Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 01.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу индивидуального предпринимателя "Т" (далее - ИП "Т", заявитель) (г.Владимир) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт забора железобетонного с наращиванием и установкой колючей проволоки на территории ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (N закупки 0128200000115009422), в присутствии представителей заказчика - государственного казенного учреждения здравоохранения по Владимирской области "Областная психиатрическая больница N 2" (далее - ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2") , уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ИП "Т".
30.11.2015 в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы и части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела Г 861-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 01.12.2015.
30.11.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" , уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области , ИП "Т".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП "Т" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт забора железобетонного с наращиванием и установкой колючей проволоки на территории ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2".
В своей жалобе заявитель утверждает, что аукционная комиссия неправомерно не допустила его заявку к участию в электронном аукционе, по причине того, что при описании показателей товара им применены понятия "не менее" и "не более" и не указаны конкретные показатели товаров.
ИП "Т" пояснил, что показатели товара являются выпиской из соответствующих ГОСТов на технические условия изготовления данных товаров и не могут указываться иначе чем написано в ГОСТе, а данные показатели товара указаны в ГОСТе с применением понятия "не менее" и "не более".
Таким образом, заявитель считает, что указанные им в первой части заявки показатели товаров с применением понятия "не менее" и "не более" являются конкретными и соответствующими данным ГОСТам, а следовательно не являются основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил, что согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или предоставления недостоверной информации.
По окончании срока подачи заявок было подано 15 заявок от участников закупки, с порядковыми номерами: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.11.2015 N 0128200000115009422 отказано в допуске участнику закупки с порядковым номером 8 в соответствии с приложением к информационной карте Таблица 1, пунктом 13.2 и пунктом 15.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - при описании показателей товара допущено применение понятия "не менее" и "не более" и не указаны конкретные показатели товара.
В соответствии с пп."б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 15.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе при описании цифровых показателей указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и не допускается применение понятий "не более", "не менее", за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в соответствующем разделе позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее". В данной документации отсутствовала информация о допустимости указания показателей в сопровождении словами "не более", "не менее".
Таким образом, заявителем не указаны конкретные показатели товара, соответствующие требованиям документации об электронном аукционе.
Исходя из изложенного, департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области считает, что нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении рассматриваемого электронного аукциона не допущено.
В обоснование правомерности действий заказчика представители ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" пояснили, что доводы жалобы ИП Твердохлеба В.И. считают несостоятельными по следующим основаниям.
В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 13.2 документации об электронном аукционе определено, что в состав первой части заявки на участие в электронном аукционе в том числе входит согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе 16 документации об электронном аукционе приведена инструкция по заполнению заявки на участие в указанном электронном аукционе.
Из изложенного следует, что при намерении участника аукциона выполнить работы или оказать услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в первой части заявки ему необходимо выразить согласие на выполнение работы или оказание услуги, в том числе указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В данном случае согласно пунктам 3.1.1, 3.1.8 Приложения N 2 к приказу главного врача ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" "Об утверждении документации электронного аукциона для обеспечения нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" от 30.09.2015 N 306/15-Т подрядчик обязан выполнить работы по капитальному ремонту забора железобетонного с наращиванием и установкой колючей проволоки на территории ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" надлежащего качества согласно утверждённой проектно-сметной документации с указанием применяемых материалов и объёмов работ в соответствии с Приложениями N 1, N2 к контракту, а также выполнить все работы с использованием собственного оборудования, конструкций, изделий и материалов и прочего.
В приложении к информационной карте электронного аукциона (Таблица 1) содержится перечень товара, используемого при выполнении вышеуказанных работ и указаны требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара).
По ряду позиций приложения заказчиком установлены показатели товара в сопровождении слов "не более" и "не менее". И присутствует сноска, указывающая, что по позициям, сопровождающимся знаком "**" участник закупки указывает значения показателей в диапазоне.
Согласно пункту 15.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, при описании цифровых показателей указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и не допускается применение понятий "не более", "не менее", за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в соответствующем разделе позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее".
В соответствии с пунктом 2 Таблицы 1 при выполнении указанных работ необходимо использовать Грунтовку ГФ-021. На данную грунтовку распространяются требования "ГОСТ 25129-82. Грунтовка ГФ-021. Технические условия", утверждённый Постановлением Госстандарта СССР от 10.02.1982 N 526 (далее - стандарт, ГОСТ 25129-82), которым в частности, определён расход грунтовки на однослойное покрытие: 60-100 г/м2, и определена массовая доля нелетучих веществ в процентах: 54-60". То есть в стандарте указан конкретный диапазон без применения понятий "не более", "не менее", что соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и документации об электронном аукционе в части указания конкретных показателей товара.
Таким образом, доводы заявителя на использование в стандарте, устанавливающем требования к данному товару, слов "не более", "не менее" не состоятельны.
Также ГОСТ 25129-82 установлены требования к сроку высыхания грунтовки: "Время высыхания до степени 3 не более 24 ч.". В пункте 2 таблицы 1 заказчиком данный срок установлен - не более 12 часов, что удовлетворяет требованиям стандарта, поскольку нормативным документом определено максимально возможное время для высыхания грунтовки при указанной температуре и не установлены ограничения в части минимального времени. Требование об указании в первой части заявки участников закупки конкретного показателя товара (без слов "не более", "не менее") не противоречит требованиям данного стандарта и соответствует обязательным требованиям законодательства в сфере
В соответствии с пунктом 3 Таблицы 1 выполнение вышеуказанных работ предполагает использование такого товара, как Эмаль ПФ-115. В графе "Требования к качеству, технологическим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара" указано следующее: "Цвет: серая..., устойчива к изменению температуры от минус 50°С до плюс 60°С. Блеск: не менее 50%. Условная вязкость не менее 80-120 с. Время высыхания до степени 3 при температуре 20°С не более 24 часов".
На эмали ПФ-115 различных цветов распространяются требования "ГОСТ 6465-76. Эмали ПФ-115. Технические условия", утверждённый Постановлением Госстандарта СССР (ред. 01.05.2002) (далее - ГОСТ 6465-76, стандарт). Так, требования для "условной вязкости" установлены следующим образом: "80-120", то есть без применения понятий "не более", "не менее", что соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и документации об электронном аукционе. Таким образом, доводы заявителя на использование в стандарте, устанавливающем требования к данному товару, слов "не более", "не менее" в указанной части не состоятельны.
Также ГОСТ 6465-76 установлены требования к блеску покрытия: "не менее 50%" и сроку высыхания эмали: "время высыхания до степени 3 - не более 24 часов". Аналогичные требования установлены заказчиком и в пункте 3 информационной карты документации об электронном аукционе.
Таким образом, в данном случае для участников закупки установлены минимальные требования к блеску покрытия и максимально допустимое время для высыхания. Требование об указании конкретных показателей товара в данном случае, установленное в документации об электронном аукционе не противоречит требованиям данного стандарта и соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара по позиции 1 Приложения к информационной карте документации об электронном аукционе сформированы в соответствии с требованиями ГОСТ 5336-80 и Закона о контрактной системе в сфере закупок, требования по позиции 4 - в соответствии с ГОСТ 7372-79, ГОСТ 9850-72 (или 3559-75), ГОСТ 14918-80, ГОСТ 3559-75.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию электронного аукциона в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям документации о таком аукционе.
На основании пп."б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 37 "Описание объекта закупки" информационной карты документации об электронном аукционе выполнение комплекса работ надлежащего качества согласно утвержденной проектно-сметной документации с указанием применяемых материалов и объемов работ (приложение к информационной карте Таблица 1).
По позиции 2 "Лок.смета п.5.7 Грунтовка ГФ-021 (или эквивалент)" приложения к информационной карте документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие показатели товара "Массовая доля нелетучих веществ - не более 54-60 %**; Срок высыхания до 3-ей степени при температуре окружающей среды 20 градусов - не более 12 часов; Расход: не более 60-100 г/м** на однослойное покрытие".
По позиции 3 "Лок.смета п.6.8 Эмаль ПФ-115 (или эквивалент)" указанного приложения установлены следующие показатели товара "Блеск: не менее 50 %; Условная вязкость при температуре (15-25) °С** не менее 80-120 с* ;*Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С не более 24 часов".
По позиции 4 "Лок.смета п.8 Колючая проволока "Егоза" указанного приложения установлены показатели товара "Шаг расположения шипов (лезвий): не более 70-80** мм".
Также, в данном приложении присутствует сноска, указывающая, что по позициям, сопровождающимся знаком "*" участник закупки указывает конкретный ГОСТ, а по позициям, сопровождающимся знаком "**" участник закупки указывает данный диапазон.
Согласно пункту 15.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, при описании цифровых показателей указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и не допускается применение понятий "не более", "не менее", за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в соответствующем разделе позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее".
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в первой части заявки ИП Твердохлеба В.И. указаны следующие показатели товара.
По позиции 2 "Лок.смета п.5.7 Грунтовка ГФ-021" указаны показатели товара "Массовая доля нелетучих веществ - не более 54-60 %**; Срок высыхания до 3-ей степени при температуре окружающей среды 20 градусов - не более 12 часов; Расход: не более 60-100 г/м** на однослойное покрытие".
По позиции 3 "Лок.смета п.6.8 Эмаль ПФ-115 (или эквивалент)" указанного приложения установлены следующие показатели товара "Блеск: не менее 50 %; Условная вязкость при температуре (15-25) °С** не менее 80-120 с* ;*Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С не более 24 часов".
По позиции 4 "Лок.смета п.8 Колючая проволока "Егоза" указанного приложения установлены показатели товара "Шаг расположения шипов (лезвий): не более 70-80** мм".
Таким образом, заявитель не учел требования заказчика, отображенные в пункте 15.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, в соответствии с которыми, участники закупки при указании показателей товара не должны применять понятия "не более", "не менее".
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям: приложение к информационной карте Таблица 1, пункт 13.2 и пункт 15.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - при описании показателей товара допущено применение понятия "не менее" и "не более" и не указаны конкретные показатели товара.
Относительно довода заявителя о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки, а именно показателей товаров, которые будут использоваться для выполнения работ Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок 20.11.2015.
Вместе с тем, жалоба заявителя подана во Владимирское УФАС России 24.11.2015 (Вх.:N 6715 от 24.11.2015), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, довод заявителя о том, что положения документации об электронном аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
При проведении на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановой проверки данной закупки Комиссия установила следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
12.11.2015 на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupкi.gov.ru опубликована документация об электронном аукционе на капитальный ремонт забора железобетонного с наращиванием и установкой колючей проволоки на территории ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (N закупки 0128200000115009422).
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товаров, которые будут использоваться для выполнения работ заказчиком применены показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, при установлении характеристик товаров заказчик руководствовался ГОСТом 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", утверждённый Постановлением Госстандарта СССР от 10.02.1982 N 526", ГОСТом 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", утверждённый Постановлением Госстандарта СССР (ред. 01.05.2002)", ГОСТом 7372-79, ГОСТом 9850-72 (или 3559-75), ГОСТом14918-80, ГОСТом 3559-75.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации рассматриваемого электронного аукциона нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП "Т" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт забора железобетонного с наращиванием и установкой колючей проволоки на территории ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2015