Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 марта 2016 г. N 155-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку бензина автомобильного (извещение N 0169300027116000040) в присутствии:
представителей Муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр обслуживания образовательных учреждений" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 16.03.2016,
в отсутствие:
представителей ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.03.2016 поступила жалоба ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку бензина автомобильного (извещение N 0169300027116000040) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр обслуживания образовательных учреждений", Администрация Верхнеуфалейского городского округа 24.02.2016 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 433 640 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе -03.03.2016 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отказано ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" с порядковым номером заявки 1 в допуске к участию в электронном аукционе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и на Комиссии указали следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе участнику с порядковым номером заявки 1 в допуске к участию в электронном аукционе.
ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" с порядковым номером заявки 1 отказано в допуске к участию в аукционе на основании непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Так, в заявке участника отсутствует наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Предметом настоящей закупки является поставка бензина автомобильного.
Как установлено материалами дела, на участие в аукционе подано четыре заявки.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок от 03.03.2016 участнику с порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Так, представленные сведения (характеристики) не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям пункта 12 части 1 информационной карты аукционной документации, а именно первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (в соответствии с техническим заданием, приложение N 1 к информационной карте аукциона), наименование страны происхождения товара. В представленной заявке не указана страна происхождения товара. Заявка отклоняется на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В пункте 12 части 1 информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки, в том числе требование об указании участниками в заявках наименования страны происхождения товара.
Заявка ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" содержит технические характеристики предлагаемого к поставке товара, а также паспорт качества, в котором указана информация о стране происхождения товара (Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут).
Законодательством о контрактной системе не предусмотрены требования к оформлению и форме заявки. Более того, исходя из содержания части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается в документации об электронном аукционе устанавливать такие требования. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности представления в заявке сведений о предлагаемом к поставке товара в любой форме, в том числе путем прикрепления документов, содержащих необходимую информацию о товаре.
В данном случае, ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" в заявке указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара путем прикрепления документа, содержащего данные сведения. Вместе с тем, аукционной комиссией не дана надлежащая правовая оценка указанному документу, что привело к необоснованному отказу ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении аукционной комиссией частей 1, 3, 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из материалов дела, заказчиком осуществляется закупка автомобильного бензина. В техническом задании (Приложение N 1 к документации об аукционе) содержатся следующие характеристики закупаемого товара.
Номер п/п |
Наименование, характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Бензин Регуляр 92 (АИ-92-5) Качество бензина - в соответствии с регламентом, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.10.2011 года N 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011)", ГОСТ Р 51105-97. |
л. |
39 000 |
Итого |
|
|
39 000 |
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Тогда как согласно пункту 1 Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, которые в соответствии со статьей 12 Закона о техническом регулировании имеют добровольный характер применения.
Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Технические условия разрабатываются на одно конкретное изделие, материал, вещество. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, распространяющиеся на данную продукцию.
Технические условия и стандарты в соответствии с законом о техническом регулировании не являются обязательными для выпуска продукции.
Следовательно, хозяйствующие субъекты обязаны при осуществлении своей деятельности руководствоваться только требованиями Технического регламента, тогда как применение ГОСТов, ТУ носит добровольный характер.
Обращение на территории Российской Федерации автомобильного бензина регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Под автомобильным и авиационным бензином понимается жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением.
В приложении 2 к Техническому регламенту содержатся требования к характеристикам автомобильного бензина.
Согласно пункту 4.1. статьи 4 Технического регламента автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
Вместе с тем, в техническом задании в отношении закупаемого заказчиком автомобильного бензина установлены положения о соответствии товара как указанному Техническому регламенту так и ГОСТ Р 51105-97, требования которого не являются обязательными, и носят добровольный характер применения.
Также технический регламент, ГОСТ представляют собой нормативные документы и не являются максимальными и (или) минимальными показателями, которые характеризуют физические свойства товара и которые возможно конкретизировать в соответствии с требованиями документации о закупке.
Более того, в техническом задании отсутствуют максимальные и (или) минимальные, неизменяемые показатели закупаемого товара, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и может привести к невозможности надлежащего заполнения участниками заявок, а также необоснованному допуску либо отказу в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективного характера, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Производственно-торговая компания "Уралнефть" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку бензина автомобильного (извещение N 0169300027116000040) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 3, 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 марта 2016 г. N 155-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016