Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 ноября 2015 г. N 2-57-10560/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Бабановой О.А, Митиной Л.Ф., Термосесова С.А.,
при участии представителей ООО "Мединвест": Борисовца М.Б., Купренковой А.О.,
рассмотрев жалобу ООО "Мединвест" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку ангиографического комплекса для нужд отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и ЭКС обособленного структурного подразделения - Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Закупка N 0373100108215000383) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к поставляемому товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также неустановлении в аукционной документации требования о наличии у участников закупки лицензий на техническое обслуживание медицинской техники и на деятельность в области источников ионизирующего излучения.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.11.2015 NМГ/46567 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемому оборудованию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Техническим заданием аукционной документации, в частности, установлены следующие требования к поставляемому товару:
- в п. 35 раздела "Стол пациента" установлено требование: "Диапазон наклона стола, градусов, не менее: -20/+10°";
- в разделе "Независимая рабочая станция" установлены следующие требования:
- в п. 101 установлено требование: "Оперативная память, Гб, не менее: 24";
- в п. 102 установлено требование: "Емкость жесткого диска, Гб, не менее: 900".
Согласно доводам Заявителя установленные Заказчиком вышеуказанные требования к поставляемому товару Технического задания ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности вышеуказанных требований технического задания аукционной документации соответствует только товар Innova IGS, производства General Electric.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе системы лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системы. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что совокупности требований аукционной документации помимо товара Innova IGS, производства General Electric, соответствует также товары Phillips Allura Xper FD, Philips Xper FD и Toshiba Infinix-i, в случае поставки оборудования в комплекте со столом MAQUET Alphamaquet 1150, а также пояснил, что емкость жесткого диска и объём оперативной памяти независимой рабочей станции, входящей в состав ангиографического комплекса могут быть расширены поставщиком оборудования, при этом представитель Заказчика представил предложения ООО "Кронар" (Nб/н от 02.10.2015), ООО "Олинс" (N150907-01 от 07.09.2015) о поставке рабочей станции HP Z440, обеспечивающей поддержку объёма оперативной памяти - 32 Гб, а также жесткого диска 1000 Гб.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя представил письмо ООО "МАКЕ" (исх. 48/11 от 23.11.2015 г.), согласно которому в линейке медицинского оборудования производства компанией MAQUET отсутствуют модели оборудования, соответствующие требованиям аукционной документации Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие ангиографических комплексов иных производителей, кроме General Electric, требованиям аукционной документации.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности изменения поставщиком оборудования характеристик емкости жесткого диска и объёма оперативной памяти рабочей станции, входящей в состав оборудования, необходимого к поставке.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя в части установления Заказчиком требований к объёмам оперативной памяти и жесткого диска.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на техническое обслуживание медицинской техники и лицензии на деятельность в области источников ионизирующего излучения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что техническим заданием аукционной документации предусмотрены поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию ангиографического комплекса, в связи с чем, по мнению Заявителя, при выполнении работ по монтажу и вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования исполнитель государственного контракта должен обладать лицензией на техническое обслуживание медицинской техники.
На основании п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части необходимости наличия у исполнителя государственного контракта лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники при осуществлении монтажа и ввода в эксплуатацию поставляемого оборудования.
П. 2 Перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, приведенного в Положении о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" установлен следующий перечень услуг при оказании которых необходима лицензия на оказание услуг по техническому обслуживание медицинской техники:
- монтаж и наладка медицинской техники;
- контроль технического состояния медицинской техники;
- периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
- ремонт медицинской техники.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии у участника закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что частью поставляемого комплекса является рентгеновская трубка, являющаяся источником ионизирующего излучения, в связи с чем, по мнению Заявителя, при выполнении работ по монтажу и вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования исполнитель государственного контракта должен обладать лицензией на деятельность в области источников ионизирующего излучения.
Вместе с тем, в силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Таким образом, при осуществлении закупки услуг по техническому обслуживанию медицинской техники и оборудования, в том числе являющегося источником ионизирующего излучения (генерирующего), Заказчик имеет право установить в документации о закупке в качестве требования к лицам, осуществляющим оказание данных услуг, налчие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
При этом, установление требования о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) не соответствует законодательству об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мединвест" на действия ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления Заказчиком требований к поставляемому товару, которые влекут ограничение количества участников закупки, а также неправомерного неустановления требования о наличии у участника закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п.1 ч.1 ст.33, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии С.И. Казарин
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 ноября 2015 г. N 2-57-10560/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015