Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 марта 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 16.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Врио заместителя руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) от 09.03.2016 N382-ж на действия Уполномоченного органа - Администрация Нижневартовского района, Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нижневартовского района на 2014-2020 годы" по капитальному ремонту объекта "Жилой дом по ул. Зеленая, д.9 в п. Ваховск Нижневартовского района" (извещение N0187300010316000016) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 6.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (1 072 309,70 рублей), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
2. Заказчик не установил требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ (в отношении товаров "светильники", "смесители", "краны", "счетчики", "электроводонагреватели").
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 13 статьи 34 федерального закона 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Необходимо отметить, что указанная норма 44-ФЗ направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.
В аукционной документации заказчика условие предусмотренное частью 13 статьи 34 не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нижневартовского района на 2014-2020 годы" по капитальному ремонту объекта "Жилой дом по ул. Зеленая, д.9 в п. Ваховск Нижневартовского района" (извещение N0187300010316000016) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" Единой информационной системы в сфере закупок 08.02.2016.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению и аукционной документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нижневартовского района на 2014-2020 годы" по капитальному ремонту объекта "Жилой дом по ул. Зеленая, д.9 в п. Ваховск Нижневартовского района" (извещение N0187300010316000016) НМЦК составляет 10 723 097,00 руб., обеспечение исполнения контракта установлено в размере 1 072 309,70 руб., что составляет 10 % от НМЦК.
Подпунктом б) пункта 36 документации об аукционе установлены антидемпинговые меры, а именно: "Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в подпункте "а", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с подпунктом "в"", что в свою очередь соответствует требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе.
Установление обеспечения исполнения контракта с учетом порога снижения в ходе проведения электронного аукциона, противоречит требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управление пришла к выводу о том, что требование части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком исполнено, нарушений статьи 37 и 95 Закона о контрактной системе не установлено.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В разделе II Техническое задание документации об аукционе представлен исчерпывающий перечень товаров, используемых при производстве работ, в том числе указанных Заявителем: "светильники", "смесители", "краны", "счетчики", "электроводонагреватели", с указанием максимальных и (или) минимальных значений.
Пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
При производстве работ, являющихся объектом настоящей закупки, товары, перечисленные в приложении к Правилам (пп. "а" п. 3 Правил), не используются.
Требования энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (пп. "б" п. 3 Правил), установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 N 88. Перечень указанных товаров содержится в приложении N 1 к Приказу Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку". Материалы и оборудование, используемые при производстве работ, являющихся объектом настоящей закупки, в указанный перечень не входят.
В соответствии с пунктом 4 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
При этом требования в отношении указанных работ и услуг согласно пункту 2 Постановления N 1221 должны быть установлены в срок до 1 января 2016 года. В настоящее время какие-либо нормативные акты, устанавливающие указанные требования, не приняты.
Из возражений Уполномоченного органа следует, что капитальный ремонт жилого дома по ул. Зеленая, д.9 в п. Ваховск Нижневартовского района не относиться к объектам со значительными объемами энергоресурсов.
Таким образом, при составлении аукционной документации требования, установленные пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком не нарушены.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В частности, по итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (далее также - НМЦК) (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
К вышеупомянутым случаям постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N19 отнесено заключение контрактов на оказание услуг по оценке имущества, агентских услуг, услуг по обязательному страхованию.
Соответственно, во всех иных случаях цена контракта устанавливается в определенной сумме и является твердой.
При этом следует учитывать, что исходя из норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона), прежде всего статьи 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается.
В силу статьи 2 НК РФ, п.п.1, 3 статьи 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, и напротив, гражданские правоотношения не регулируются налоговым законодательством.
Также, Закон о контрактной системе предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, - при заключении контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (статья 226 НК РФ).
Отсюда, следует вывод, что ценой контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, следует считать сумму, предложенную победителем аукциона, которая должна указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет.
Поскольку правила статей 34, 42 Закона о контрактной системе, устанавливающие требования к цене контракта, распространяются на все способы закупки, сказанное имеет отношение и к осуществлению закупок другими способами. Указание в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке двух вариантов начальной (максимальной) цены контракта (с учетом и без учета НДС) и проведение торгов отдельно в отношении составных частей структуры цены с уменьшением НМЦК на сумму НДС Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Необходимо отметить, что часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает возможность в ряде случае уменьшить цену контракта, в том числе допускает снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Такая возможность изменения условий контракта может быть реализована, если она предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
Однако названная норма содержит оговорку - изменение существенных условий контракта и условия о его цене, во всех случаях производится по соглашению сторон.
Следовательно, заказчик не вправе в одностороннем порядке, без согласования с победителем конкурентной процедуры (участником закупки, с которым заключается контракт), применять коэффициент перерасчета сметной стоимости работ с уменьшением цены контракта, определенной по результатам применения соответствующего способа закупки, на сумму НДС в связи с тем обстоятельством, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не является плательщиком этого налога. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в этой ситуации не производится, товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Таким образом, контракт по итогам состоявшегося электронного аукциона, равно как по итогам применения любого другого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), должен быть заключен по цене, определенной предложением победителя такого аукциона (участника закупки, с которым заключается контракт), независимо от применяемой им системы налогообложения.
Если участник закупки не является плательщиком НДС, цена товаров (работ, услуг) в заключенном с ним контракте указывается без учета НДС. Оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг должна осуществляться именно по этой цене и не может уменьшаться на сумму НДС, если иное не предусмотрено соглашением с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об уменьшении цены контракта, причем такая возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом (либо контрактом в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).
На основании вышеизложенного нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" 09.03.2016 N382-ж на действия Уполномоченного органа - Администрация Нижневартовского района, Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нижневартовского района на 2014-2020 годы" по капитальному ремонту объекта "Жилой дом по ул. Зеленая, д.9 в п. Ваховск Нижневартовского района" (извещение N0187300010316000016) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Н.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 марта 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016