Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 января 2016 г. N 11-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей ООО "Арктика" (далее - Общество, Заявитель) Кудинова Ю.В. (доверенность б/н от 11.01.2016) и Лаврентьевой И.Г. (доверенность б/н от 11.01.2016), а также в присутствии представителей государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области (далее - Заказчик) (юридический адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16 в; ИНН 3015068159) Дергуновой Т.В. (доверенность от 19.01.2016 N 04-13-10-00407), Евдоксиной Т.В. (доверенность от 19.01.2016 N 01-02-13-00408) и Степиной Н.А. (доверенность от 19.01.2016 N 03-09-08-00409),
рассмотрев жалобу ООО "Арктика" (вх. N 254 от 15.01.2016) (юридический адрес: 414006, г. Астрахань, Гаршина пер./ул. Пушкина, 2/46; ИНН 3015075413) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей на 1-ое полугодие 2016 года за счет средств бюджета Астраханской области" (номер извещения о проведении аукциона 0125200000715000633), утвержденной Заказчиком, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.01.2016 поступила жалоба ООО "Арктика" на положения документации Заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей на 1-ое полугодие 2016 года за счет средств бюджета Астраханской области" (номер извещения о проведении аукциона: 0125200000715000633) (далее - аукционная документация).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Нарушающими требования указанного закона Заявитель считает положения документации об аукционе, содержащие сведения о сроках поставки товара (полагает, что участникам закупки не представляется возможным сделать вывод о том, когда именно необходимо поставить товар), а также отсутствие в этой документации положений обо всех условиях признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Уведомлением Астраханского УФАС России от 15.01.2016 (N 04/158-АМ и N 04/159-АМ) ООО "Арктика" и Министерство были приглашены 19.01.2016 в 11 час. 00 мин. в Управление на рассмотрение жалобы Общества. В назначенное время представители Заявителя и Заказчика явились.
В ходе рассмотрения вышеуказанного вопроса Комиссия объявила о перерыве до 19.01.2016 г. 15 час. 00 мин. для получения необходимых документов от Заказчика.
В назначенное время на рассмотрение Комиссией вышеназванной жалобы в Астраханском УФАС России явились представители Заявителя и Заказчика.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила, что 11.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0125200000715000633 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (с изменениями от 30.12.2015).
В силу части 13 статьи 34, статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещение о проведении аукциона включается информация о сроках поставки товара, а в документацию об аукционе - также и информация о сроках оплаты поставленного товара.
Статьями 190 и 191 ГК РФ определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Следовательно, понятия срока действия договора поставки и сроков поставки отдельных партий (периодов поставки) товара разделены. Сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) товара могут вытекать из существа обязательства.
Аукционная документация и прилагаемый к ней проект контракта содержат условие о том, что поставка товара осуществляется один раз в квартал равными долями от общего объема поставляемого товара в течение всего срока поставки по предварительной заявке приемочного пункта. При этом, как следует, из пункта 1.1 проекта контракта, поставщик принимает обязательство поставить товар на 1-ое полугодие 2016 года. Необходимость поставки товара именно в 1-ом полугодии 2016 года прямо следует и из извещения о проведении аукциона.
Что касается срока исполнения контракта, то есть срока, в течение которого обе стороны контракта должны выполнить все свои обязательства, включая обязательство по оплате товара, то он определен в извещении и аукционной документации посредством указания на окончание действия контракта - 30.12.2016 (до 31.12.2016).
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что возникновение у поставщика обязательства по поставке товара Заказчику обусловлено наступлением совокупности событий, которыми определено его начало - с момента заключения государственного контракта и получения заявки Заказчика.
Исходя из системного толкования извещения и аукционной документации, в том числе проекта контракта, как ее неотъемлемой части, Комиссия не находит оснований полагать, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены сроки поставки и оплаты товара. Эти сроки установлены Заказчиком способом, согласующимся с положениями Закона о контрактной системе и ГК РФ и полностью им соответствующим.
Требования об обязательном указании календарной даты начала поставки и ее окончания не предусмотрено ни Законом о контрактной системе, ни иными нормативными правовыми актами.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (например, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 г. N 08АП-11605/15 по делу N А46-5839/2015, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2013 г. N Ф06-5592/13 по делу N А55-28878/2012, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июня 2008 г. N А74-1636/2007-Ф02-1798/2008 и т.д.).
Довод Заявителя о том, что извещение о проведении аукциона устанавливает окончание срока поставки товара в декабре 2016 года, Комиссия отклоняет как основанный на ошибочном понимании содержания извещения, не учитывающем необходимость толкования положений извещения в их взаимосвязи друг с другом.
Также отклоняет Комиссия и ссылку Заявителя на письмо Минфина РФ от 17.02.2015 N 02-02-09/7180, поскольку в этом письме речь идет о том, что в случае наличия в контракте условия об оплате заказчиком в течение нескольких лет за исполненное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательство заказчику необходимо включать в цену контракта оплату процентов за такую рассрочку платежа. Между тем, оспариваемые аукционная документация и проект контракта допускают рассрочку платежей только в пределах одного календарного года, а не нескольких лет.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком частей 9, 10, 11 статьи 37, пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заключающемся в отсутствии в аукционной документации положений, дублирующих эти правовые нормы, не нашел своего подтверждения, поскольку такие положения содержатся в пунктах 14 и 24 аукционной документации.
Кроме того, Комиссия, проанализировав размещенные на официальном сайте разъяснения Заказчика положений аукционной документации, предоставленные по запросам участников закупки, полагает необходимым отметить следующее.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Комиссия не усматривает несоответствие установленных Заказчиком характеристик объекта закупки Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N299 (далее - Требования N 299), и утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Все приведенные в аукционной документации показатели являются стандартными, находятся в рамках установленных Требованиями N 299 и ТР ТС 033/2013 диапазонов. Из писем Минзравсоцразвития России от 19.08.2011 N15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных Требованиями N 299.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
При этом Комиссия отмечает, что установленным Заказчиком к объекту закупки (его качеству и фасовке) требованиям отвечает продукция не менее чем двух производителей (Similac, Нутрилон, Малютка), что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
Такая правовая позиция нашла свое подтверждение в многочисленной практике арбитражных судов, например, в судебных актах по делам NN А06-3061/2011, А07-13176/2012, А40-31290/2013 и т.д.
Также необходимо иметь ввиду, что в рассматриваемом случае не может быть признан допустимым и верным метод определения перечня удовлетворяющих требованиям документации о закупке товаров, основанный на анализе цен на эти товары, сложившихся на розничном рынке, и их сопоставлении с начальной (максимальной) ценой закупки и количеством закупаемого товара, поскольку поставка товаров и их оплата осуществляются в данном случае участниками оптового рынка, где механизм ценообразования и в целом характер взаимоотношения участников не являются тождественными таковым на розничном рынке.
В качестве одного из подтверждений этого можно привести представленное Заказчиком в материалы жалобы письмо производителя молочной продукции ООО "Нутриция" от 01.10.2015, в котором данное общество сообщает своим оптовым покупателям, что предлагает к поставке новый продукт - "Малютка" в упаковке 400 грамм, но по цене продукта "Малютка" в упаковке 350 грамм.
Помимо этого, Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе на заказчика не возлагается обязанность включать в документацию о закупке условия об остаточной годности продукта.
Кроме того, согласно статье 21 Закона о контрактной системе заказчиком формируются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 114 Закона о контрактной системе положения частей 1 - 10, 12 - 15 статьи 21 Закона о контрактной системе вступают в силу с 1 января 2016 года.
Так, согласно части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, с 01.01.2014 планы-графики размещаются на официальном сайте в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы" (далее - Приказ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Приказ является подзаконным нормативным правовым актом, который действует до вступления в законную силу изменений в Закон о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, в связи с тем, что норма Закона о контрактной системе, регулирующая порядок осуществления заказчиком закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график, не вступила в законную силу на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона (11.12.2015) и внесения в него изменений (30.12.2015), Заказчик, установив размер обеспечения исполнения контракта, отличный от указанного в плане-графике (реестровая запись: 44201501252000007002), не нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Арктика" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей на 1-ое полугодие 2016 года за счет средств бюджета Астраханской области" (номер извещения о проведении аукциона 0125200000715000633) необоснованной.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 января 2016 г. N 11-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2016