Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 января 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 27.01.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.02.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
рассмотрев жалобу ООО "Югра-МедТехСервис" от 20.01.2016 N70-ж на действия Заказчика - БУ "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования (извещение N0387200009115002736) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, документацией закупки установлены требования, ограничивающие количество участников закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования (извещение N0387200009115002736) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 29.12.2015.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Частью 23 Раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе в составе второй части заявки на участие в аукционе предусмотрено предоставление, в том числе:
- лицензии на техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 03 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники";
- во исполнение СанПиН 2.6.1.3287-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 июля 2015 г. N 27) и Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010г. N40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" работы по техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения должны производиться организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
По мнению Заявителя, указанное выше требование документации электронного аукциона о наличии у участника лицензии в области использования источников ионизирующего излучения противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку данные требования необоснованно ограничивают количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 В Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" установлено, что научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. N 278 (вступило в силу с 17.04.2012г.) утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. N 278, лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В приложении к названному Положению установлен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающий в себя:
1) проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
2) конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
3) производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
4) размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
5) эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
6) техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
7) хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
8) утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
9) проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
10) конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
11) изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
12) эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, Заявитель делает вывод, что процесс использования источников ионизирующего излучения начинается с проектирования и заканчивается утилизацией, в силу этого лицензированию подлежат все вышепоименованные формы взаимодействия с источником ионизирующего излучения, как в активных, так и в пассивных формах, но за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Иными словами, действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности, следовательно, на техническое обслуживание источника ионизирующего излучения (генерирующих), используемого в медицинской деятельности, получение лицензии не требуется.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание медицинской техники подлежит лицензированию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Порядок лицензирования данной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469. Пунктом 3 указанного Положения установлено, что в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по монтажу и наладке медицинской техники; контролю технического состояния медицинской техники; периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники; ремонту медицинской техники. Письмом Минздрава Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003. В соответствии с указанными Методическим рекомендациями, техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании. Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций, к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники, отнесены:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Таким образом, в случае, если участник закупки имеет лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, осуществляет с соответствии с гражданско-правовыми договорами техническое обслуживание этой техники, используемой исключительно в медицинской деятельности, у него отсутствует обязанность получать лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования (извещение N0387200009115002736) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 29.12.2015.
11.01.2016 в извещение и документацию о проведении электронного аукциона внесены изменения.
18.01.2016 в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N0387200009115002736.
Жалоба ООО "Югра-МедТехСервис" поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 20.01.2016, рассмотрение назначено на 27.01.2016 в 16:00 (время местное) по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12а, каб.104.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что рассмотрение жалобы ООО "Югра-МедТехСервис" от 20.01.2016 N70-ж невозможно ввиду отсутствия предмета жалобы и не относится к компетенции контрольного органа в сфере закупок.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Югра-МедТехСервис" от 20.01.2016 N70-ж на действия Заказчика - БУ "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования (извещение N0387200009115002736) не относящейся к компетенции контрольного органа в сфере закупок.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 января 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2016