г. N 2-57-910/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя комиссии - старшего государственного инспектра отдела обжалования государственных закупок Е.В. Ермаковой,
члена комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ФГБНУ НЦЗД: С.В. Галича, А.А. Терешкина,
ООО "Русский Дом "Консалтинг": А.С. Линца,
рассмотрев жалобу ООО "Русский Дом "Консалтинг" (далее-Заявитель) на действия ФГБНУ НЦЗД (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в 2016 г. (Закупка N 0373100019215000522) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/3540 от 01.02.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в Техническом задании аукционной документации установлены единицы измерения, не соответствующие требованиям конкретных ГОСТ, требование о соответствие которым установлено в аукционной документации, а именно:
1) п.21 Крупа гречневая, Заказчиком установлены требования к характеристикам: "масса отдельных частиц металломагнитной примеси", "мертвые вредители хлебных запасов в 100 г крупы", "клетки мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов в 1 нг крупы", "размер отдельных частиц металломагнитной примеси в наибольшем линейном измерении", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 55290-2012 "Крупа гречневая. Общие технические условия". Согласно ГОСТ Р 55290-2012 масса отдельных частиц металломагнитной примеси измеряется в мг (в аукционной документации - "сг"), мертвые вредители хлебных запасов в 100 г крупы - в % (в аукционной документации - "мг"), количество клеток мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов в 1 г крупы указано в % ( в аукционной документации - "шт."), размер отдельных частиц металломагнитной примеси в наибольшем линейном измерении - в мм ( в аукционной документации - "мкм").
2) п.Карамель, Заказчиком установлены требования к характеристикам: "массовая доля общей сернистой кислоты в карамели", "влажность карамельной массы", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6477-88 "Карамель. Общие технические условия". Согласно ГОСТ 6477-88 массовая доля общей сернистой кислоты в карамели измеряется в % (в аукционной документации - "доля"), влажность карамельной массы - в % (в аукционной документации - "доля").
3) п.32 Петрушка сушеная, Заказчиком установлены требования к характеристике "массовая доля желтоватых и побуревших пластинок и частей листа в 1 г", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ . Согласно ГОСТ массовая доля желтоватых и побуревших пластинок и частей листа в 1 г петрушки указывается в % (в аукционной документации - "мг").
4) п.4 Дрожжи свежие прессованные, Заказчиком установлены требования к характеристике "подъемная сила дрожжей в день выработки", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 54731-2011 "Дрожжи свежие пресованные". Согласно ГОСТ Р 54731-2011 подъемная сила дрожжей в день выработки измеряется в минутах (в аукционной документации - "час").
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость установления в аукционной документации по вышеуказанным позициям единиц измерения, несоответствующих требованиям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя следующие требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) п.24 Конфеты карамель: массовая доля начинки в карамели с содержанием штук в 1 кг должна быть от 191 и более %, отклонение массовой доли глазури от утвержденной рецептурой должно быть более 0 не более 2 раз, а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6477-88 "Карамель. Общие технические условия". Вместе с тем, в ГОСТ 6477-88 массовая доля начинки в карамели зависит от содержания количества карамели в 1 кг и собственно вида начинок карамели (в завернутой карамели с помадными, марципановыми, ореховыми, шоколадно-ореховыми начинками и начинками из зерновых, бобовых и масличных культур если в 1 кг содержится до 120 шт. - массовая доля начинки должна составлять 33%, от 121 до 160 шт. - 31%, от 161 до 190 - 30% и от 191 и более штук - 25%), а также отклонение массовой доли глазури 2,0 %.
2) п.Ванилин, Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 16599-71 "Ванилин. Технические условия". Согласно доводам жалобы Заявителя требуемые значения показателей не соответствуют ГОСТ 16599-71 и не позволяет определить потребности заказчика, а именно: показатель "растворимость в воде температурой до 80 °С" в ГОСТе указано "в соотношении 1:20", при этом в аукционной документации 0-100 %; "растворимость в 95 %-ном этиловом спирте при слабом нагревании" в ГОСТе указано "в соотношении 2:1", при этом в аукционной документации не менее 50 %; "растворимость в серной кислоте при слабом нагревании" в ГОСТе указано "в соотношении 1:20", при этом в аукционной документации менее 17/43; "температура плавления в ГОСТе указано "80,5-82 градуса Цельсия", при этом в аукционной документации не менее 80,5 К; "массовая доля ванилина" в ГОСТе указано "не менее 99%", при этом в аукционной документации более 0,03 доля; "массовая доля золы" в ГОСТе указано "не более 0,05%", при этом в аукционной документации не более 5 более 0 %.
3) п.21 Крупа гречневая, Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 55290-2012 "Крупа гречневая. Общие технические условия". Согласно доводам жалобы Заявителя по показателю "бактерии группы кишечной палочки в 1 г" установлено требуемое значение "менее 2 шт.", при этом в соответствии с ГОСТ Р 55290-2012 бактерии кишечной палочки в 1 г не допускаются.
4) п.54 Зеленый горошек, Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 54050-2010 "Консервы натуральные. Горошек зеленый. Технические условия". Согласно доводам жалобы Заявителя по показателю "минеральные примеси" установлено требуемое значение "не более 3%", при этом в соответствии с ГОСТ Р 54050-2010 минеральные примеси не допускаются.
5) п.8 Крахмал кукурузный, Заказчиком установлены требования к характеристике "массовая доля влаги 14 - 20 %", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 54647-2011 "Крахмал окисленный желирующий. Технические условия". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ Р 54647-2011, показатель массовой доли влаги должен составлять не более 14 %.
6) п.12 Крупа манная, Заказчиком установлены требования к характеристике "влажность крупы не более 17 %", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7022-97 "Крупа манная. Технические условия". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 7022-97, показатель влажности должен составлять не более 15,5 % для всех марок данной крупы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя требования к товару п.4 "Дрожжи хлебопекарные прессованные" установлены в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку участникам закупки предлагается выбрать один из подходящих сортов "высший" или "первый", при этом перечисленные в Техническом задании показатели соответствуют исключительно "высшему" сорту дрожжей.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На зседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Дрожжи хлебопекарные прессованные" установлены в соответствии с ГОСТ 54731 - 2011 "Дрожжи хлебопекарные прессованные. Технические условия" и данным требованиям соответствует как высший, так и первый сорт дрожжей.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов, сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении вышеуказанных требований к товару "Дрожжи хлебопекарные прессованные", которым, по мнению Заявителя, соответствует исключительно высший сорт.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Русский Дом "Консалтинг" на действия ФГБНУ НЦЗД обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Строй-подряд" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-891/77-16 от 03.02.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Ермакова
Член Комиссии З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 февраля 2016 г. N 2-57-910/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2016