Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 03.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электросервис" (г.Владимир) (далее - ООО "Электросервис", заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку работ по модернизации систем уличного наружного освещения в муниципальном образовании г.Суздаль Владимирской области (N закупки 0128300011315000011).
02.12.2015 в соответствии с административным регламентом и части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела Г 872-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 03.12.2015.
02.12.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - администрации муниципального образования город Суздаль Владимирской области.
Заявитель надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, свою явку и явку своего представителя не обеспечил (уведомление от 30.11.2015 N04/6498-пвв).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Электросервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку работ по модернизации систем уличного наружного освещения в муниципальном образовании г.Суздаль Владимирской области.
В свое жалобе заявитель изложил следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
Пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Приложение, содержащее характеристики товаров и материалов, используемых при осуществлении работ, техническое задание и расчет начальной максимальной цены размещенны заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupкi.gov.ru в формате "pdf", который ограничивает возможность поиска и копирования фрагмента текста.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 13.3 проекта контракта указано, что срок выполнения работ устанавливается - не позднее 3 (трех) дней с момента подписания контракта, что говорит о невозможности выполнения работ в установленные сроки.
Также проект контракта не содержит положения статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно отсутствует срок действия контракта, что не позволяет участнику закупки определить срок, на который необходимо предоставить обеспечения исполнения контракта.
В связи с вышеизложенным, заявитель просит признать заказчика нарушившим положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представители администрации муниципального образования город Суздаль Владимирской области пояснили, что доводы жалобы ООО "Электросервис" считают несостоятельными по следующим основаниям.
Приложение к информационной карте, содержащее показатели товара, используемые при выполнении работ по модернизации систем уличного наружного освещения, техническое задание и обоснование начальной максимальной цены контракта (локальный сметный расчет) размещены в соответствии с Положениями о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н (далее - Положения) и требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N470 (далее - Требования).
Согласно пункту 3 Требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). При этом пунктом 8 Положений предусмотрено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Заказчиком вышеуказанные требования в отношении приложенных к документации об электронном аукционе документов соблюдены.
На официальном сайте допускается загружать файлы в форматах: "pdf docx, rtf, xls, xlsx, jpeg, jpg, bmp, tif, tiff, txt, zip, rar, gif, csv, odp, odf, ods, odt, sxc, sxw".
Требования к копированию информации, размещенной на официальном сайте, Положениями не установлены.
Таким образом, опубликование документации об электронном аукционе с приложениями в формате "pdf" не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок и не ограничивает возможность участников закупки ознакомиться с данной документацией.
В соответствии с прилагаемым к документации об электронном аукционе локальным сметным расчетом сметная трудоемкость составляет 257,67 чел.час. При установленном восьми часовом рабочем дне численность рабочих составит 11 человек на весь срок исполнения контракта - 3 дня. Это не противоречит установленному ограничению в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок субъектам малого предпринимательства. В соответствии с пп."б" пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" средняя численность работников за предшествующий календарный год для субъектов малого предпринимательства не должна превышать 100 человек.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В соответствии со статьей 191 Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В соответствии со статьей 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии со статьей 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
Дата проведения электронного аукциона - 03.12.2015. В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Соответственно последний день размещения протокола о рассмотрении вторых частей заявок - 08.12.2015. Таким образом, максимальная дата заключения контракта - 28.12.2015. Срок исполнения контракта по условиям аукционной документации составляет 3 дня с момента подписания контракта.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
На основании части 5 статьи 4 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
Согласно пункту 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании пункта 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Проанализировав размещенную на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupкi.gov.ru документацию об электронном аукционе на закупку работ по модернизации систем уличного наружного освещения в муниципальном образовании г.Суздаль Владимирской области (N закупки 0128300011315000011) Комиссия установила, что все части аукционной документации, в том числе файлы "Локальный сметный расчет", "Приложение к информационной карте", "Техническое задание" являются общедоступными, информация предоставлена на безвозмездной основе.
Данные файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Файлы размещены в формате, который является общедоступным и позволяет свободно знакомиться с содержанием файлов, осуществлять поиск необходимой информации в тексте, а также сохранение данных файлов.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России приходит у выводу об отсутствии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в рассматриваемых действиях заказчика.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 13.3 проекта контракта заказчиком указан срок действия контракта - не позднее трех дней с момента подписания контракта.
В соответствии с положениями статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок единственным обязательным требованием к составу информации, содержащейся в проекте контракта (в контракте), в части касающейся обеспечения исполнения контракта, является положение части 27 статьи 34 настоящего Федерального закона о том, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком). Все иные условия, касающиеся обеспечения исполнения контракта, в соответствии с положениями действующего законодательства о закупках, не являются обязательными для их включения в проект контракта (контракт).
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
В пункте 13.3 проекта контракта заказчиком установлен срок действия контракта - не позднее трех дней с момента подписания контракта.
Как следует из представленных заказчиком пояснений при определении срока исполнения контракта заказчик руководствовался локальным сметным расчетом, согласно которому сметная трудоемкость составляет 257,67 чел.час.
Также заказчиком было рассчитано, что на весь срок исполнения контракта с восьми часовым рабочим днем необходимо 11 человек.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что заказчиком в документации об электронном аукционе установлен срок выполнения работ, который невозможно исполнить.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание, в том числе, то обстоятельство, что на участие в закупке было подано 3 заявки от участников закупки.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации рассматриваемого электронного аукциона нарушений законодательства в сфере закупок.
При проведении на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановой проверки данной закупки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия установила, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2015 аукционной комиссией при указании обоснования решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки не указаны положения документации о таком аукционе, которым не соответствуют заявки, положения заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Следовательно, аукционной комиссией оформлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2015 с нарушением положений, установленных пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Ввиду того, что данное нарушение не повлияло на итоги осуществления закупки, предписание не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электросервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку работ по модернизации систем уличного наружного освещения в муниципальном образовании г.Суздаль Владимирской области (N закупки 0128300011315000011) необоснованной.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, так как установленное нарушение не повлияло на итоги осуществления закупки.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015