Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 декабря 2015 г. N 05-05-06/157-15
Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующий на основании доверенности от 01.10.2015 года б/н;
- "_", действующий на основании доверенности от 07.10.2015 г. N ЮК-147;
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП",
рассмотрев жалобу (вх. N 5893 от 16.12.2015 года) Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (г. Оренбург, ул. Бр. Башиловых, д. 15/4, оф. 52) на положения документации электронного аукциона N 0112200000815003337 на строительство детского сада в районе левобережных дач г. Кызыла и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
- в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
- неправомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО только о допуске с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией;
- в проекте контракта отсутствует конкретное значение объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
- в документации электронного аукциона не установлено требование энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000815003337 на строительство детского сада в районе левобережных дач г. Кызыла, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 01.12.2015 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003337 на строительство детского сада в районе левобережных дач г. Кызыла. 02.12.2015 г. размещены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003337 на строительство детского сада в районе левобережных дач г. Кызыла, начальная (максимальная) цена контракта - 160493810,00 рублей.
Документация электронного аукциона на строительство детского сада в районе левобережных дач г. Кызыла утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 27.11.2015 года N 2386.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступил в силу с 13.08.2015 года) часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 10.
Так, согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки, в том что он не является офшорной компанией.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в пункте 8 части 2 информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000815003337 установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" о не установлении в аукционной документации требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 22 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Документом, подтверждающим соответствие указанному требованию является копия свидетельства СРО о допуске с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданное саморегулируемой организацией с максимально разрешенной суммой по одному договору не менее 500 млн. рублей в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624 (пункт 22 Информационной карты аукционной документации).
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
При этом, согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом, требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ.
Таким образом, требование к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства СРО о допуске с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" о неправомерном установлении требования к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО только о допуске с функцией генерального подрядчика в строительстве, выданного саморегулируемой организацией не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, установленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу. Кроме того, установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000815003337 и пункта 19 Информационной карты электронного аукциона (часть I аукционной документации) требование об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В свою очередь, пункт 1 проекта контракта так же не содержит обязательного требования о привлечении к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003337, аукционная документация и проект контракта не содержат обязательного требования о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" об отсутствии в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Согласно части 5 статьи 26 Закона об энергосбережении государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, установлены частью 3 статьи 26 Закона об энергосбережении и включают в себя, в частности:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
Согласно Правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1221) установлено, что требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров: а) товары согласно приложению; б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 настоящих Правил; в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
Приложением к Постановлению Правительства РФ N 1221 утвержден Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, в состав которых входят, в частности, светильники для освещения жилых и общественных зданий, светильники для наружного освещения, холодильное оборудование, тепловое оборудование.
Таким образом, в аукционной документации подлежали установлению требования энергетической эффективности в частности для следующих товаров: лампа энергосберегающая PHILIPS 15E27; лампа энергосберегающая КЛЛ 18 Вт, холодильный шкаф Vestfrost FKG371, холодильник Bosch, плита электрическая 4-х комфорочная ЭПК-48П, шкаф жарочный, электросковорода СЭСМ.
В силу приказа Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" лампы люминесцентные, холодильный шкаф Vestfrost FKG371, холодильник Bosch, плита электрическая 4-х комфорочная ЭПК-48П, шкаф жарочный, электросковорода СЭСМ являются товарами, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к нему, маркировке и на этикетках.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1221 Приказом N 88 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил.
Согласно пункту 2 Приложения к Приказу N 88 с 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A".
Таким образом, в аукционной документации подлежали установлению требования к энергетической эффективности к товарам: лампа энергосберегающая PHILIPS 15E27; лампа энергосберегающая КЛЛ 18 Вт, холодильный шкаф Vestfrost FKG371, холодильник Bosch, плита электрическая 4-х комфорочная ЭПК-48П, шкаф жарочный, электросковорода СЭСМ.
Вместе с тем, из аукционной документации соблюдение уполномоченным органом и заказчиком требований названных правовых актов не усматривается.
Следовательно, довод подателя жалобы о не установлении требования энергетической эффективности к товарам, используемым при выполнении работ в документации электронного аукциона является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221"Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в документации аукциона требований энергетической эффективности к закупаемым товарам.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты определения подрядчика предписание уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц по статье 9.16 КоАП РФ.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
||
|
|
||
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
О.А. Коржавина
А.В. Саин
|
||
|
|
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 декабря 2015 г. N 05-05-06/157-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2015