Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2016 г. N 2-57-13926/77-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей Администрации городского округа Троицк: И.Г. Зекохи, М.А.Шаззо,
в отсутствие представителей ИП Черняк Г.Е., о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/55760 от 24.11.2016,
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства в городском округе Троицк в городе Москве за счет бюджета городского округа Троицк (Закупка N0148300006816000113) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/55760 от 24.11.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, вводящие участников закупки в заблуждение, а именно:
- п.15 "Кирпич керамический": группа по теплотехническим характеристикам - высокой эффективности/ эввективные/ условно-эффективные/ малоэффективные; класс средней плотности изделия - от 0,7 до 2,0. При этом, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки "от..." "до..." означает больше установленного значения и не включает крайние значения, за исключением случаев, когда значение сопровождается знаком "*" (звездочка)". Согласно Таблице 1 соответствующего ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" кирпичи керамические, имеющие класс средней плотности "от 0,7 до 2,0" не включая крайние значения, относятся к группе изделий по теплотехническим характеристикам: Высокой эффективности, Повышенной эффективности, Эффективные, Условно-эффективные. Таким образом, группа по теплотехническим характеристикам "Малоэффективные" не соответствует требованиям Заказчика по классу средней плотности.
- п.12 "Краски масляные жидкотертые цветные": Массовая доля летучего вещества должна быть не более 20%; Массовая доля пленкообразующего вещества должна быть > 20%; Цвет краски должен быть красный, зеленый, синий; Марка должна быть МА-15. Вместе с тем, таблице 2 соответствующего ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" краски масляные цветные марки МА-15 имеют массовую долю летучего вещества не более 12%, а массовую долю пленкообразующего вещества не менее 26%, что противоречит требованиям Заказчика.
- п.6 "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные": Крупность заполнителя должна быть менее 3,5 мм. Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки "менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение. Вместе с тем, положения соответствующего ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия" нормируют наибольшую крупность зерен заполнителя. При этом, крупность заполнителя смесей сухих не может быть представлена конкретным показателем, поскольку зерна заполнителя имеют различную крупность и не могут иметь абсолютно одинаковый показатель крупности.
Кроме того, по мнению Заявителя, требования к характеристикам товара по п. 34 "Вода" являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, используемый при оказании услуг: Максимальное допустимое содержание растворимых солей, Максимальное допустимое содержание ионов SO42-, Содержание в воде сахаров, фосфатов, сульфидов, свинца и цинка, Водородный показатель воды (pH) и т.д.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам п. 24 "Вода" не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, вышеуказанные значения характеристик по п. 24 "Вода" не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании каких нормативных документов и регламентов установлено требование к крупности заполнителя по п.6 "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные". Кроме того, представитель Заказчика затруднился указать в каком положении аукционной документации содержится обоснование необходимости установления требований по п. 15 "Кирпич керамический" и п.12 "Краски масляные жидкотертые цветные" вышеуказанным образом, позволяющим участникам закупки представить в составе первой части заявки значения показателей, удовлетворяющих требованиям аукционной документации, но одновременно противоречащих положениям соответствующих ГОСТ. Также представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные показатели по вышеуказанным характеристикам по п.34 "Вода" представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Так, например, показатель характеристики "Водородный показатель воды (pH)" по п.34 "Вода" согласно положениям п.6.6 соответствующего ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия" определяют потенциометрическим методом с помощью pH-метров любых марок со стеклянными электродами с диапазоном pH от 0 до 14 и погрешностью измерений, не превышающей +/- 0,1. Для определения отбирают от 10 до 50 мл воды в стеклянный стакан вместимостью от 50 до 100 мл по ГОСТ 25336-82 "Посуда и оборудование лабораторные стеклянные типы. Основные параметры и размеры".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также указал на то, что Аукционной Комиссиией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по указанным основаниям, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия Администрация г. о. Троицк обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2016 г. N 2-57-13926/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016