Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 декабря 2015 г. N 2-57-12120/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена Комиссии - Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России: И.А. Бакаева, Е.В. Тарасовой, А.С. Кочергиной,
в отсутствие представителей ООО "Лиман", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/51488 от 17.12.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Лиман" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающих к ним территорий (Закупка N 0337100017715000192) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/51488 от 17.12.2015.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено, что для выполнения работ, указанных в п.5.2.2. ч.3 аукционной документации (техническое обслуживание централизованных установок газового пожаротушения путем проведения регламентных и профилактических работ в соответствии с эксплуатационной документацией и согласованным графиком ТО) Исполнителю необходимо иметь действующую лицензию МЧС России, тогда как для выполнения иных работ лицензия не требуется.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены к Исполнителю государственного контракта, а не к участникам закупки. Также в соответствии с п.3.5.2.1 проекта государственного контракта Исполнитель вправе привлечь к исполнению обязательств по контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием по видам работ, предусмотренных в Технической документации.
Требование о предоставлении в составе заявки лицензии МЧС России не установлено.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении в техническом задании аукционной документации вышеуказанных требований к Исполнителю контракта, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при установлении вышеуказанных требований.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, согласно которому участниками закупки подано 8 заявок на участие в аукционе, что также свидетельствует об отсутствии ограничений участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам Заявителя в Инструкции по заполнению первой части заявки перечислен список нормативных документов, вместе с тем Заказчиком не установлено указание на соответствие каким именно нормативным документам должен соответствовать конкретный товар.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации установлены требования о соответствии определенных товаров положениям конкретных ГОСТ, что не противоречит ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на участие в аукционе подано 8 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам:
-п.3 "Мыло жидкое" - класс опасности по степени воздействия на организм: 1-4 класс. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ Р 52345-2005 "Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия" по токсилогическим показателям безопасности моющую продукцию относят к 4-му классу опасности (вещества малоопасные) в соответствии с ГОСТ 12.1.007 "Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности". Вместе с тем, положения аукционной документации позволяют указать для товара п.3 "Мыло жидкое" 1-3 класс опасности, что противоречит положениям ГОСТ Р 52345-2005;
- п.28 "Трубы ПВХ гофрированные" - степень защиты боле IP44; класс защиты материала труб от проникновения воды 1-5 класс. В соответствии с положениями ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)" класс защиты от проникновения воды характеризуется второй цифрой, таким образом, требованиям аукционной документации соответствует единственная степень защиты IP45, тогда как участники аукциона могут предложить степень защиты IP46, IP47 и т. д., что не соответствует положениям ГОСТ 14254-96;
- п.41 "Кальций хлористый технический (антигололедный реагент)" - класс опасности по степени воздействия на организм: 1-4 класс. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 450-77 "Кальций хлористый технический. Технические условия" технический хлористый кальций по степени воздействия на организм относится к умеренно опасным веществам (3 класс) по ГОСТ 12.1.007. Вместе с тем, положения аукционной документации позволяют указать для товара п.41 "Кальций хлористый технический (антигололедный реагент)" 1-2 или 4 класс опасности, что противоречит положениям ГОСТ 450-77;
- п.17 "Раствор строительный (ремонт порогов, выбоин, трещин)" - прочность растворов при температуре твердения 20°С в возрасте 14 суток не менее 50%; прочность растворов при температуре твердения 20°С в возрасте 7 суток более 30%. Вместе с тем, согласно положениям СП 82-101-98 "Приготовление и применение растворов строительных " значение прочности растворов при температуре твердения 20°С в возрасте 14 суток составляет 80%, в возрасте 7 суток - 55%. Вместе с тем, положения аукционной документации позволяют указать значения вышеуказанных показателей, не соответствующие значениям, установленным в СП 82-101-98;
- п.22 "Краска масляная" - массовая доля нелетучего вещества не более 93%; массовая доля летучего вещества менее 20%; массовая доля пленкообразующего вещества более 25%. В соответствии с положениями ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ" массовая доля летучего и нелетучего вещества определяется после проб и оценки результатов проведения испытаний с применением необходимого для испытания оборудования. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, данные требования являются излишними;
- п.34 "Кольца резиновые уплотнительные" - типоразмер 043-047-25, 079-085-36; диаметр штока не менее 80 мм; диаметр цилиндра не более 85 мм; диаметр сечений менее 4,0 мм. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 9833-73 "Кольца резиновые уплотнительные круглого сечения для гидравлических и пневматических устройств. Конструкция и размеры" согласно которому обозначение типоразмера кольца составляется из указания диаметра штока (первые три цифры), диаметра цилиндра (вторые три цифры) и диаметра сечений (последние две цифры), таким образом, Заказчик указывает противоречивые требования, так как требуемые значения диаметра штока, цилиндра и сечения указаны в диапазоне, тогда как для установленных типоразмеров являются конкретными;
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, так как могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 8 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям по п.3 "Мыло жидкое", п.28 "Трубы ПВХ гофрированные", п.41 "Кальций хлористый технический (антигололедный реагент)", п.17 "Раствор строительный (ремонт порогов, выбоин, трещин)", п.22 "Краска масляная" и п.34 "Кольца резиновые уплотнительные", что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлено неправомерное требование к п.11 "Замазка для герметизации свищей, проточек" - класс опасности по степени воздействия на организм вещество высокоопасное или малоопасное или умеренно опасное. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 19538-74 "Замазка ЗЗК-3у. Технические условия" замазка ЗЗК-3у является продуктом малотоксичным и относится к 4 классу опасности (малоопасному) по ГОСТ 12.1.007. Вместе с тем, положения аукционной документации позволяют указать для товара п.11 "Замазка для герметизации свищей, проточек" класс опасности высокоопасной или умеренно опасной, что противоречит положениям ГОСТ 19538-74.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, так как могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционной комиссией Заказчика, принято решение о несоответствии заявки N6 требованиям аукционной документации, в том числе установленным вышеуказанным требованиям по п.11 "Замазка для герметизации свищей, проточек".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N0337100017715000192 от 14.12.2015, заявке участника аукциона N6 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия заявки требованиям аукционной документации сведений и ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, в том числе по п.10 "Сталь листовая оцинкованная" и п.27 "Кабель силовой с медными жилами".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части Аукционной документации установлены требования к товарам необходимых в использованию при выполнении работ, оказании услуг, в частности:
- п.10 "Сталь листовая оцинкованная" - толщина оцинкованной стали 0,5 мм; качество стали - высшая категория качества, группа ХШ; категория вытяжки - нормальная; относительное удлинение более 20%; глубина сферической лунки не менее 6,9 мм;
- п.27 "Кабель силовой с медными жилами" - исполнение кабелей в части показателей пожарной безопасности: не распространяющие горение при групповой прокладке или огнестойкие, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением или не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением.
Также в аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемых характеристик товаров требованиям ГОСТ, в том числе ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия".
Согласно пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявки участником закупки N6 представлены, в том числе, следующие показатели товаров:
- п.10 "Сталь листовая оцинкованная" - толщина оцинкованной стали 0,5 мм; качество стали - высшая категория качества, группа ХШ; категория вытяжки - нормальная; относительное удлинение 21%; глубина сферической лунки 6,9 мм, что не соответствует требованиям п.3.10.2 ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия": для оцинкованной стали группы ХШ высшей категории качества величина относительного удлинения должна быть на 1 ед. больше норм табл.1б, а глубина сферической лунки - на 0,2 мм больше норм табл.1в;
- п.27 "Кабель силовой с медными жилами" - исполнение кабелей в части показателей пожарной безопасности: не распространяющие горение при групповой прокладке или огнестойкие, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением или не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением, что не соответствует требованиям ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, так как участником предоставлены неконкретные значения, что не позволяет Заказчику идентифицировать предлагаемый товар.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что отказ в допуске участнику закупки (заявка N6) по вышеуказанным основаниям является правомерным.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что отказ в допуске участнику закупки (заявка N6) по основанию несоответствия заявки требованиям по п.11 "Замазка для герметизации свищей, проточек" принято в нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Лиман" на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1-2 ч.1 и ч.2ст.33, ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 декабря 2015 г. N 2-57-12120/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2015