Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2016 г. N 2-57-13908/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей Администрации городского округа Троицк: И.Г. Зекоха, М.А. Шаззо,
в отсутствие представителей ООО "ЮГ-ДИСТРИБЬЮШН", уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/55757 от 24.11.16,
рассмотрев жалобу ООО "ЮГ-ДИСТРИБЬЮШН" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства в городском округе Троицк в городе Москве за счет бюджета городского округа Троицк (Закупка N0148300006816000113) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/55757 от 24.11.16 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в своей жалобе также указывает на то, что при описании требований к параметру "плотность стали" товара п.2 "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые" Заказчиком указаны единицы измерения "г/см3", тогда как согласно положениям ГОСТ 8639-82 данный параметр измеряется в "г/см", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе. Аналогичные нарушения, по мнению Заявителя, допущены Заказчиком при описании требований к товарам: п.4 "Песок природный для строительных работ", п.5 "Камни бетонные бортовые", п.11 "Профили стальные электросварные прямоугольного сечения", п.12 "Краски масляные и жидкотертые цветные", п.13 "Трубы стальные сварные водогазопроводные оцинкованные", п.14 "Олифа", п.16 "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые"
На заседании Комиссии Управления установлено, что указание цифры "3" в формате нижнего индекса не свидетельствует о невозможности участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в аукционе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системы при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
- п.1 "Щебень" - Потеря массы при испытании щебня, % в сухом состоянии - до 11* для марки 1200; от 11 до 13* для марки 1000, от 13 до 15* для марки 800; от 15 до 19* для марки 600; от 19 до 24* для марки 400; от 24 до 28* для марки 300; от 28 до 35* для марки 200. Потеря массы при испытании щебня, % из интрузивных пород - до 12* для марки 1400; от 12 до 16* для марки 1200;от 16 до 20* для марки 1000,от 20 до 25* для марки 800;от 25 до 34* для марки 600. Потеря массы при испытании щебня, % из эффузивных пород - до 9* для марки 1400; от 9 до 11* для марки 1200; от 11 до 13* для марки1000, от 13 до 15* для марки 800; от 15 до 20* для марки 600. Потеря массы при испытании, % щебня из гравия - до 10* для марки 1000, от 10 до 14* для марки 800;от 14 до 18* для марки 600; от 18 до 26* для марки 400 Потеря массы при испытании щебня по истираемости, % до 25* для марки по истираемости И1; от 25 до 35* для марки по истираемости И2; от 35 до 45* для марки по истираемости И3; от 45 до 60* для марки по истираемости И4;
- п.12 "Краски масляные жидкотертые цветные" - Массовая доля летучего вещества должна быть не более 20 %; Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5)°С в интервале 65-140 с. Укрывистость невысушенной пленки краски должна быть не >100 г/м2, Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)°С не должна быть 24 ч, Твердость пленки по маятниковому прибору: типа М-3, типа ТМЛ не должна быть <0,05 усл. ед, Температура вспышки должна быть не <33°С, Условная светостойкость пленки более 2 ч, Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2)°С не должна быть <30 мин;
- п.15 "Кирпич керамический" - Водопоглощение 6-14; Средний предел прочности изделий при изгибе для пяти образцов не более 4,4; Наименьший предел прочности изделий при изгибе для отдельного образца не более 4,4; Наименьшей предел прочности изделий при сжатии для отдельного образца не более 40,0; Средний предел прочности изделий при сжатии для пяти образцов не более 50,0.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг.
Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения значений по установленным в аукционной документации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках требованиям к вышеуказанным товарам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Заявитель также указывает на то, что положения Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе вводят участников закупки в заблуждение и не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, и сформировать заявку на участие в аукционе, а именно:
- так, согласно Инструкции знаки "-" (тире) и "_" (многоточие) означают необходимость указания конкретного значения из данного диапазона, включая крайние значения; "в пределах" или "в интервале" или "в диапазоне" означает диапазон значений и включает крайние значения, подлежит указанию в виде интервала значений входящих в этот диапазон. Заказчиком в п.11 Профили стальные электросварные прямоугольного сечения" установлены требования:
- Предельные отклонения по толщине стенки в диапазоне -0,25_+0,25
- Предельные отклонения по наружным размерам в диапазоне -0,4_+0,4
По мнению Заявителя, участникам закупки не представляется возможным определить какое значение в данном случае необходимо представить - конкретное или диапазон значений, так как Инструкция не описывает одновременное использование данных знаков и словосочетаний, а также не устанавливает приоритетность данных знаков и словосочетаний друг над другом.
- так, согласно Инструкции символ ">" означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения; символ "<" означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения.
Заявитель указывает на то, что по своей сути и в соответствии с математическими правилами знак "<" означает - меньше, вместе с тем, Заказчиком в Инструкции дано два различных по смыслу знака ">" и "<", которые наделены одним и тем же смыслом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании положений Инструкции в части определения требований, установленных со знаками ">" и "<" произошла техническая ошибка.
При этом, представитель Заказчика затруднился пояснить каким образом участники закупки определить требования Заказчика, установленные с одновременным использованием знаков "-" (тире) и "_" (многоточие) и словосочетаниями "в пределах" или "в интервале" или "в диапазоне".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений Инструкции по заполнению первой части заявки, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия положениям Инструкции по заполнению первой части заявки, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку не позволяет надлежащим образом осуществить копирование и поиск фрагментов текста, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактно системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Вышеуказанная позиция подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации NД28и-1299 от 23.05.2016.
Комиссией Управления установлено, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок аукционная документация в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе создает препятствия при осуществлении копировании и поиска фрагментов текста, а именно, не позволяет осуществить надлежащим образом копирование фрагментов текста и не подлежит редактированию после копирования, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮГ-ДИСТРИБЬЮШН" на действия Администрации городского округа Троицк обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам; в части неправомерных положений Инструкции по заполнению первой части заявки; в части размещения аукционной документации в формате, который создает препятствия при осуществлении копировании и поиска фрагментов текста.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 и ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
исп. Е.А. Дейнега, 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2016 г. N 2-57-13908/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016