Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2015 г. N 44-4217/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган)
ООО "Продовольственная Компания" (далее - Заявитель)
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 27416 от 18.12.2015) на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для ГБОУ N 555 Приморского района Санкт-Петербурга в 2016 г. (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.11.2015 (с изменениями от 04.12.2015) на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004915000124. Начальная (максимальная) цена контракта 43 605 751,01 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении конкурсной документации, которая не соответствует требованиям Закона о контрактной системе (по основаниям, изложенным в жалобе).
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком (Уполномоченным органом, Организатором закупки) при оценке заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" использованы следующие показатели:
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами (значимость показателя: 80%),
- деловая репутация участника закупки (значимость показателя: 20%).
По показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" 80 баллов (максимальный балл) присваивается участнику закупки при наличии у него оснащенной продовольственной базы (собственной или на правах аренды с подтверждающим документом, действующим на момент подачи заявки на участие в конкурсе и со сроком окончания не ранее окончания действия контракта по предмету конкурса -31.12.2016 года), обеспечивающей условия безопасности поступающих, перерабатываемых и реализуемых продуктов питания, установленные п.2 ст.10 раздела 3.Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", при наличии организационно-технологической системы качества в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Руководства по системе менеджмента безопасности пищевой продукции", с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 07.09.2001 N 23 (в ред. изменений N 1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 N 26).
Вместе с тем, для подтверждения наличия у участника конкурса оснащенной продовольственной базы участник предоставляет информацию по форме 6. приложения к конкурсному предложению "Сведения о наличии оснащенной продовольственной базы (собственной или арендованной) и холодильного оборудования для хранения, фасовки, переработки сырья, отвечающей требованиям СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.2 ст.10 раздела 3.Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", необходимой участнику закупки для надлежащего исполнения контракта на комплексную поставку продуктов питания" о фактическом наличии помещений и холодильного оборудования, заполняет форму 6. приложения к конкурсному предложению, а также представляет описание организационно-технологической системы качества в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" по системе менеджмента безопасности пищевой продукции участника конкурса, в отношении продовольственной базы участника, в том числе:
-анализ опасностей, которые угрожают безопасности пищевой продукции и которыми необходимо управлять;
- определение мероприятий по управлению опасностями;
- выбор критических контрольных точек и критических пределов;
- коррекция и корректирующие действия, которые будут предприняты, если будут превышены критические пределы;
- распределение ответственности и полномочий;
- ведение записей при мониторинге.
Приложениями к форме 6 являются:
- копия(-и) свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество либо копия(-и) договора аренды недвижимого имущества, действующим договором на момент подачи заявки на участие в конкурсе и со сроком окончания не ранее окончания действия контракта по предмету конкурса - 31.12.2016 года, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), с указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества;
- копия(-и) инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на холодильное оборудование либо иными документами, подтверждающими законное право владения;
- копия(-и) разрешения главного государственного ветеринарного инспектора субъекта РФ в отношении соответствия помещений продовольственной базы Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";
- описание организационно-технологической системы качества и разработанных программ предварительных мероприятий в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" из "Руководства по системе менеджмента безопасности пищевой продукции" участника конкурса, в том числе:
- опасностей, которые угрожают безопасности пищевой продукции и которыми необходимо управлять;
- мероприятий по управлению;
- критических пределов;
- коррекции и корректирующих действий, которые будут предприняты, если будут превышены критические пределы;
- распределению ответственности и полномочий;
- ведению записей при мониторинге.
В случае если участник конкурса представляет информацию о наличии достаточной материально-технической оснащенности участника без представления в составе заявки совокупности вышеуказанных документов или в случае, если участник представил только часть вышеуказанных документов, то заявке участника по данному показателю присваивается 0 баллов.
Представители Заказчика объясняют данное требование конкурсной документации тем, что указанные выше документы подтверждают квалификацию участника и соблюдение им требований действующего законодательства только в совокупности.
Стоит отметить, что Заказчик при оценке конкурсных заявок использует только один нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки", разбивая его на подкритерии "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" и "деловая репутация участника закупки", которые имеют непропорциональную значимость 80% и 20%.
Вместе с тем, 80 баллов присваивается только в случае, если участник конкурса представит в составе заявки и копии свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество либо копии договора аренды недвижимого имущества, и копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, и копии разрешения главного государственного ветеринарного инспектора субъекта РФ, и описание организационно-технологической системы качества и разработанных программ предварительных мероприятий в отношении продовольственной базы, соответствующее установленным требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) из "Плана ХАССП" из "Руководства по системе менеджмента безопасности пищевой продукции".
Комиссия УФАС ставит под сомнение подобную шкалу присвоения баллов, в которой существует разбалловка на максимальный балл (80) и на минимальный (0) без промежуточных ступеней.
Вместе с тем, объектом закупки, согласно извещению, является комплексная поставка продуктов питания в конкурсная документация для ГБОУ N 580 Приморского района Санкт-Петербурга, однако в конкурсной документации содержатся требования, которые являются избыточными для потенциального участника договора поставки, а именно: наличие оснащенной продовольственной базы с полным набором производственных, складских, подсобных помещений для хранения, фасовки, переработки сырья, животноводческого сырья и продукции животного происхождения, работающим холодильным оборудованием для раздельного хранения различных видов продуктов питания, соответствующее температурным параметрам для каждого вида продукции, при соблюдении товарного соседства, соответствующее количеству принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов.
Следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Продовольственная Компания" обоснованной в части довода об установлении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2015 г. N 44-4217/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015