Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 января 2016 г. N 2-57-12766/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Сильяновой,
при участии представителей:
Бюро судмедэкспертизы: А.В. Коваль, Е.О. Антиповой,
ООО "Консалтинговая компания Бриз": Н.В. Селезнёвой, С.П. Попова,
рассмотрев жалобы ООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее - Заявитель) на действия Бюро судмедэкспертизы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ и оказание услуг по текущему ремонту и восстановлению технико-эксплуатационных характеристик инженерных систем здания (Закупки NN 0373200214115000147, 0373200214115000148, 0373200214115000149, 0373200214115000150, 0373200214115000151) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмами Московского УФАС России N11/53512 от 29.12.2015, N11/53656 от 30.12.2015, N11/53855 от 30.12.2015.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционных документаций в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, в аукционных документациях Заказчиком установлены противоречивые требования инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в технических заданиях аукционных документаций (ред. от 16.12.2015) установлены требования: "При предоставлении конкретных характеристик материалов, предлагаемых к использованию, соответствующих Технической части документации об аукционе руководствоваться следующим: крайние значения диапазонов характеристик, указанных в описании материалов требуемых к использованию, и перечисленных диапазоном через знак "-" не удовлетворяют требованиям Заказчика. При предоставлении конкретных показателей материалов, предлагаемых к использованию, считать "," как "и" в описании требований к материалам. Знаки "\", ";" при описании материалов означает "или". Знак "/" при описании материалов означает, что значение характеристик, разделённых данным знаком, остаются неизменными. При использовании в описании характеристик слов "от" и "до" означают требование предоставления значений характеристик "более" и "менее" указанных значений соответственно".
При этом, установлено, что в Приложениях к техническому заданию "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", или при сопровождении символом "\" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", или при сопровождении символом "/" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой". В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона включая крайние значения. Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений или конкретного показателя из данного диапазона, включая крайние значения".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены противоречивые требования инструкций по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 24.12.2015 Заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе вышеуказанные нарушения в требованиях инструкций по заполнению заявки на участие в электронном аукционе устранены путем внесения изменений в аукционные документации.
2. На заседании Комиссии установлено, что в технических частях аукционных документаций требования к товарам:
-п. "Эмаль": "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С: должна быть не более 120 с", "Массовая доля нелетучих веществ: должна быть не менее 62%", "Цвет: Эмаль должна быть белого цвета";
-п. "Грунтовка": "Массовая доля нелетучих веществ: должна быть не более 60%", "Масса нетто: должна быть 10 кг";
-п. "Олифа": "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4): должна быть не менее 26 с".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару п. "Эмаль", не соответствующие положениям п. 1.4 ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115", согласно которому для эмали белого цвета условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С составляет 80-120 с, массовая доля нелетучих веществ составляет 62-68%; требования к товару п. "Грунтовка", не соответствующие положениям п. 1.4 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021", согласно которому для грунтовки массовая доля нелетучих веществ составляет 54-60%, а также показатель "Масса нетто", по мнению Заявителя, излишнее и необоснованно включено в требования в к товару; требования к товару п. "Олифа", не соответствующие положениям п. 1.4 ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная", согласно которому условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) для олифы льняной высшего сорта составляет 28-32 с, для льняной первого сорта и конопляной - 26-32 с, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами и нормативными документами установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления таких требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены вышеуказанные требования к товарам п. "Эмаль", п. "Грунтовка", п. "Олифа", противоречащие положениям ГОСТ, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в технических частях аукционных документаций требования к товарам:
-п. "Растворы строительные": "Марка по прочности на сжатие: должна быть М50";
-п. "Растворы строительные": "Марка по прочности раствора на сжатие в проектном возрасте: должна быть > М100", "Марка по морозостойкости: должна быть > F35".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, поскольку в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные", по мнению Заявителя, носят конкретный, строго градированный характер.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих неправомерность установления вышеуказанных требований по п. "Растворы строительные", а также свидетельствующих о невозможности сформирования заявки согласно требованиям аукционной документации к товарам п. "Растворы строительные".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалоб.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия Бюро судмедэкспертизы обоснованными в части установления неправомерных требований по п. 32 "Эмаль", п. 33 "Грунтовка", п. 37 "Олифа", а также в части установления противоречивых требований инструкций по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии С.И. Казарин
Е.А. Сильянова
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 января 2016 г. N 2-57-12766/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016