Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 декабря 2015 г. N 2-57-11340/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГБУЗ "ГП N45 ДЗМ": И.И. Шевченко, О.А. Яковлевой, И.Г. Илькина,
при участии представителя ООО "Менаше": С.А. Шадского,
рассмотрев жалобу ООО "Менаше" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N45 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по гардеробному обслуживанию для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (САО) в 2016 году (Закупка N0173200001415001187) (далее - Конкурс) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены его права и законные интересы, а именно, в части неверного выбора формы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), а также установления неправомерно порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС NМГ/49003 от 03.12.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неверный выбор Заказчиком формы определения исполнителя государственного контракта.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч.1 ст.27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
Заказчиком выбран код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 91.11.10.000 "Услуги, предоставляемые общественными объединениями коммерческих и предпринимательских организаций".
В соответствии с указанным классификатором данная группировка услуг включает: услуги по распространению информации, по представительству в государственных учреждениях, по связям с общественностью, услуги, связанные с переговорами об условиях труда, и прочие услуги, оказываемые коммерческими и предпринимательскими организациями и объединениями, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания предприятий конкретной сферы деятельности, например торговли, сельского хозяйства и др., на экономическом развитии и экономической обстановке конкретного географического района или административной единицы, на социальном обеспечении предпринимательства или торговли в общей или специальной отрасли.
На основании ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что техническим заданием конкурсной документации предусмотрено оказание следующих услуг:
- прием на хранение в гардероб предметов верхней одежды и их выдачу при предъявлении номерного жетона установленного образца, находящегося в данном учреждении;
- ежедневная влажная уборка помещения гардероба (проводится в рабочее время, инвентарь и расходные средства для уборки предоставляются Исполнителем за счет собственных средств).
По мнению Заявителя техническим заданием конкурсной документации не предусмотрено оказание услуг, отнесенных к коду 91.11.10.000 ОКПД, при этом услуги, предусмотренные техническим заданием относятся к кодам ОКПД 93.05.12.190 "Услуги прочие, не включенные в другие группировки", 74.70.13 "Услуги по чистке и уборке общего назначения", в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Таким образом, Заказчиком в рамках исполнения государственных контрактов предусмотрены виды работ, включенные в перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, осуществление закупок в данном случае путем проведения открытого конкурса неправомерно.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Согласно доводам Заявителя порядок оценки конкурсных заявок не позволяет участникам закупки определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
- "Цена договора - значимость 60%";
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" со значимостью критерия 40%, оценка заявки по которому проводится по показателям "Описание порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию" и "Информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию".
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
На основании пп. "б" п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Вместе с тем, согласно п. 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствие с п.25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
П. 26 Правил установлено, что Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п. 25 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
В силу п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что конкурсная документация Заказчика содержит следующий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
По показателю: "Предложение по методам производства работ" следующим образом: "Предложение участника закупки по порядку оказания услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении оценивается от 0 до 100 баллов", при этом в документации установлено, что баллы по данному показателю присваиваются следующим образом:
- Оценка в 0 баллов (минимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено описание порядка оказания услуг по гардеробному обслуживанию.
- Оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу оказываемых услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении и без учёта специфики оказания услуг в учреждениях здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание не по всему комплексу оказываемых услуг по гардеробному обслуживанию в учреждении и с учётом специфики оказания услуг в учреждениях здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 50 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу оказываемых услуг по гардеробному обслуживанию и без учёта специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 100 баллов (максимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание по всему комплексу оказываемых услуг и с учётом специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
По показателю: "Информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию" следующим образом: "Предложение участника закупки по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию оценивается от 0 до 100 баллов", при этом в документации установлено, что баллы по данному показателю присваиваются следующим образом:Оценка в 0 баллов (минимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию.
- Оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию не по всему комплексу оказываемых услуг и без учёта специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию не по всему комплексу оказываемых услуг и с учётом специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 50 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию по всему комплексу оказываемых услуг и без учёта специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки;
- Оценка в 100 баллов (максимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлена информация по мероприятиям, обеспечивающим повышение качества оказания услуг по гардеробному обслуживанию по всему комплексу оказываемых услуг и с учётом специфики оказания услуг в учреждении здравоохранения в отношении объекта закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлен указанный порядок оценки конкурсных заявок, поскольку в конкурсной документации отсутствует определение понятия "Комплекс оказываемых услуг", а также отсутствует указание на специфику учреждений, в которых необходимо оказывать услуги, предусмотренные техническим заданием.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что перечень услуг, составляющих "Комплекс оказываемых услуг" установлен Заказчиком в п. 8, 11 технического задания, при этом в п. 9, 12 также приведены требования к услугам, оказываемым при исполнении государственного контракта, а также пояснил, что закупка проводится на оказание гардеробных услуг в учреждениях здравоохранения, спецификой которых является: общественная значимость, социально-психологические и санитарно-эпидемиологические особенности.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в порядке оценке по вышеуказанному показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" присутствует зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода Заявителя жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок в части установления порядка оценки по вышеуказанному показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Менаше" на действия ГБУЗ "ГП N45 ДЗМ" обоснованной в части неверного выбора Заказчиком формы определения исполнителя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
исп. Е.А. Дейнега (495) 784-75-05 (доб. 192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 декабря 2015 г. N 2-57-11340/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2015