Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 декабря 2016 г. N 05-237/16
резолютивная часть решения объявлена 06.12.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 08.12.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Энтос Плюс" (далее - заявитель, ООО "Энтос Плюс"), при участии от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР по доверенности от 18.10.2016г.,
рассмотрев жалобу ООО "Энтос Плюс" на действия Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104100001716000013 "Текущий ремонт встроенного нежилого помещения (актовый зал)" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями, выразившихся в указании конкретных показателей заращиваемых заказчиком характеристик товара (материала), которые могут быть получены только в результате технологических испытаний и (или) испытаний определенной партии товара после его производства, а также в нестандартном описании значений показателей товара (материала) и в отсутствии обязательных положений в проекте контракта. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, провести внеплановую проверку, выдать предписание и привлечь к ответственности.
Представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, доводы заказчика, а также проведя внеплановую проверку на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.11.2016г. 18:29 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки АО "ЕЭТП", http://roseltorg.ru) была размещена закупка N0104100001716000013 "Текущий ремонт встроенного нежилого помещения (актовый зал)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 999 410,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 21.11.2016г. 18:29; Дата и время окончания подачи заявок - 29.11.2016г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 29.11.2016г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 02.12.2016г. 11:55; Размер обеспечения заявок - 29 994,10; Размер обеспечения исполнения контракта - 299 941,00; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с даты заключения контракта до 25 декабря 2016 года.
Комиссией установлено, что требования к максимальным, минимальным значениям показателей материалов, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в Требованиях к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика (далее - ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее - инструкция) содержится в части II Технической части документации об аукционе (стр.25-38).
Согласно ст.6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию об описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе (п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образам зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но с учетом ограничений предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Доводы жалобы касаемо нарушения заказчиком при описании позиций "Краски цветные", "Уайт спирит" и "Шпатлевка" не нашли своего подтверждения, так как, описание показателей является единственно возможным по указанным выше позициям.
По позиции "Раствор" пункт "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф 740 Бк/кг.", "Плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте, кг/м3 1300", "Норма подвижности по погружению конуса, см 5.", "Содержание ангидрида серной кислоты SO3 в цементе 1,5 % массы цемента", "Содержание в цементе щелочных оксидов 1 % массы цементе", "Полный остаток песка на сите N 063 45 % по масс" ведомости материалов установлены заказчиком требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления показателей и их значений) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными только в результате технологических испытаний.
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требование к производителю товара.
Позиция "Гипсовые вяжущие произведены из гипсового камня" пункт "Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм не более 14%", "Минимальный предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 ч при изгибе не менее 1,8 МПа." ведомости материалов заказчиком установлены требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, т.е. описывается компоненты товара, и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ.
По позиции "Вода" установлено требование указать показатели окисляемости воды.
Согласно ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия" окисляемости воды определяются путем проведения испытаний.
В ведомости материалов по позиции "Болты" установлено требование указать значение показателей: _ твердость по Бринеллю, НВ_, напряжение от испытательной нагрузки, МПа_
Согласно ГОСТ 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" показатели твердости по Бринеллю, напряжение от испытательной нагрузки определяются путем проведения испытаний.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам установленные в документации об аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образам, действия заказчика нарушают ч.3 ст.7, п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава нарушения ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Содержание в ведомости материалов значения показателей в прописном виде не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Более того, в п.4.2.3 и 4.2.4 ГОСТа 2.105.95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам" установлен исчерпывающий перечень с примерами, которые не допускаются к использованию в тексте документов и который не содержит запрета на изложение цифровых значений прописью.
Согласно документации об аукционе (стр.1, 3, 9 и 40) закупка проводится для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, что исключает возможность участия физических лиц согласно действующему законодательству РФ.
Вместе с тем, извещение о проведении аукциона не содержит ограничений и преимуществ участия в закупке (п.4 ст.42, ч.5 ст.63, п.5 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе), что является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
П.4 проекта контракта содержащего в части IV документации об аукционе предусмотрено положение, о порядке сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно протоколу от 30.11.2016г. аукцион признан на основании ч.16 ст. 66 Закона о контрактной системе несостоявшимся.
Комиссией установлено, что заказчиком в ЕИС размещен аукцион N0104100001716000014 "Текущий ремонт встроенного нежилого помещения (актовый зал)", в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о возможности невыдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энтос Плюс" обоснованной в части указания показателей материала (товара), которые могут быть получены только в результате технологических испытаний и (или) испытаний определенной партии товара (материала) после его производства.
2.Признать в действиях Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР нарушение ч.3 ст.7, п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что аукцион в электронной форме N0104100001716000013 "Текущий ремонт встроенного нежилого помещения (актовый зал)" признан несостоявшимся, а также с учетом того, что аукцион в электронной форме на текущий ремонт встроенного нежилого помещения (актовый зал) размещен в Единой информационной системе в сфере закупок, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 декабря 2016 г. N 05-237/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016