Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 января 2016 г. N 1-с/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев представленные Федеральным государственным бюджетным учреждением по эксплуатации водохранилищ Челябинской области (далее - Заказчик, ФГУ ЭВ Челябинской области) сведения о проведении открытого конкурса на оказание услуг по круглосуточной вооруженной охране гидротехнических сооружений федеральной собственности (извещение N 0369100004815000055) (далее - Конкурс), и о признании его несостоявшимся по лотам N 1,2,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 02.12.2015 объявил о проведении Конкурса путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.12.2015 N ПРО1 Конкурс по лотам N 1,2 признан несостоявшимся, решением конкурсной комиссии ФГУП "Охрана" МВД России признано единственным участником закупки.
Обращение о согласовании закупки у единственного исполнителя (исх. N 1053/КС от 30.12.2015) поступило в антимонопольный орган 30.12.2015.
В действиях Заказчика при рассмотрении обращения выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации (по лотам N 3,4,5,6) не указаны виды услуг, предусмотренные статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", на которые у участника закупки должны быть лицензия на осуществление охранной деятельности.
2. В нарушение части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки об "обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма", что не соответствует объекту рассматриваемой закупки и условиям исполнения контракта.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 2.3 раздела II Информационной карты конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличие у участника конкурса мобильной группы быстрого реагирования, оснащенной специальными средствами (резиновая дубинка, наручники), бронежилетами и служебным оружием, в составе трех сотрудников (один из них - водитель-охранник), что является требованием к производственным мощностям, ресурсам участника закупки.
4. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в пунктах 2.5, 2.6 раздела II Информационной карты конкурсной документации, проекте контракта отсутствуют сроки разработки и согласования Победителем Конкурса и Заказчиком мест дислокации и маршрутных карточек патрулей, инструкций и планов действий по предоствращению террористических актов, при возникновении пожара, обнаружении взрывных устройств, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, действий при попытке нападения на объект и при возникновении аварий в системах водоснабжения, отопления, электроснабжения и т.д., разработки и представления Заказчику для утверждения инструкций по охране гидроузла, по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, что не позволяет определить условия исполнения контракта.
5. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (услуг);
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Пункт 10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) определяет, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
5.1. Заказчиком в разделе V Информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе по лотам N 1,2: "Цена договора" - значимость данного критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 60%; "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий "Квалификация участников конкурса") - значимость данного критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 40%.
По критерию "Квалификация участников конкурса" Заказчиком определен один показатель: наличие опыта оказания охранных услуг и продолжительности работы на рынке охранных услуг. Максимальное количество баллов 100, а также следующий порядок оценки заявок по указанному показателю: "Менее 6 лет - 0 баллов, от 6 до 12 лет 50 баллов, 12 лет и более 100 баллов. Подтверждающим документом является предоставляемая в составе заявки на участие в конкурсе копия выписки из ЕГРЮЛ, где указана дата регистрации организации.
В случае если участником закупки, в составе конкурсной заявки по какому-либо установленному показателю не представлены предложения (информация), то количество баллов по данному критерию присваивается равным "0".
Количество лет существования юридического лица, согласно выписке из ЕГРЮЛ, не подтверждают наличие у участника Конкурса опыта оказания охранных услуг, поскольку зарегистрировавшись юридическое лицо фактически может не осуществлять деятельность (не заключать и исполнять контракты).
Кроме того, рассматриваемый показатель критерия оценки заявок "Квалификация участников конкурса" не предусматривает в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 27 Правил не содержит порядка оценки заявок на участие в конкурсе по опыту, сопоставимого объекту закупки по объему и характеру.
Также заказчиком в конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по лотам N 1,2, не позволяющий оценить участников закупки по наличию у них опыта оказания охранных услуг.
Аналогичные обстоятельства установлены антимонопольным органом и при рассмотрении порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по лотам N 3,4,5,6.
5.2. По лотам N 3,4,5,6 Заказчиком в конкурсной документации предусмотрен показатель критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участников конкурса" - наличие штата охранников не менее 16 человек, которые имеют удостоверения частного охранника 6 разряда, выданные уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством РФ, максимальное количество баллов 40.
Согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по указанному показателю участнику закупки необходимо представить следующие документы: "Для ЧОП подтверждающим документом является предоставляемая в составе заявки на участие в конкурсе копия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с приложением или иной документ подтверждающий наличие служебного огнестрельного оружия.
Для ФГУП представляется письменная информация по указанным критериям (декларация) в свободной форме, заверенная подписью руководителя и печатью участника закупки".
Кроме того, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по рассматриваемому показателю не позволяет получить баллы ФГУП "Охрана" МВД России, поскольку сотрудники указанного предприятия в силу законодательства Российской Федерации, Устава предприятия не получают удостоверений частных охранников.
6. В нарушение пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации.
7. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует "Приложение N 2: Инструкции по охране гидротехнического сооружения (гидроузла) и территорий по периметру объектов: инструкции по организации и обеспечению пропускного и внутри объектового режимов работы; места дислокации и Маршрутные карточки патрулей", что не позволяет определить условия исполнения контракта.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, статьей 99 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Согласовать Федеральному государственному бюджетному учреждению по эксплуатации водохранилищ Челябинской области заключение контракта с ФГУП "Охрана" МВД России по лоту N 1 на оказание услуг по круглосуточной вооруженной охране Шершневского гидроузла, Челябинская область, подлежащего государственной охране, на сумму 11 032 704 рубля 00 копеек на условиях конкурсной документации.
2. Согласовать Федеральному государственному бюджетному учреждению по эксплуатации водохранилищ Челябинской области заключение контракта с ФГУП "Охрана" МВД России по лоту N 1 на оказание услуг по круглосуточной вооруженной охране Магнитогорского гидроузла, Челябинская область, подлежащего государственной охране, на сумму 8 733 755 рублей 52 копеек на условиях конкурсной документации.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 8 части 1, части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пунктов 1,8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10,27 Правил.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председателя Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 января 2016 г. N 1-с/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016