Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 декабря 2016 г. N 2154
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Сергеевой Е.А. на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шушенская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний за счет средств краевого бюджета в 2017 году" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 08.12.2016 поступила жалоба ИП Сергеевой Е.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200067816000159.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Федорова Ирина Васильевна (доверенность, удостоверение личности);
- представитель заказчика Басенко Галина Ивановна (доверенность, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не было установлено требования к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в закупке лицензии на медицинскую деятельность в области дезинфектологии.
Заключительная дезинфекция и контроль за ее качеством в очагах инфекционных заболеваний включена в перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых в рамках первичной медико-санитарной помощи населению (п. 3), утвержденный приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 15.12.1993 N 136 "Об участии госсанэпидслужбы в проведении мероприятий в рамках первичной медико-санитарной помощи".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, для оказания услуг по заключительной дезинфекции в очагах, перечисленных в документации об электронном аукционе, необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Вместе с этим, податель жалобы отмечает, что по данным медицинской литературы наименования инфекционного заболевания "Микроспария" не существует и, соответственно, соискатель контракта не может определить методику проведения дезинфекционных мероприятий и как следствие, рассчитать затраты и риски.
В отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы представителем заказчика в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу были представлены в устном порядке пояснения, согласно которым потребностью заказчика является оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи. Таким образом, заказчик признает необходимость установления к участникам закупки требования о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в закупке лицензии на медицинскую деятельность в области дезинфектологии.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний за счет средств краевого бюджета в 2017 году (извещение о проведении электронного аукциона от 06.12.2016 N0319200067816000159).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что заказчиком не были совершены действия по установлению требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ может рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993: "в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует".
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Заключительная дезинфекция и контроль за ее качеством в очагах инфекционных заболеваний включена в перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых в рамках первичной медико-санитарной помощи населению (п. 3), утвержденный приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 15.12.1993 N 136 "Об участии госсанэпидслужбы в проведении мероприятий в рамках первичной медико-санитарной помощи".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что объектом закупки являются услуги по заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний за счет средств краевого бюджета в 2017 году.
Из пунктов 1.7 и 2.4 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки изложены заказчиком в Приложении N 2 (далее - Описание объекта закупки).
Изучив Описание объекта закупки, Комиссия установила, что услуги, являющиеся объектом закупки, должны быть оказаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" и Федерального закона N 323-ФЗ. В качестве места оказания услуг указаны Красноярский край, Шушенский район, очаги инфекционных заболеваний по Шушенскому району. Объем оказываемых услуг указан следующий:
N |
Наименование услуг |
Единица измерения |
Количество |
Туберкулез - 65 очагов | |||
1. |
Дезинфекция уборной |
шт. |
30 |
2. |
Дезинфекция посуды |
компл. |
200 |
3. |
Дезинфекция белья химическим методом |
кг. |
260 |
4. |
Дезинфекция белья камерная |
кг. |
590 |
5. |
Дезинфекция уборочного инвентаря |
шт. |
200 |
6. |
Дезинфекция поверхности в помещениях |
кв.м. |
5200 |
Сальмонеллез - 10 очагов | |||
1 |
Дезинфекция уборной |
шт. |
60 |
2. |
Дезинфекция посуды с остатками пищи |
шт. |
30 |
3. |
Дезинфекция уборочного инвентаря |
шт. |
30 |
4. |
Дезинфекция поверхности в помещениях |
кв. м |
400 |
5. |
Дезинфекция белья химическим методом |
кг. |
40 |
Микроспария - 12 очагов | |||
1. |
Камерная обработка белья |
кг |
140 |
2. |
Дезинфекция поверхностей |
кв.м. |
600 |
Чесотка - 10 очагов | |||
1. |
Камерная обработка белья |
кг |
80 |
2. |
Дезинсекция поверхностей |
кв. м |
300 |
Вирусный гепатит - 5 очагов | |||
1. |
Дезинфекция уборной |
шт. |
5 |
2. |
Дезинфекция посуды |
компл. |
20 |
3 |
Дезинфекция белья химическим методом |
кг |
20 |
4. |
Дезинфекция белья камерная |
кг |
40 |
5. |
Дезинфекция уборочного инвентаря |
шт. |
15 |
6. |
Дезинфекция поверхности в помещениях |
кв.м. |
250 |
Комиссией приняты во внимание пояснения представителя заказчика о том, что потребностью заказчика является оказание услуг по заключительной дезинфекции в очагах вышепоименованных инфекционных заболеваний в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том что, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к осуществлению в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи с целью удаления или уничтожения возбудителей инфекционных болезней на объектах, указанных заказчиком, следовательно, такие услуги можно рассматривать в качестве способа предотвращения возникновения и распространения вышепоименованных инфекционных заболеваний, что позволяет Комиссии сделать вывод о том, что рассматриваемые услуги являются медицинской деятельностью и включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Таким образом, Комиссией было установлено, что действия заказчика по не установлению к участникам закупки требования о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии, совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части статьи 64 Закона о контрактной системе.
В отношении довода подателя жалобы о том, что по данным медицинской литературы наименования инфекционного заболевания "Микроспария" не существует и, соответственно, соискатель контракта не может определить методику проведения дезинфекционных мероприятий, Комиссия отмечает, что на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежало обеспечить объективный характер описания объекта закупки. Наличие в Описании объекта закупки указания на наименование инфекционного заболевания "Микроспария", которого в силу специализированной медицинской терминологии не существует, свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку в рассматриваемой части Описание объекта закупки не носит объективный характер.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Сергеевой Е.А. обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ИП Сергеевой Е.А. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 декабря 2016 г. N 2154
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016