Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Селар" (далее - Заявитель) на действия администрации Юрлинского муниципального района (Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с. Юрла, Юрлинский район, Пермский край (извещение N 0156300011915000029),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300011915000029 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с. Юрла, Юрлинский район, Пермский край.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия находит требования Заявителя подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В аукционной документации имеется инструкция по заполнению заявки (Приложение к Техническому заданию), согласно которой:
При подготовке предложения участника закупки в отношении товаров, используемых при выполнении работ, качественных и иных характеристик товаров и их показателей, соответствующих требованиям документации об аукционе, участником закупки указываются сведения в соответствии с теми данными об используемых при выполнении работ товарах, которые указаны в Форме "Сведения о качественных, технических характеристиках товара, его эксплуатационных, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе", а так же Техническим заданием с учетом следующих положений: Все указания документации на товарный знак считать сопровождающимися словами "или эквивалент". При указании конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией, предлагаемых участником закупки, необходимо учитывать требования следующих ГОСТов и нормативных документов: ГОСТ 3282-74, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8696-74, ГОСТ 10706-76, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 7827-74, ГОСТ Р ИСО 8676, ГОСТ Р ИСО 4014, ГОСТ Р ИСО 8765, ГОСТ Р ИСО 4017, ГОСТ 27148-86, ГОСТ 24705-2004, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 15523-70, ГОСТ 6958-78, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ Р 52129-2003, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 8736-2014. В случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон _" участник размещения заказа должен указать именно диапазон значений. При этом слово "диапазон" является приоритетным по отношению к остальным знакам, т.е. если требуемый параметр и/или требуемое значение содержит слово "диапазон" и знак "-" или "_" или т.п., то участник должен указать диапазон значений". При заполнении участником поля "Значение, предлагаемое участником" точность значений должна соответствовать установленной Заказчиком в поле "Требуемое значение", а именно должно совпадать количество знаков после запятой. Если Заказчиком установлены целые числа, то участнику необходимо предоставлять значения в целых числах, если Заказчиком установлено одно число после запятой, то есть десятичная дробь, то участнику необходимо предоставлять число с одной цифрой после запятой, то есть десятичную дробь, если Заказчиком установлены два числа после запятой, то есть дробь с делителем 100, то участнику необходимо предоставлять два числа после запятой, то есть число с делителем 100, и т.д. по аналогии. Данный пункт вводится Заказчиком для отсутствия разночтений у участника максимальных и минимальных значений показателей товара, перечисленных в поле "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" со словами "менее", "более", "выше", "ниже", "от", "до", и т.п., а так же в сочетании со знаками "-", ";", "_", "/" и т.д.; а также в случае расхождения предлагаемых Участником значений и взаимосвязанных параметров. В требованиях, установленных заказчиком в столбце "Технические характеристики", указанные в приложении к техническому заданию, подразделяются на две группы: "Требуемый параметр" и "Требуемое значение". Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в столбцах "Требуемый параметр" и"Требуемое значение" следует считать, как одно целое требование параметра с установленным требованиями. В случаях, не оговоренных в данной инструкции, и при возникновении вопросов у участников закупки, в соответствии с действующим законодательством участник закупки может направить заказчику запрос на разъяснение положений документации. В случае разночтения требований заказчика и требований нормативной документации, считать требования нормативной документации предпочтительными (в случае установления таких требований в аукционной документации). Сведения о конкретных показателях материалов (товаров), указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в электронном аукционе не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "не более", "не менее", "должен быть", "может быть", "или", "уже", "шире", "более", "менее", "допускается" и др.; Все предлагаемые товары и их характеристики должны соответствовать аукционной документации, спецификации, техническому заданию. Для всех требуемых материалов требуется указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Перечисление показателей через запятую, означает, что необходимо указать все показатели. Перечисление показателей через точку с запятой, либо / означает, что необходимо указать один на выбор показатель. Если при описании характеристик встречается знак "-" (тире), необходимо указать диапазон значений в случае прямого на это указания, при этом максимальное граничное значение является включенным в данный диапазон, а минимальное является не включенным, в остальных случаях конкретное значение с тем же принципом включения граничных значений. Участник размещения заказа предоставляет информацию о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, соответствующих значениям установленным документацией об аукционе в электронной форме, а так же сведения о товарном знаке (при его наличии), указание на марку и производителя, предлагаемого для использования товара. При указании характеристик сопровождающихся словами "от" и/или "до", предложение участника не должно содержать граничные значения заданного Заказчиком диапазона: в случае указания температурных показателей, необходимо указать два конкретных значения, а именно нижний и верхний предел (максимальное и минимальное значение), если в требуемом параметре прописано требование только к минимальному или только к максимальному значению, то Участнику, необходимо указать одно конкретное значение так же с не включенными граничными значениями, а так же если в требуемом параметре встречается словосочетание "диапазон значений" при этом требование к значению сопровождается словами "от" и/или "до", Участнику необходимо указать диапазон с не включенными граничными значениями, в остальных случаях необходимо указать конкретное значение с не включенными граничными значениями. При использовании знака "*" - показатель является неизменным. Если характеристики указываются с использованием знака "_", Участнику необходимо указать диапазон значений в случае прямого на это указания, с минимальным включенным значением и максимальным не включенным, в остальных случаях конкретное значение с тем же принципом включения граничных значений. В случае, если какие-либо требуемые характеристики в соответствии с нормативными документами не нормируются, участник должен указать "не нормируется" или поставить прочерк. В случае сочетания в одном показателе знака ", " (союза "и") и знака "; " (союза "или") данные знаки (союзы) применяются в следующем порядке: при установлении требований в виде "А и/или Б" допустимыми значениями являются: "А" либо "Б", либо "А и Б"; при установлении требований в виде "А; Б, В" допустимыми значениями являются "А, В" или "Б, В" соответственно; при установлении требований в виде двух группировок значений, разделенных символом ", " (союзом "и"), например "А; Б, В; Г" допустимыми значениями являются любые комбинации значения из первой группировки со значением из второй группировки, например "А, В" или "Б, В" или "А, Г" или "Б, Г" соответственно; при установлении требований в виде двух группировок значений, разделенных символом "; " (союзом "или"), например: "А, Б; В, Г", допустимыми значениями являются "А, Б" или "В, Г" соответственно. При указании конкретных характеристик материалов допускается указывать одно значение, если оно соответствует всем маркам, типам и т.д. Конкретные показатели товара, предоставляемые участником закупки не должны сопровождаться словами "эквивалент" или "аналог" и т.д.
Требования к материалам, используемым при выполнении работ, установлены в "Сведениях о качестве, технических характеристиках товара_", являющихся Приложением к Техническому заданию документации о закупке.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении к Техническому заданию.
Комиссия отмечает, что показатель температуры вспышки битумов (п.17) - должна быть не выше 230 гр.С, с учетом того, что Заказчиком установлено требование о соответствии данного материала ГОСТ 22245-90, противоречит правилам описания объекта закупки, так как согласно поименованному ГОСТ температура вспышки битума должна быть не ниже 230 гр.С.
Представитель Заказчика согласился с нарушением, пояснив при этом, что при формировании требований документации была допущена техническая ошибка.
Установлено нарушение в действиях Заказчика при описании показателей комплекта крепежных изделий, в состав которых входит гайка шестигранная высокая класса точности В по ГОСТ 15523-70, а именно, установленные показатели размер гайки под ключ должен быть до 21 мм. включительно, высота не более 17 мм., не соответствуют установленному требованию к номинальному размеру резьбы гайки - не более 12 мм. В соответствии с ГОСТ 15523-70 для гаек номинальным диаметром резьбы 12 мм. и менее, значения размера под ключ и высоты не должны превышать 18 мм. и 14 мм. соответственно.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Требования к составу первой части заявки на участие в аукционе обозначены в ч.3 ст.66 Закона о закупках.
Поскольку содержащееся в инструкции по заполнению заявки требование об указании на марку и производителя, предлагаемого для использования товара, противоречит требованиям Закона о закупках, Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Усматривает Комиссия также нарушение требований Закона о закупках и по следующим положениям инструкции:
- при указании характеристик сопровождающихся словами "от" и/или "до", предложение участника не должно содержать граничные значения_.,
- если характеристики указываются с использованием знака "_", участнику необходимо указать диапазон значений в случае прямого на это указания, с минимальным включенным значением и максимальным не включенным, в остальных случаях конкретное значение с тем же принципом включения граничных значений,
- описания указания в документации о закупке знака " ; ", союза "или".
Комиссия отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки, использованные Заказчиком формулировки должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, что в данном случае не прослеживается. Более того, имеющаяся инструкция вводит в заблуждение участников закупки.
Так, например, в Приложении к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к трубам стальным электросварным прямошовным, а именно, предел текучести от 215 Н/мм2, при этом, установлены марки стали, в том числе, Ст2кп, соответствие ГОСТ 10706-76.
Комиссия отмечает, что исходя из положений инструкции по заполнению заявки, участник закупки может предложить только трубы с пределом текучести более 215, т.е. 216 Н/мм2 и выше, тогда как согласно ГОСТ спорный показатель - не менее 215 Н/мм2, т.е. соответствовать ГОСТ будет и предел текучести 215 Н/мм2.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Иные доводы подателя жалобы, в частности, о том, что форма описания требований к материалам, не соответствует требованиям Закона о закупках, отклоняется как несостоятельные, не основанные на нормах Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Селар" на действия администрации Юрлинского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с. Юрла, Юрлинский район, Пермский край (извещение N 0156300011915000029) обоснованной в части необъективного описания объекта закупки, в части инструкции по заполнению заявки, противоречащей требованиям Закона о закупках.
2. Признать в действиях администрации Юрлинского муниципального района нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях администрации Юрлинского муниципального района нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание администрации Юрлинского муниципального района, Оператору электронной площадки.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц администрации Юрлинского муниципального района к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015