Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 2-57-10698/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Члена комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ФКУ "Главный центр обеспечения деятельности ФМС России": Плиева А.Р., Шикулина В.Н., Левковича А.Н.,
в отсутствие представителей ООО "Борей", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/46984 от 23.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Борей" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Главный центр обеспечения деятельности ФМС России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию административных зданий ФМС России для нужд ФМС России и ФКУ "ГЦОД ФМС России" (Закупка N 0873100004115000147) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральним законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при оказании услуг, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.11.2015 NМГ/46984 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, поскольку, по мнению Заявителя, единицы измерения данных показателей указанные Заказчиком, не соответствуют единицам измерения данных показателей, указанным в нормативных регламентах, а также установлены требования к товарам, без указания единиц измерения показателей:
- в Приложении N1 к техническому заданию установлено следующее требование к товару "Полироль": "плотность должна быть более 0,9 и менее 0,97 г/см";
- в Приложении N1 к техническому заданию установлено следующее требование к товару "Освежитель воздуха": "Объем баллона должен быть более 250 мм";
- в Приложении N2 к техническому заданию установлено следующее требование к товару "Мастика клеящая каучуковая": "Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом (клеящая способность): через 24 часа после склеивания образцов не менее: 0,22 (2,20) / 0,14 (1,40) МПа (кгс/см)";
- в Приложении N2 к техническому заданию установлено следующее требование к товару "Кирпич": "Средняя плотность: 800-1400 кг/м";
- в Приложении N2 к техническому заданию установлено следующее требование к товару "Сталь": "Масса 1 слоя цинкового покрытия стали длиной 4000 мм: должна быть не менее 650 мкм";
- в Приложении N2 к техническому заданию установлено следующее требование к товару "Гвозди строительные": "Размер альфа: не менее 1,75", без указания единиц измерения данного показателя;
- в Приложении N2 к техническому заданию установлены следующие требования к товару "Эмаль пф 115": "Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1: 40-50", "Твердость покрытия по маятниковому прибору, не менее: типа ТМЛ (маятник А): 0,10-0,35", без указания единиц измерения данных показателей.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими нормативными стандартами и регламентами Заказчиком установлены требования к товарам, применяемым при оказании услуг с указанием вышеприведенных единиц измерения характеристик товаров "Полироль", "Освежитель воздуха", "Мастика клеящая каучуковая", "Кирпич", "Сталь", а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что вышеуказанные характеристики "Гвозди строительные", "Эмаль пф 115" не имеют единиц измерения.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при оказании услуг:
- в п. 20 "Готовый дерн" Приложения N1 к техническому заданию установлено требование "Высота срезов при скашивании должна составлять от 3-х до 7-ми см", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару;
- в п. 32 "Трава" Приложения N1 к техническому заданию установлено требование "Число хромосом: 2n=14", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару;
- в п. 42 "Мешки для мусора" Приложения N1 к техническому заданию установлено требование "Должны изготавливаться на высокотехнологическом оборудовании", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару;
- в п. "Олифа для окраски натуральная" Приложения N2 к техническому заданию установлены требования "Плотность: 0,936-10,930 г/см3", "Льняная олифа жидкость коричневого или светло-коричневого цвета. Плотность ее - 0,94 г/куб.см. Пленка олифы достаточно твердая и эластичная, время высыхания - 24 часа", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение ввиду того установления различных требований к плотности олифы (0,936-10,930 г/см3 и 0,94 г/куб.см) а также не соответствует ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия" плотность олифы натуральной не должна превышать 0,950 г/см3, а также поскольку данные требования являются противоречивыми, поскольку в аукционной документации установлен диапазон значений, удовлетворяющий требованиям аукционной документации, при этом установлено требование к конкретному значению плотности олифы;
- в п. "Смеси бетонные, БСГ" Приложения N2 к техническому заданию установлено требование "Марка по удобоукладываемости: не ниже М200", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару, поскольку ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" не регламентирует марку по удобоукладываемости М200;
- в п. "Эмаль пф 115" Приложения N2 к техническому заданию установлено требование "Твердость покрытия по маятниковому прибору, не менее: типа ТМЛ (маятник А): 0,10-0,35", таким образом что, по мнению Заявителя, препятствует формированию Заявителем конкретного предложения в первой части заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления в документации вышеуказанных требований.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 47 "Средство для устранения устойчивых загрязнений со стен и вертикальных поверхностей" Приложения N1 к техническому заданию следующих требований: "время высыхания менее 3 мин", "время высыхания не должно превышать 3 минуты", - поскольку, по мнению Заявителя, данные требования являются противоречивыми.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанное нарушение следствием технической ошибки при формировании аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Полироль", "Освежитель воздуха", "Мастика клеящая каучуковая", "Кирпич", "Сталь", "Гвозди строительные", "Эмаль пф 115", "Готовый дерн", "Трава", "Мешки для мусора", "Олифа для окраски натуральная", "Смеси бетонные, БСГ", "Средство для устранения устойчивых загрязнений со стен и вертикальных поверхностей" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием:
- в п. "Фанера" Приложения N2 к техническому заданию установлено требование "Разнотолщинность: не должна быть более 2 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ, регламентирующим требования к данному товару;
- в п. "Линолеум поливинилхлоридный" Приложения N2 к техническому заданию установлено требование "Общая толщина: не менее 2 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ, регламентирующим требования к данному товару;
- в п. "Эмаль пф 115" Приложения N2 к техническому заданию установлено требование "Укрывистость высушенной пленки: 60-120 г/м2", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, в частности, в жалобе Заявителя отсутствует указание на конкретные положения ГОСТ, распространяющиеся на данные товары, которым, по мнению Заявителя, не соответствуют требования документации о закупке, а также отсутствует указание каким образом требования Приложения N2 к техническому заданию не соответствуют данным ГОСТ.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при оказании услуг:
- в п. 64 "Освежитель воздуха" установлено требование "Должен иметь пластмассовую крышку со скошенным конусом, зеленого или салатового цвета", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием к товару;
- в п. 50 "Средство для мойки отражателей" установлено требование "Должен обладать приятным запахом", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам "Средство для мойки отражателей", "Освежитель воздуха" установлены в соответствии со сведениями, публикуемыми производителями данных товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Борей" на действия ФКУ "Главный центр обеспечения деятельности ФМС России" обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к товарам "Полироль", "Освежитель воздуха", "Мастика клеящая каучуковая", "Кирпич", "Сталь", "Гвозди строительные", "Эмаль пф 115", "Готовый дерн", "Трава", "Мешки для мусора", "Олифа для окраски натуральная", "Смеси бетонные, БСГ", "Средство для устранения устойчивых загрязнений со стен и вертикальных поверхностей".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 ноября 2015 г. N 2-57-10698/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2015