Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 декабря 2016 г. N 05-236/16
резолютивная часть решения объявлена 05.12.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 07.12.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Кабардино-Балкарский высокогорный государственный природный заповедник" по доверенности N223 от 05.12.2016г., по доверенности N224 от 05.12.2016г.,
в отсутствии представителей заявителя - ООО "Энтос плюс", уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304100011416000002 "Капитальный ремонт", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Энтос плюс" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Кабардино-Балкарский высокогорный государственный природный заповедник" при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт".
Согласно жалобе, заказчиком в документации установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к строительным работам, однако в нарушение требований статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки данное требование не установлено.
Заявитель отмечает также, что заказчик в требованиях к материалам по позициям N6, N10, N14, N21, N27, N32 установил излишние требования к характеристикам поставляемых товаров. Кроме того, по мнению заявителя, положение документации содержит неправомерное условие о предоставлении счета-фактуры.
Заявитель просит провести внеплановую проверку по данной закупке и обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 05 декабря 2016 года, представители заказчика пояснили, что в извещении о проведении закупки требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к строительным работам не установлено в связи с тем, что работы являющиеся предметом закупки не влияют на безопасность объекта капительного строительства, и свидетельство о допуске к строительным работам по данной закупке не требуется. В документации, при установлении требований к участникам закупки была допущена техническая ошибка. Заказчиком в единой информационной системе было размещено уточнение к документации, с указанием считать данное требование технической ошибкой.
Относительно условия о предоставлении счета-фактуры представители заказчика пояснили, что данное условие указано в проекте контракта, Закон о контрактной системе позволяет заказчику отрегулировать отдельные моменты на стадии заключения контракта.
В требованиях к техническим характеристикам материалов заказчиком были затребованы характеристики материалов, которые описаны в действующих ГОСТах, а также на этикетках материалов и сайтах производителей, при этом в инструкции прописано о возможности поставки эквивалентной продукции, которая при этом должна соответствовать действующим ГОСТам, о лабораторных испытаниях в требованиях к материалам не установлено.
Рассмотрев доводы заявителя, представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
В единой информационной системе в сфере закупок 22 ноября 2016 года было размещено извещение N0304100011416000002 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 510 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 30.11.2016 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 01.12.2016; дата проведения аукциона в электронной форме - 05.12.2016.
1. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации об аукционе (в пунктах 18 "Обязательные требования к участникам закупки", 19 "Требования к содержанию и составу заявки") заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданной саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц осуществляющих строительство по видам работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Между тем, работы, указанные в документации не могут повлиять на безопасность объекта капитального строительства, в связи с чем, для выполнения работ являющихся объектом закупки наличие свидетельства о допуске к строительным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданной саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц осуществляющих строительство, не требуется.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В документации об аукционе заказчиком установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, перечень которых состоит из 180 позиций.
В ходе рассмотрения по позициям N6 "кислород технический: газообразный", N10 "краски масляные земляные", N14 "мыло твердое хозяйственное", N21 "уайт-спирит", N27 "электроды", N32 "ацетилен технический" нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
3. В проекте контракта, в пункте 2.6.2. указано, что расчет за выполненные и принятые заказчиком работы осуществляется в рублях путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании подписанного сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), а также выставленных подрядчиком счетов и счетов-фактур и акта взаимной сверки обязательств в случаях, предусмотренных контрактом не более чем в течение тридцати дней с даты подписания документов о приемке.
В случае если победителем аукциона будет признана организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель вправе направить протокол разногласий по проекту контракта, размещенному в единой информационной системе.
Таким образом, Закон о контрактной системе позволяет на стадии заключения контракта отрегулировать отдельные положения проекта контракта, размещенного в единой информационной системе.
4. В результате проведения внеплановой проверки, проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В требовании к материалам по позициям N38, N57 "Болты с гайками и шайбами строительные" установлено требование указать значение показателей: _ твердость по Бринеллю, НВ_, напряжение от испытательной нагрузки, МПа_
Согласно ГОСТ 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" показатели твердости по Бринеллю, напряжение от испытательной нагрузки определяются путем проведения испытаний.
По позициям N133, N134, N135 "раствор" установлено требование указать значение показателей: _удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф _, среднюю плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте, кг/м3_ , норму подвижности по погружению конуса, _предел прочности в 28 суточном возрасте , _ содержание ангидрида серной кислоты, содержание вредных примесей в песке_
По позиции N146 "вода" установлено требование указать показатели окисляемости воды.
Согласно ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия" окисляемости воды определяются путем проведения испытаний.
Положения документации об аукционе в отношении ряда товаров, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и компонентного состава таких товаров.
Указанные действия заказчика нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энтос плюс" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N05-236/16 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии: Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 декабря 2016 г. N 05-236/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016