Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2016 г. N 44-4411/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Финансовый строительный провайдер" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27508-ЭП/16 от 06.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке территорий Приморского района, не имеющих ведомственной принадлежности в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004916000155. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 779 575,20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые могут представлены только по результатам проведения испытаний, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе.
Например, согласно п. 1 Таблицы 2.4 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару:
N п/п |
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требования к значениям показателей (характеристик) товаров,используемых для выполнения работ,позволяющие определить соответствие потребностям заказчика, единица измерения |
1 |
Песчано-соляная смесь |
1 |
Массовая доля не растворимого в воде остатка в хлористом кальции |
Не более 0,5% |
2 |
Массовая доля частиц размером свыше 10 мм. в противогололёдном материале |
Не должна превышать 0% |
||
3 |
Массовая доля магния в пересчете на MgCl2 в хлористом кальции |
Не более 0,5% или не нормируется |
||
4 |
Массовая доля пылевидных и глинистых частиц |
Не более 3% |
||
5 |
Массовая доля фрикционного материала в противогололёдном материале |
Не более 90% |
||
6 |
Массовая доля частиц размером свыше 5 мм. до 10 мм. в противогололёдном материале |
Не более 5% |
||
7 |
Массовая доля железа (Fe) в хлористом кальции |
Не более 0,004% или не нормируется |
||
8 |
Массовая доля хлористого кальция в хлористом кальции |
Не менее 80% |
||
9 |
Массовая доля частиц размером свыше 1 мм. до 5 мм. в противогололёдном материале |
Не менее 75% |
||
10 |
Массовая доля прочих хлоридов, в том числе MgCl2, в пересчете на NaCl в кальцинированном хлористом кальции |
Не более 6% или не нормируется |
||
11 |
Массовая доля частиц размером 1 мм. и менее в противогололёдном материале |
Не более 20% |
||
12 |
Массовая доля сульфатов в пересчете на сульфат-ион в хлористом кальции |
Не более 0,3% или не нормируется |
||
13 |
Массовая доля глины в комках |
Не более 0,35% |
||
14 |
Массовая доля хлористого кальция в противогололёдном материале |
Не более 10% |
Согласно пояснениям Заказчика требования к товару "Песчано-соляная смесь" установлены Заказчиком на основании ГОСТ 450-77, ОДН 218.2.027-2003.
Вместе с тем, согласно п. 2.1 ГОСТ 450-77 хлористый кальций принимают партиями. Партией считают продукт, однородный по своим качественным показателям, сопровождаемый одним документом о качестве, в количестве, не превышающим сменную выработку. При поставке продукта в железнодорожных цистернах за партию принимают каждую цистерну.
Согласно п. 2.2 ГОСТ 450-77 для проверки качества хлористого кальция на соответствие его показателей требованиям настоящего стандарта отбирают 3% единиц продукции, но не менее трех при партии, состоящей менее чем из 30 единиц. При отгрузке продукта в цистернах пробу отбирают из каждой цистерны.
Согласно п. 2.3 ГОСТ 450-77 при получении неудовлетворительных результатов анализа хотя бы по одному из показателей проводят повторный анализ на удвоенной выборке от той же партии или удвоенном объеме пробы. Результаты повторного анализа распространяются на всю партию.
Согласно п. 2.4 ГОСТ 450-77 массовую долю магния в пересчете на хлористый магний, нерастворимого в воде остатка, железа и сульфатов изготовитель определяет по требованию потребителя.
Таким образом, точные значения испытательных характеристик возможно указать в отношении определенной партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным значениям показателей, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены требования к товарам с использованием слов "не нормируется", что вводит в заблуждение участников закупки.
Например, согласно п. 1 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Сорт кальцинированного хлористого кальция: высший или первый. Массовая доля сульфатов в пересчете на сульфат-ион в хлористом кальции: не более 0,3% или не нормируется.".
Согласно п. 7 Таблицы 1 ГОСТ 450-77 в случае, если участник закупки выбирает для использования товар "Песчано-соляная смесь" первой группы массовая доля сульфатов в пересчете на сульфат-ион не нормируется.
Таким образом, требования к товару установлены Заказчиком в соответствии с государственным стандартом.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленное в действиях Заказчика нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Финансовый строительный провайдер" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2016 г. N 44-4411/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016