Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2016 г. N 2-57-668/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ": С.М. Крупейченко, О.В. Кадурина,
ООО "АГАТ": Н.М. Мосолова,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на общестроительные работы 1,2 и 3 этажах, ремонт системы отопления (во всем здании) 1 корпуса (Закупка N 0373200002615000251) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/2632 от 26.01.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления в извещении о проведении закупки преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 - 15 %, однако объектом закупки не является поставка товара.
2) установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п.5 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со - Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 - 15 %.
На основании ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 года "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Приказ) установлены условия допуска товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом, согласно п.3 Приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном - Приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Кроме того, п.2 Приказа указано, что товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных - Приказа.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов, сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) В пункте 21 "МУФТА", Заказчиком установлены следующие требования: класс эксплуатации 5; 2, 1, область применения: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; высокотемпературное отопление отопительными приборами. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия". Согласно таблице 5 ГОСТ 32415-2013 класс эксплуатации 1 - это горячее водоснабжение (60 °С), класс эксплуатации 2 - это горячее водоснабжение (70 °С), класс эксплуатации 5 - это высокотемпературное отопление отопительными приборами. То есть, установленный показатель области применения "Холодное водоснабжение" заранее не может быть выбран участником, так как относится к классу эксплуатации ХВ, который не требуется Заказчиком.
2) В пункте 29 "ПОКОВКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ", Заказчиком установлены следующие требования: Поковки строительные категории прочности КП 440 (45); КП 590 (60); КП 685 (70); КП 215 (22); КП 275 (28); КП 345 (35); КП 490 (50). dотп менее 5.36 мм. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия". В таблице 2 ГОСТ 8479-70 установлены конкретные диапазоны значений для соответствующей категории прочности поковок, при этом, минимальное значение dотп для указанных Заказчиком категорий прочности составляет для КП 685 (70) - 3,45 мм. Таким образом, положения аукционной документации Заказчика могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3) В пункте 33 "РАСТВОРЫ ЦЕМЕНТНЫЕ", Заказчиком установлены следующие требования: По применяемому вяжущему простой или сложный. Вяжущее цемент или портландцемент или шлакопортландцемент или цемент пуццолановый или сульфатостойкий цемент. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия". В Форме 2 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно п. 3.1.2 растворы подразделяют на простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих). Согласно инструкции по заполнению заявки участник должен выбрать одно из предложенных вяжущих, входящих в состав раствора (цемент или портландцемент или шлакопортландцемент или цемент пуццолановый или сульфатостойкий цемент), то есть раствор будет являться простым на вяжущем одного вида. Таким образом, установленное Заказчиком требование к виду раствора "сложный" может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований в п.33 "Растворы цементные".
4) В пункте 54 "КРАСКИ ВОДНО-ДИСПЕРСИОННЫЕ", Заказчиком установлены следующие требования: Марка краски [ВД-ВА-224]; [ВД-КЧ-26], [ВД-АК-111]. Состав должен быть на основе сополимерной акрилатной дисперсии или на основе гомополимерной поливинилацетатной дисперсии или на основе стиролбутадиенового латекса. Должна быть [предназначена для работ внутри помещений и помещений с повышенной влажностью] или [для наружной и внутренней окраски зданий и сооружений] или [для работ внутри помещений]. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия". В Форме 2 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая" - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой". "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться". "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно инструкции участник должен выбрать две марки краски, например, [ВД-АК-111] и [ВД-КЧ-26], но один состав красок и одну область применения. Однако, согласно п. 1.1 ГОСТ 28196-89 краски разных марок имеют свой соответствующий состав и соответствующую область применения. Таким образом, участник не имеет возможности предложить конкретные значения одновременно в соответствии с ГОСТ и инструкцией по заполнению заявки.
5) В пункте 58 "ВОЛОКНО ЛЬНЯНОЕ", Заказчиком установлены следующие требования: Номер льна не менее 8. Предельное содержание костры и сорных примесей не менее 1%. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 10330-76 "Лен трепаный. Технические условия". В п. 1.3 данного ГОСТ установлены конкретные значения предельного содержания массовой доли костры и сорных примесей ограничены значением 13% для N 8. Таким образом, если участник предложит для параметра "Предельное содержание костры и сорных примесей" значение не менее 1%, оно будет соответствовать аукционной документации, но будет противоречить ГОСТ 10330-76.
6) В пункте 59 "ЛИСТЫ ГИПСОКАРТОННЫЕ", Заказчиком установлены следующие требования: Вид листа по области применения: ГКЛ или ГКЛВ, ГКЛВО или ГКЛО. Вид листа влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени; влагостойкие; с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени; обычные. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 6266-97 " Листы гипсокартонные. Технические условия". В Форме 2 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". Согласно инструкции участник должен указать два разных вида листа, например, ГКЛВ и ГКЛВО, и дать одну расшифровку применения этого вида. Однако, согласно п. 4.1 ГОСТ 6266-97 каждый вид листов имеет в зависимости от свойств, свою область применения. Таким образом, участник не имеет возможности предложить конкретные значения параметров одновременно в соответствии с ГОСТ и инструкцией по заполнению заявки.
7) В пункте 61 " ПЛЕНКА", Заказчиком установлены следующие требования: Паропроницаемость > 0.4 но не > 30.0. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия". В Форме 2 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения". "При этом, символы "", "<", ">", "
", "
" устанавливаются в требуемом значении Сведений о товарах слева от числового значения показателя. При этом следует учитывать, что если указанные символы или слова применяются к целому числу, то минимальный шаг движения в большую или меньшую сторону должен быть 1; если указанные слова или символы применяются к значению с дробной частью "до десятых", то минимальный шаг движения в большую или меньшую сторону должен быть 0.1", "при требуемом значении "более 1.35" следующим значением, удовлетворяющим данному требованию будет "1.36", значения с тысячными, десятитысячными и т.д. долями (например, "1.351", "1.3501" и т.д.) не допускаются". Согласно инструкции шаг движения от числа 0,4 составляет "0,1", шаг движения от числа 30.0 составляет "1". Согласно таблице в Приложении 2 ГОСТ 10354-82 показатель "Паропроницаемость, г/м2 ·2" ч в норме составляет 5-30. Таким образом, требование аукционной документации Заказчика к паропроницаемости пленки с учетом положений инструкции составлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
8) В пункте 69 "КАРТОН", Заказчиком установлены следующие требования: Толщина от 1.2 до 5* и не менее 6 мм. Марка [КАОН-1]; [КАОН-2]; [КАП]. Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 2850-95.
В Форме 2 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно инструкции участник должен выбрать одну марку картона и два значения толщины (от 1.2 до 5* и не менее 6 мм). Согласно ГОСТ 2850-95 картон марки КАОН- 1 и КАОН-2 имеет толщину 3,0-6,0 мм, картон марки КАП имеет толщину 1,3-2,5 мм. Таким образом, требования аукционной документации Заказчика могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение положений пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя следующие требования установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) В пункте 87 "МАСЛО", Заказчиком установлены следующие требования: Масло для вентиляционных фильтров без добавок или с добавками. Добавки [АзНИИ-ЦИАТИМ-1] или АФК. Температура застывания не выше минус 20 оС, а также Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 7611-75 "Масло для вентиляционных фильтров. Технические условия". По мнению Заявителя, установленные требования вводят участников закупки в заблуждение, поскольку согласно Примечания к таблице в п.1. "Технические требования" ГОСТ 7611-75 в масло добавляют добавки АзНИИ-ЦИАТИМ-1 или АФК для обеспечения температуры застывания масла не выше минус 35 °С, при этом Заказчику нужна температура не выше - 20°С.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Масло" установлено в соответствии с ГОСТ 7611-75, что позволяет участникам закупки сформировать предложение, поскольку под указанные требования подходят значения не выше -20 °С, в том числе значение -35 °С
2) В пункте 107 "РАСТВОРЫ ЦЕМЕНТНО-ИЗВЕСТКОВЫЕ", Заказчиком установлены следующие требования: Марка по прочности на сжатие более М100, не > М100, а также Заказчиком предъявлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к марке по прочности раствора с учетом положений инструкции составлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Символы "", "<", ">", "
", "
" устанавливаются в требуемом значении Сведений о товарах слева от числового значения показателя. При этом следует учитывать, что если указанные символы или слова применяются к целому числу, то минимальный шаг движения в большую или меньшую сторону должен быть 1".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 4.10 ГОСТ 28013-98 для растворов установлены следующие марки по прочности: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200, что с учетом инструкции по заполнению первой части заявки позволяет участникам закупки сформировать предложение.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом установленные требования вводят участников закупки взаблуждение, а также не представил документов, сведений, свидетельствующих об нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
И.С. Максимов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2016 г. N 2-57-668/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2016