Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 декабря 2015 г. N 611/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Шило И.В.
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.,
В присутствии представителей:
от заказчика -Глазунова В.О., Зинченко А.В., Перкун Н.В.;
от уполномоченного органа - Сидорова Н.А.;
от ОАО "Сахалин-Инжиниринг" - Абдимуратова К.У., Савчук К.В., Могилевкина А.Г.
рассмотрев жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия муниципального заказчика- Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска, уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса: "Выполнение научно-исследовательской работы "Проект планировки с проектом межевания территории юго-западного района города Южно-Сахалинска" в границах: пр. Победы - железная дорога до пересечения с ул. Больничная - ул. Ленина до пересечения с пр. Мира - пр. Мира - автомобильная дорога на г. Корсаков - южная, западная граница города" (извещение N 0161300000115001951) (далее - конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 14.12.2015 г. поступила жалоба ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия муниципального заказчика - Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска, уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения конкурса. По мнению заявителя жалобы документация конкурса не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители муниципального заказчика и уполномоченного органа считают свои действия соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 26.11.2015 г. опубликована утвержденная муниципальным заказчиком документация об аукционе.
Окончание подачи заявок в соответствии с извещением установлено на 21.12.2015 г.
До окончания срока подачи заявок поступила жалоба, содержащая следующие доводы:
1. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ N 44 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки, и условий контракта в соответствии со ст. 33 ФЗ N 44.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44 описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Как установлено п. 4 Информационной карты наименование объекта закупки - "Выполнение научно-исследовательской работы "Проект планировки с проектом межевания территории юго-западного района города Южно-Сахалинска" в границах: пр. Победы - железная дорога до пересечения с ул. Больничная - ул. Ленина до пересечения с пр. Мира - пр. Мира - автомобильная дорога на г. Корсаков - южная, западная граница города". Вместе с тем, наименование объекта закупки не соответствует содержанию Конкурсной документации в силу следующего.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научно-исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, поисковые научные исследования.
Таким образом, научно-исследовательские работы - это работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, о чем в Техническом задании (далее - Задание) не упоминается. При этом Задание является документом, определяющим направление научно-исследовательской разработки.
В п. 3 Задания указывается на "проведение научных исследований и внедрения новых методик (в результате научной деятельности) для анализа существующей градостроительной ситуации и решения задач по развитию проектируемой территории".
Между тем, анализ градостроительной ситуации и решение задач по развитию проектируемой территории входят в обязательный состав работ по разработке любой градостроительной документации и не являются научно-исследовательской работой.
Кроме того, в п. 4 Задания указаны задачи по разработке проектов планировки и проектов межевания. Данная работа относится не к научно-исследовательским работам, а к проектным работам.
В Задании также не установлено, в каком виде, объеме должны быть представлены результаты научно-исследовательской работы, как продукт интеллектуальной деятельности, воплощенный в материальном носителе - научном отчете, заключении и т.п. В Задании речь идет лишь о предоставлении проектной документации.
Несоответствие наименования объекта закупки содержанию Конкурсной документации подтверждается также тем, что в соответствии с Календарным планом на выполнение научно-исследовательской работы в состав работы входят разработка, проверка, доработка проектной документации. Научные исследования в состав работы не включены.
Более того, на выполнение проектных работ, согласно ст. 758 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), должен быть заключен Договор на выполнение проектных работ, в соответствии с которым проектировщик обязуется разработать техническую документацию.
В свою очередь, по договору на выполнение научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 769 ГК РФ) исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования.
Далее, разработка проектной документации осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, в то время как научно-исследовательская работа осуществляется как в соответствии с нормативно-правовыми актами, так и на основании различных исследований, экспериментов и т.д. При этом в п. 5 Задания перечислена лишь нормативная и градостроительная документация, которой следует руководствоваться при выполнении работ.
Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности). В данном договоре должны быть указаны цели, объемы выполняемой научно-исследовательской работы и ожидаемые результаты исследований, которые будут относиться к интеллектуальной собственности (ст. 1225 ГК). Указанное в проекте Контракта отсутствует.
Также, Заказчик указывает в качестве объекта закупки - выполнение научно- исследовательской работы, однако в и. 31 Информационной карты для подтверждения опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема Заказчик просит предоставить договоры (контракты) на выполнение работ по разработке проектов планировки и межевания территории, с определенной стоимостью проектирования, что дополнительно подтверждает намерение Заказчика в качестве результата работ получить именно проектную документацию.
Таким образом, фактически по данному конкурсу необходимо подготовить проектную документацию, в то время как объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы, результатом которой должен выступать научный труд.
Изложенное выше свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44, поскольку наименование объекта закупки не соответствует его описанию в Конкурсной документации, то есть отсутствует объективное описание объекта закупки.
Муниципальным заказчиком представлены возражения:
1.С содержанием пункта 1 (нарушение п.1.ч.1 ст.33 44-ФЗ) не согласны, описание объекта закупки носит объективный характер.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике":
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно- исследовательских работ.
комплексного научного исследования соответствующего планировочного района г. Южно-Сахалинска с получением новых знаний относительно её устойчивого развития с последующим практическим применением полученных знаний при реализации проекта.
На основе комплексного исследования:
выявляются и формулируются основные направления устойчивого градостроительного развития рассматриваемого планировочного района, проводится обоснование принятого направления исследований и способов решения задач
разрабатываются основы формирования системы планировочной организации рассматриваемого планировочного района и г. Южно-Сахалинска в целом.
оценивается ориентировочная экономическая эффективность нового видения территории
разрабатывается общая методика реализации проекта
проводится построение моделей развития территории
подготавливается аналитическая справка по различным аспектам градостроительной деятельности на территории рассматриваемого планировочного района, проводится оценка перспектив долгосрочного развития территории рассматриваемого планировочного района,
создаётся массив данных показателей, влияющих на планировочную организацию рассматриваемой территории рассматриваемого планировочного района и его развитие в целом; сопоставляются ожидаемые показатели внедрения результатов НИР с существующими показателями территории
В рамках комплексного анализа территории:
Проводится комплексное аналитическое исследование существующего состояния территории по следующим направлениям:
Демография
Социология
Экология
Транспортная инфраструктура
Инженерная инфраструктура
Кадастровое деление территории
Планировочное решение существующей застройки и т.д.
Результат работ - документация по планировке территории. Однако результат работ должен быть представлен на основе НИР. НИР выполняются в составе материалов обоснования по выявленным в процессе работы направлениям, для которых необходимо применение новых знаний.
В задании не указан объём научного труда, т. к. объём вытекает из результатов научных исследований. Организации, имеющие опыт работы в данной сфере понимают масштабность территории и необходимость применения новых знаний в процессе разработки документации по планировки территории.
В целом, по пункту 2 сообщаем, что конкурсная документация подготовлена согласно требованиям действующего законодательства в области закупок, в том числе согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Исходя из смысла п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы описание объекта закупки должно носить объективный характер, т.е. заказчик проводит закупку исходя из объективной потребности. Таким образом, исходя из возражений заказчика на доводы жалобы Комиссия считает п.1 жалобы необоснованным.
Довод заявителя жалобы:
2. В силу ст. 17 ФЗ N 135 запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ N 44 конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 ФЗ N 44 конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 данного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктами 2, 6 ч. 2 ст. 51 ФЗ N 44 установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а также в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям ФЗ N 44.
Таким образом, не допускается установление ограничения количества участников конкурса и при формировании Заказчиком критериев оценки заявки.
При формировании критериев оценки заявки Заказчик должен руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085). "О порядке оценки заявок на участие в закупке", в силу следующего.
2.1. В п. 31 Информационной карты отсутствуют показатели критерия оценки - "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (п. 2), в частности Заказчик указывает, что будет оценивать степень проработанности предложения участника конкурса в отношении обеспечения качества выполняемых работ. Однако в Информационной карте не отражено, что следует понимать под степенью проработанности, каким образом она будет оцениваться. Указанное приведет к субъективному подходу Заказчика при оценке заявок участников.
Вместе с тем, установленные Заказчиком в п. 31 Информационной карты критерии оценки заявок на участие в конкурсе не соответствуют ФЗ N 44, ФЗ N 135, Постановлению N 1085, а также не согласуются с позицией ФАС России, изложенной в письме от 19.10.2015 N АЦ/57532/15
Муниципальным заказчиком представлены возражения:
Пункт 31 Конкурсной документации "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" содержит подробно представленные критерии и порядок оценки заявок участников, позволяющие Заказчику объективно оценить возможности участников закупки и соответствуют требованиям 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года и Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Разъяснения ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке":
В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ФАС России на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" направляет информационное письмо об установлении заказчиком в документации о закупке порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50, пункту 7 части 6 статьи 83 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта". Следовательно, заказчик для оценки заявок (предложений) на участие в закупке вправе установить в документации о закупке как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
1. На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
--------------------------------
<1> Пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остается неизменным.
По мнению ФАС России, выявлению лучшего предложения об исполнении контракта в наибольшей степени способствует установление в порядке оценки заявок на участие в закупке формулы расчета количества баллов, предусмотренную Правилами, в случае если предметом оценки по нестоимостному критерию (показателю) является количество качественной, квалификационной характеристики (например, количество исполненных участником закупки контрактов).
На основании изложенного, с учетом доводов сторон, Комиссия считает довод жалобы обоснованным, а муниципального заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, так как в документации отсутствует понятная инструкция по заполнению заявки, п. 31 Информационной карты конкурсной документации устанавливает в п.п.2.1 - 2.4 нестоимостные критерии оценки заявок, которые позволяют конкурсной комиссии осуществить необъективную оценку поданных заявок, поставив необоснованно большее количество баллов одному участнику, фактически предоставив такому участнику преимущество перед другими участниками (так как указанный критерий занимает 50% значимости).
Довод заявителя жалобы:
2.2. Кроме того, в соответствии с п. 31 Информационной карты в качестве подкритериев Заказчик просит указать в предложении участника конкурса идеологию, основные цели и задачи проектирования с учетом специфики предмета закупки (п. 2.1), систему менеджмента проекта, которая включает в себя, в том числе описание организационной структуры, жизненного цикла проекта, описание областей управления проектом (п. 2.3).
При этом Заказчик не раскрывает, что следует понимать, под идеологией в данном конкурсе, а также каковы критерии оценки идеологии Заказчиком своей потребности, что следует понимать под описанием организационной структуры, жизненным циклом проекта и описанием областей управления проектом.
Дополнительно Общество обращает внимание на то, что Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" перечислены случаи выполнения работ по проектированию, для выполнения которых необходимо заключение контракта жизненного цикла. Выполнение проекта планировки, проекта межевания не входит в указанные в Постановлении виды работ по проектированию.
Возражения муниципального заказчика:
3. С содержанием подпункта 2.2. не согласны.
Все критерии (их содержание и порядок их оценки), а также подкритерии раскрыты в составе конкурсной документации (страницы 17-21) в соответствии с требованиями 44-ФЗ. 1085-ПП и в объеме, определенном в вышеуказанных документах.
В части понятия "идеология":
В данном случае идеология - это система взглядов, представлений, идей проектной организации, которая должна выражать интересы общества в части планирования развития территории.
Администрации необходимо понимать, с какими идеями намеревается проектировщик приступать к планированию такой масштабной территории (это, к пргшеру, может быть идеология воссоздания градостроительных элементов и объектов (необходимо раскрыть элементы такой идеологии) т.д.)
Собственно, наличие определённых идеологических установок является показателем возможности выявления новых знаний, влияющих на развитие территории.
В части описания организационной структуры, жизненного цикла проекта и описания областей управления проектом:
Все перечисленные элементы являются составными частями системы менеджмента проекта.
Учитывая масштабность охватываемой территории Заказчику необходимо понимать, что система менеджмента участника закупки позволяет выполнить работу по предмету этой закупки. Организационная структура участника закупки и все процессы подготовки документации должны соответствовать намерениям Заказчика получить качественный результат.
Организационная структура - документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия (т.е. в составе качественных характеристик необходимо представить схему, представляющую состав и иерархию подразделений проектной организации)
Заказчик должен понимать организационную структуру для возможности планирования эффективной коммуникации в процессе исполнения обязательств контракта.
Жизненный цикл проекта определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением.
Жизненный цикл определяет:
Какие работы должны быть проведены в каждой фазе;
В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты;
Кто участвует в каждой фазе проекта;
Каким образом контролировать каждую фазу.
Существует традиционное, устоявшееся понятие жизненного цикла проекта, включающее в себя четыре фазы: инициацию проекта, планирование проекта, исполнение проекта и его завершение.
некорректным толкованием и сравнением понятий "жизненный цикл" и "контракт жизненного цикла":
Термин, используемый в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "контракт жизненного цикла" никак не связан с термином "жизненный цикл проекта" в составе системы менеджмента проекта.
Контракт жизненного цикла - известный инструмент государственно-частного партнерства. (lifecyclecontracts - LCC).
Суть схемы проекта на основе контракта жизненного цикла:
исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание, а другая сторона - государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений), либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе; лечение в медицинском учреждении).
Таким образом, понятие "контракт жизненного цикла" никак не связан с предметом конкурса и не входит в состав критериев оценки.
Управление проектами - по сути, это методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально- технических ресурсов при помощи современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству.
Поэтому Заказчику необходимо понимать, какие области будут являться объектами управления в рамках исполнения обязательств по контракту для успешного их осуществления (например, управление человеческими ресурсами, управление коммуникациями, управление сроками и т.д). Таким образом, Заказчику становится понятно, что проектирование будет выполняться в условиях системного управления проектной деятельности.
На основании изложенного, с учетом доводов сторон, Комиссия считает довод жалобы частично обоснованным, а муниципального заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, так как в документации отсутствует понятная инструкция по заполнению заявки, п. 31 Информационной карты конкурсной документации устанавливает нестоимостные критерии оценки заявок, которые позволяют конкурсной комиссии осуществить необъективную оценку поданных заявок, поставив необоснованно большее количество баллов одному участнику, фактически предоставив такому участнику преимущество перед другими участниками (так как указанный критерий занимает 50% значимости).
Довод жалобы:
2.3. Далее, в соответствии с п. 31 Информационной карты при описании подкритерия "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" (п. 3.1) Заказчик установил, что сведения об опыте участника конкурса по успешному выполнению работ должны подтверждаться, в том числе, копиями оформленных справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Между тем, согласно Постановлению Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве"
форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" - это унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве.
В соответствии с Конкурсной документацией объект закупки, даже с учетом его неопределенности, к таким работам не относится.
Следовательно, Заказчик незаконно требует предоставления справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, что приводит к невозможности принятия участия в данном конкурсе.
Возражения муниципального заказчика:
4. С содержанием подпункта 2.3. (в части незаконности представления в составе заявки формы КС-3) не согласны.
В конкурсной документации форма КС не является обязательным элементом заявки.
Абзац представлен следующим образом:
"Сведения должны подтверждаться копиями договоров (в т.ч. государственных контрактов) на выполнение работ, аналогичных предмету конкурса, со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, копиями оформленных справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, копиями актов выполненных работ."
Все составляющие абзаца представлены через запятую, т.е. "или-или" в зависимости от наличия у участника закупки подтверждающих документов. Главное - возможность подтверждения необходимых сведений.
В некоторых случаях Заказчики требуют заполнение форм КС-2 и КС-3 по следующей причине:
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N129-ФЗ все
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Причем первичные документы можно принимать только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм. Все указанные в вопросе виды работ относятся к разделу F "Продукция и услуги строительства" ОКВЭД. Унифицированные формы первичной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах утверждены Постановлением Госкомстата России N 100 от 11.11.99. К этим документам относятся КС-2 и КС-3. Причем использовать эти формы должны организации всех форм собственности. Отсутствие форм КС-2 и КС-3 налоговики могут расценить как отсутствие первичной документации.
Таким образом, ссылка на возможность представления справки КС-3 расширяет возможности участника закупки, а не ограничивает их.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50, Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Таким образом комиссия считает довод жалобы обоснованным, а муниципального заказчика нарушившим п.4 Правил, установив в качестве подтверждающего документа форму КС-3, так как выполнение строительных работ не является опытом работы, связанного с предметом контракта.
Довод заявителя жалобы:
2.4. В подкритерии "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки" (п.3.2) в п. 31 Информационной карты установлено, что документами, подтверждающими квалификацию специалистов участника закупки, являются, в том числе, копии дипломов и других документов, подтверждающих наличие степени кандидата или доктора наук в области проводимого конкурса.
Вместе с тем, Заказчик просит выполнить проект планировки и проект межевания территории, то есть выполнить проектные работы.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности" даже для выполнения указанных работ главным градостроителем проекта (должность руководителя) предъявляются следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности
"Градостроительство" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению "Градостроительство"; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.
Таким образом, Общество полагает, что Заказчик необоснованно предъявляет требования к квалификации специалистов участника закупки в области проектирования, установленные п. 31 Информационной карты - наличие степени кандидата или доктора наук, тем самым ограничивая число участников закупки и нарушая требования ст. 17 ФЗ N 135 и ч. 2 ст. 8 ФЗ N 44.
Возражения муниципального заказчика:
5. С содержанием подпункта 2.4. (в части необоснованности предъявления требований к квалификации специалистов участника закупки) не согласны.
Содержание абзаца, включающего ссылку на копии документов, подтверждающих наличие степени кандидата или доктора наук) звучит следующим образом:
Подтверждающими документами являются: копии трудовых книжек и/или трудовых договоров (для сотрудников, осуществляющих деятельность по гражданско- трудовому договору), копии дипломов и других документов, подтверждающих наличие степени кандидата или доктора наук в области проводимого конкурса.
Составляющие абзаца представлены через запятую, в зависимости от наличия у участника закупки подтверждающих документов. Главное - возможность подтверждения необходимых сведений.
В связи с тем, что разработку документации по планировке территории планируется выполнять на масштабной территории, требующей научного подхода к её планировочной организации, в процессе работы, скорее всего, будут участвовать специалисты и эксперты, имеющие соответствующую квалификацию и степень кандидата или доктора наук в различных областях. Кандидаты или доктора наук могут выполнять работы или осуществлять методическое руководство в подразделениях участника закупки в качестве временного научно-производственного коллектива.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности" наряду с главным градостроителем проекта в разделе 3 "Градостроительство" данного справочника приводится ряд должностей, связанных с деятельностью в области:
социологии
транспортного развития территорий
экономики
инженерного обеспечения территории
экологии.
Все перечисленные области являются объектами рассмотрения и анализа в рамках разработки документации по планировке территории и не исключают участия специалистов со статусом научного сотрудника.
Все вышеизложенное подтверждает, что требования по критерию
законодательства.
Таким образом, представление документов, подтверждающих наличие степени кандидата или доктора наук в различных областях, не ограничивает число участников закупки и не нарушает требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и Закона о контрактной системе.
Исходя из возражений муниципального заказчика Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.
Довод заявителя жалобы:
3. Руководствуясь ч. 7 ст. 50 ФЗ N 44, 10.12.2015 по электронной почте Общество обратилось к Заказчику с запросом о даче разъяснений положений конкурсной документации относительно изложенных выше доводов, с последующим предоставлением оригинала 11.12.2015.
11.12.2015 Заказчик направил ответ по данному запросу, однако полученный ответ не отражает сути поставленных Обществом вопросов, является уклончивым. Таким образом, Заказчик не разъяснил положения конкурсной документации, что противоречит требованиям ч. 7 ст. 50 ФЗ N 44.
Как установлено Комиссией и подтверждается заявителем жалобы, ответ на направленный запрос своевременно размещен на официальном сайте, в ответе содержатся информация в соответствии с запросом, таким образом нарушений ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе не имеется, а довод жалобы признается необоснованным.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1.Признать жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия муниципального заказчика- Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска, уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) пу-тем проведения открытого конкурса: "Выполнение научно-исследовательской работы "Проект планировки с проектом межевания территории юго-западного района города Южно-Сахалинска" в границах: пр. Победы - железная дорога до пересечения с ул. Больничная - ул. Ленина до пересечения с пр. Мира - пр. Мира - автомобильная дорога на г. Корсаков - южная, западная граница города" (извещение N 0161300000115001951) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п.4 Правил при утверждении конкурсной документации, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лица, допустившего нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии И.В.Шило
Члены комиссии К.В.Солонин
А.Е.Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 декабря 2015 г. N 611/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2016