Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2016 г. N 04-01|15-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заявителя,
рассмотрев жалобу ЗАО "ИНФОРС-ФПК" (г. Екатеринбург) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская центральная районная больница" (ИНН: 8911001324) при проведении электронного аукциона на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале (закупка N 0190200000315012198),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ЗАО "ИНФОРС-ФПК" на положения аукционной документации N 0190200000315012198 на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале.
Заказчик - ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская центральная районная больница". Начальная (максимальная) цена контракта - 195 219,00 рублей.
По мнению Заявителя:
1. Заказчик сделал крайне зауженные интервалы показателей закупаемой продукции по сравнению с требованиями, содержащимися Решении Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе";
2. по позиции N 1 потребности, Заказчиком прописаны характеристики товара содержат в себе показатели, значительно ограничивающие возможность предложения потенциальными участниками альтернативной продукции;
3. организация выдачи поставленной продукции должна быть выделена в отдельный лот, так как включение данного требования в проводимый аукцион ограничивает круг потенциальных участников закупки и предоставляет преимущество местным организациям.
Из жалобы установлено. Аукционная документация содержит в себе положения, противоречащие нормам Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с одним из основополагающих принципов Закона о контрактной системе, принципом обеспечения конкуренции, закрепленным в статье 8 данного закона, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен, в том числе хозяйствующими субъектами, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок цен, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1. В Приложении N1 документации аукциона "Потребность" характеристики закупаемой продукции содержат в себе показатели, значительно ограничивающие возможность предложения потенциальными участниками альтернативной продукции.
Это стало следствием того, что Заказчик сделал крайне зауженные интервалы показателей закупаемой продукции по сравнению с требованиями, содержащимися в Решении Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".
По позиции N 1 (Сухая смесь для беременных и кормящих женщин) Заказчиком заужено значение таких стандартных показателей как белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность.
В связи с этим под прописанные Заказчиком характеристики закупаемой продукции подходят смеси только двух производителей из имеющихся сегодня на Российском рынке молочных смесей - Беллакт Мама, производитель ОАО "Беллакт", Республика Беларусь и Фемилак, производитель ЗАО "Компания "Нутритек" .
В частности заказчиком установлено содержание углеводов в рамках 9,5 - 11,8 г, в то время как регламентом установлено содержание углеводов в диапазоне 10,0 - 14 г на 100 мл готового к употреблению продукта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком не используются стандартные показатели, он должен обосновать такие отклонения.
Однако заказчиком такое обоснование не представлено и в аукционную документацию не включено, что является нарушением действующего законодательства о контрактной системе
2. Заказчиком в аукционной документации помимо поставки закупаемой продукции содержится требование о ее выдаче по рецепту, выданному врачами Заказчика, с 10:00 часов до 18:00 часов ежедневно.
Заявитель считает, что организация выдачи поставленной продукции должна быть выделена в отдельный лот, так как включение данного требования в проводимый аукцион (извещение N 0190200000315012198) ограничивает круг потенциальных участников закупки и предоставляет преимущество местным организациям.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку продуктов питания, Комиссия пришла к следующим выводам.
Документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Обращение на территории Российской Федерации продуктов для питания детей раннего возраста регламентируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые требования).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 принят Технический регламент таможенного союза ТРТС 033/2013 о безопасности молока и молочной продукции (далее - Технический регламент).
Состав продуктов на молочной основе регламентируется Едиными требованиями.
Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований.
Требования к упаковке молока и продуктов его переработки регламентируются разделом XI Технического регламента.
Согласно пункту 61 Технического регламента продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем (или массу): 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой); 0,2 л - жидкие (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие смеси); 0,25 л (кг) - молоко питьевое, сливки питьевые, кисломолочные продукты; 0,1 кг - пастообразные продукты детского питания на молочной основе.
Пункт 62 Технического регламента устанавливает, что продукция детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста должна выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованной и упакованной в герметичную упаковку. Жидкая продукция детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста должна выпускаться в упаковке объемом не более 2 л, пастообразные продукты детского питания - объемом не более 0,2 кг (для непосредственного порционного употребления в пищу).
Согласно пункту 65 Технического регламента каждая упаковка молочной продукции должна иметь маркировку, содержащую информацию для потребителей в соответствии с разделом XII настоящего технического регламента.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
Размещение заказа на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале организовано для выполнения постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2011 г. N 793-П "О питании беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет" (перечень и нормы выдачи продуктов питания, порядок выдачи по рецептам врачей).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственный Заказчик вправе включить в документацию такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Техническое задание в представленной аукционной документации составлено в соответствии с "Едиными санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", а также требованиями, установленным Федеральным законом от 12.08.2008г. N88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". При составлении Потребности и описания характеристик товара был выбран средний диапазон интервалов для оптимального удовлетворения потребностей питания беременных и кормящих женщин в полном соответствии Техническому регламенту.
Качественным и функциональным характеристикам товара, установленным в Потребности в диапазонных значениях, отвечают товары разных производителей:
N п/п |
Наименование продукции |
Характеристика продукции |
Смесь 1 |
Смесь 2 |
1. |
Сухая смесь |
Сухая смесь для беременных и кормящих женщин. Состав (на 100 мл. готовой смеси): Белки 3,5-4,5 г. Жиры 1,3-3,1 г. Углеводы 9,5-11,8 г. Энергетическая ценность 77-90 ккал Упаковка: картонная коробка не менее 360 гр. |
Беллакт мама Сухая смесь для беременных и кормящих женщин. Состав (на 100 мл. готовой смеси): Белки 3,5г. Жиры 1,3 г. Углеводы 10,0г. Энергетическая ценность 78 ккал Упаковка: картонная коробка 400 гр. |
Фемилак Сухая смесь для беременных и кормящих женщин. Состав (на 100 мл. готовой смеси): Белки 4,5 г. Жиры 3,1 г. Углеводы 10,85 г. Энергетическая ценность 89,5 ккал Упаковка: картонная коробка 360 гр. |
Закупаемая продукция является лечебным питанием и назначается в соответствии с перечнем показаний и с учетом аллергического анамнеза пациентов, медицинских рекомендаций, а также географического и сурового природноклиматического факторов.
Состав готовой смеси определяется по заключению врача медицинского учреждения по месту жительства, в рамках необходимой достаточности и финансового показателя.
Потребность Заказчика в поставке и выдаче закупаемой продукции по рецептам врача Заказчика обусловлена географическим фактором Пуровского района, сложной территориальной схемой подразделений ГБУЗ ЯНАО "ТСЦРБ", отсутствием молочной кухни и специализированных пунктов выдачи.
Проанализировав доводы жалобы, возражения и Потребность Заказчика, Комиссия установила, что, исходя из Потребности, Заказчик при описании объекта закупки не использовал стандартные показатели и требования, определенные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Вместе с тем, аукционная документация N 0190200000315012198 на поставку и выдачу полноценного питания для детей в возрасте до трех лет в п. Уренгой, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, не содержит обоснование Заказчика о необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Между тем, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией принимаются доводы Заказчика относительно примененных показателей к объекту закупки, однако данные доводы Заказчика не освобождают его от обязанности исполнять требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которому, если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссия принимает доводы Заказчика относительно того, что требование об организации выдачи поставленной продукции обусловлено географическим расположением Пуровского района, сложной территориальной схемой подразделений ГБУЗ ЯНАО "ТСЦРБ", отсутствием молочной кухни и специализированных пунктов выдачи.
Жалоба в данной части признается необоснованной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, использовавшего при описании объекта закупки, в Потребности к аукционной документации N 0190200000315012198 на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале, не стандартные показатели и требования, определенные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), и не представившего в составе аукционной документации обоснования необходимости использования других показателей, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "ИНФОРС-ФПК" на положения аукционной документации N 0190200000315012198 на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская центральная районная больница" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки N 0190200000315012198 на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале.
3. Выдать Заказчику - ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская центральная районная больница", Уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе (закупка N 0190200000315012198).
4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении главного врача ГБУЗ ЯНАО "Тарко-Салинская центральная районная больница", утвердившего аукционную документацию N 0190200000315012198 на поставку и выдачу полноценного питания для беременных и кормящих женщин в г. Тарко-Сале с нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2016 г. N 04-01|15-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016