Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2016 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 05.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Киркина О.В. по доверенности N47 от 17.10.2016,Иванов М.Ю. по доверенности N59 от 05.12.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" от 28.11.2016 N1924-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000531) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчика, уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с п. 15.2, Денежные средства возвращаются подрядчику при условии надлежащего исполнения им обязательств по контракту в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика.
В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Законодательством Российской Федерации не установлено и не используется применяемое заказчиком понятие "Банковский день".
Таким образом, заказчик, используя нерегламентированный законодательством термин лишает участников закупки возможности определить сроки исполнения сторонами денежных обязательств и установить возможность своего участия в аукционе, что существенно нарушает права участников закупки.
2. При окончании срока подачи заявок на участие в аукционе 28.11.2016 г. участники закупки вправе до 25.11.2016 г. направить запрос о разъяснении положений аукционной документации, на который заказчик обязан ответить не позднее 27.11.2016 г. В нарушение указанных требований законодательства Заказчик установил дату окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе 25.11.2016 года. Уточнение заказчика о том, что если окончание срока предоставления разъяснений приходится на нерабочий день, разъяснение размещается в ближайший следующий за ним рабочий день (на основании ст.193 Гражданского кодекса РФ) считаю несущественным, так как фактически данное положение в документации не исполнено (установлен не следующий, а предыдущий рабочий день). Заказчик при размещении закупки достоверно знал требования об исчислении срока предоставления разъяснений и мог установить окончание срока подачи заявок таким образом, чтобы окончание срока предоставления разъяснений приходился на рабочий день.
Таким образом, Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленное пунктом 11 части 1 статьи 64 и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
3. Локальный сметный расчетN 1, содержащийся в составе аукционной документации, содержит сведения о необходимости проведения отдельных видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, содержащихся в Перечне видов работ, утвержденном Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12. 2009 г. (в ред. Приказа Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294):
п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
п. 23.4. Монтаж оборудования котельных.
п. 24.26. Пусконаладочные работы технологических установок топливного хозяйства.
ИЛИ:
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.5. Объекты теплоснабжения.
Таким образом, подтверждением правоспособности участником закупки будет являться предоставление копии свидетельства о допуске к указанным видам работ, выданного саморегулируемой организацией. Данное свидетельство должно содержаться в составе второй части заявки как документ, подтверждающий соответствие участника закупки единым требованиям, установленным ст. 31 Федерального Закона N 44-ФЗ, однако Заказчик такого требования к участникам закупки не предъявляет, что является грубым нарушением законодательства о государственных и муниципальных закупках и создает условия для недобросовестной конкуренции со стороны участников, не имеющих данного свидетельства.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп. Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000531) размещены на официальном сайте единой информационной системы 11.11.2016.
1. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика по первому доводу жалобы пояснили следующее:
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об аукционе, должен содержать обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При этом Закон о контрактной системе не устанавливает в каком именно виде должен быть определен указанный срок.
Понятие "банковский день" является широко распространенным в отношениях, связанных с расчетами и переводами денежных средств. Указание срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в банковских днях ни в коей мере не нарушают права Заявителя и других участников закупки, так как регламентируют срок, в течение которого будут возвращены денежные средства. Так как расчеты проводятся через кредитные организации, понятие "банковский день" равнозначно понятию "операционный день". В соответствие с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 16.07.2012 N 385-П, операционный день представляет собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. При этом кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня. Также банковские операции могут совершаться и в выходные дни, под которыми понимаются установленные федеральными законами выходные и нерабочие праздничные дни (например, во время новогодних каникул).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе, в части установления срока возврата денежных средств в банковских днях.
2. По второму доводу жалобы, на заседании Комиссии Управления, представители Заказчика пояснили следующее:
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе в обязательном порядке должны содержаться сведения о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участника аукциона разъяснений положений документации об аукционе. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснение на запрос, если такой запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пункт 21 части 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп.Пойковский Нефтеюганского района" содержит порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Срок окончания подачи заявок на участие в данном аукционе установлен не позднее 09 часов 00 минут по местному времени 28.11.2016 года.
Таким образом, последним днем для направления участниками закупки запросов на разъяснение положений документации об аукционе является 24.11.2016 года (дата не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок). В течение двух дней с даты поступления запроса в единой информационной системе размещается разъяснение, т.е. при поступлении запроса в последний день подачи запросов 24.11.2016 разъяснение должно быть размещено не позднее 26.11.2016 года.
26.11.2016 года является выходным днем (т.к. это суббота), в соответствии с п. 5.1 приложения к постановлению администрации Нефтеюганского района от 25.12.2012 N 4041-па "Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка администрации Нефтеюганского района" всем работникам администрации Нефтеюганского района устанавливается пятидневная рабочая (служебная) неделя, в соответствии с п. 5.3 упомянутого выше приложения работа (служба) в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается.
На основании ст.193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. если день срока предоставления разъяснений приходится на нерабочий день, разъяснение может быть размещено в ближайший следующий за ним рабочий день.
В связи с тем, что окончание подачи по указанному аукциону было установлено на 9 часов 00 минут по местному времени 28.11.2016 (понедельник), а рабочий день в администрации Нефтеюганского района начинается в 8 часов 30 минут, на размещение разъяснения остается 30 минут, в случае нестабильной работы единой информационной системы, есть большая вероятность невозможности размещения разъяснения, а, следовательно, и нарушение требований Закона о контрактной системе и законных прав и интересов участников аукциона, так как после истечения срока окончания подачи заявок аукцион автоматически переходит в раздел "Работа комиссии" и размещение разъяснений становится невозможным. Кроме того, представителями Управления контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в ходе проведения семинара "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг. Применение Федерального закона от 15.04.2013 N44-ФЗ", состоявшегося 19 ноября 2015 года, было рекомендовано при установлении сроков предоставления разъяснений устанавливать дату окончания срока таким образом, чтобы между размещением разъяснения и датой окончания подачи заявок у участника оставалось время на ознакомление с таким разъяснением, а также возможность внесения изменений в свою заявку в случае необходимости.
Таким образом, установление даты 25.11.2016 не нарушило права участников, а наоборот, давало им возможность ознакомиться с разъяснением, оценить свои силы и подать заявки, в полном объеме соответствующей требованиям документации об аукционе.
Довод Заявителя, что необходимо было установить окончание срока подачи заявок таким образом, чтобы окончание срока предоставления разъяснений приходился на рабочий день, необоснованно и не подтверждается положениями Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено лишь требование к сроку размещения извещения о проведении электронного аукциона (части 2,3, статьи 63 Закона), указанный срок не был нарушен, извещение размещено в единой информационной системе 11.11.2016, окончание подачи заявок на участие в аукционе 28.11.2016 (16 дней до даты окончания подачи заявок).
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика отметили, что запросов о даче разъяснений положений документации на данный аукцион не поступало.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительный кодекс Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указаны в разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Проанализировав работы, указанные в техническом задании и локальном сметном расчете N1, необходимые для выполнения, по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп.Пойковский Нефтеюганского района", Комиссия Управления прищла к выводу, что данные работы подпадают под виды работ указаны в разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Таким образом, для выполнения работ, указанных в техническом задании и локальном сметном расчете N1, необходимо наличие свидетельства о допуске к таким видам работ.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует требование о наличии у частников закупки свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку данные нарушения повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" от 28.11.2016 N1924-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000531) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченному органу - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района, единой комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
05.12.2016 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
на основании своего решения от 05.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "АгроПремиум" от 28.11.2016 N1924-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000531), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченному органу - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района, единой комиссии совершить следующие действия:
1. С учетом принятого решения от 05.12.2016 по рассмотрению жалобы ООО "АгроПремиум" от 28.11.2016 N1924-ж:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Котельная N3 (Капитальный ремонт котла) в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000531);
- разместить информацию об отмене протоколов в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки;
- внести изменения в документацию с учетом требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
2. В срок до 19.12.2016 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
3. В срок до 20.12.2016 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
4. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией пунктов 1, 2,3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016