Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 7 декабря 2015 г. N К-27/05
Резолютивная часть решения объявлена "04" декабря 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "07" декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
<_>.
<_>
<_.> |
|
|
|
|
при участии от Заказчика: <_>,
в отсутствие представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Аквилон" (заявлено устное ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия), Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия от 03.12.2015 N 02/5-1093),
рассмотрев жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Аквилон" <_> от 27.11.2015 N 02/5-1033, Общества с ограниченной ответственности "Стройтехгрупп" <_>, на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" (далее - МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Реконструкция корпуса МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г. Облучье, ул. Районная 69 "а" (извещение N 0378300024015000002 от 05.11.2015), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступили жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Аквилон" (далее - ООО "Аквилон"), Общества с ограниченной ответственности "Стройтехгрупп" (далее - ООО "Стройтехгрупп") на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" (далее - МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье", Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Реконструкция корпуса МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г. Облучье, ул. Районная 69 "а" (извещение N 0378300024015000002 от 05.11.2015).
Жалобы поданы в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. В жалобе ООО "Аквилон" указано следующее.
1). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
По мнению Заявителя, заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Заказчик установил требования к используемому при выполнении работ материалу - мастика битумная кровельная горячая (часть VI Техническое часть). Также заказчик установил требование о соответствии данного материала ГОСТ 2889-80 Мастика битумная Кровельная горячая (п. 56 Таблицы соответствия материалов ГОСТам). Среди прочих требований к указанному материалу было установлено требование "Содержание пылевидного наполнителя, % по массе: не более 15". Однако, указанный ГОСТ содержит требования к содержанию пылевидного показателя по массе, а именно: в размере от 25% до 30% (Раздел 2 "Технические требования" таблица 2, ГОСТ 2889-80). Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик устанавливает противоречивые требования к товару, чем вводит участников закупки в заблуждение и делает невозможным указание характеристик используемого при выполнении работ товара соответствующим Документации о проведении закупок, устанавливая противоречивые требования к товару, чем нарушает п.п. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2). Представленная Заказчиком в части VI "Техническая часть" таблица наименований применяемых материалов, с применением которой участник закупки предлагает наименования материалов к поставке в рамках выполнения работ по аукциону, указывает: значения (показатели) товаров (материалов), требуемые к использованию при выполнении работ которые не могут изменяться, а также максимальные и (или) минимальные значения (показатели) товаров (материалов) используемых при выполнении работ не имеет ничего общего с проектной документацией и локальными сметными расчетами, представленными в составе аукционной документации.
Заявитель считает, что в перечне материалов приведены материалы, которые не находят отражение ни в ЛСР ни в проектной документации, а именно: ворота откатные, гранит (плиты из природного камня), алюминиевые композитные панели, рубероид.
Помимо этого, Заказчиком не вынесено в состав Технической части (объекта закупки) требования к таким материалам, как - линолеум на теплозвукоизоляционной основе, плитка керамическая, подвесной потолок Армстронг, окна ПВХ, двери металлические, двери деревянные, металлочерепицы, малые формы, унитазы, раковины и т.д.
Заказчиком проигнорированы вышеперечисленные (основные) материалы и по неясной причине вынесены в объект закупки - гвозди, винты, проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная, проволока горячекатаная в мотках, электроды, шкурка, бруски, доски хвойных пород, горячекатаная арматурная сталь, канат, уголок стальной, что также нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3). Согласно требованиям ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными липами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Однако, в соответствии с локальным сметный расчетом N 02-01-12 "Технологическое оборудование" в предмет аукциона входят:
1. Кровать детская 3-х ярусная выкатная "Сопя-3".
2. Кровать детская "Сопя".
3. Облучатель бактерицидный настенный.
4. Облучатель бактерицидный настенный под ультрафиолетовую лампу ОБН-2хЗО Вт.
5. Стол письменный СП-2Ф.
И далее - стеллаж для игрушек ШС-4А, доска настенная магнитная аудиторная зеленая одноэлементная для письма мелом с лоточком (код ДА-12з), вешалка для полотенец ВН-9, Моноблок Acer Aspire Z1-601, сейф КЗ-0132Т, пианино акустическое Samick JS132MD ЕВНР Компания BIGtv, фильмоскоп (диапроектор для диафильмов) Regio, аптечка для детских и учебных учреждений, ковшик средний (0,5л), махровая рукавичка для обтирания и т.д.
Заявитель считает, что эти товары могут поставить фирмы без свидетельства СРО, которые не связаны со строительством, значит включение поставки этих товаров в состав документации на выполнение подрядных работ ограничивает конкуренцию в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, включение требований о поставке в рамках вышеуказанного аукциона товаров и оборудования технологически и функционально не связанных с выполнением работ, являющихся предметов аукциона, нарушает требования ст. 17 Закона N 135, поскольку вышеуказанное оборудование не является оборудованием неразрывно связанным с объектом строительства.
Из вышеуказанного следует, что Заказчик включил в один предмет закупки товары (оборудование), которые являются технологически и функционально не связанными с работами, являющимися предметом торгов, что сокращает перечень потенциальных участников размещения заказа и приводит к ограничению конкуренции.
ООО "Аквилон" просят признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе.
2. В жалобе ООО "Стройтехгрупп" указано следующее.
1). Пунктом 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе. Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Цель подачи таких запросов заключается в пояснении, уточнении, конкретизации для участников закупки непонятных моментов закупочной документации. Как правило, запросы
на разъяснение закупочной документации направляются участниками до подачи ими заявок, чтобы правильно оценить свои возможности для обеспечения заказчика необходимым товаром (работами, услугами) в нужный срок. Кроме этого, дача разъяснений положений документации об электронном аукционе необходима для правильности понимания конкретных нужд заказчика в товарах работах и услугах, в точности их количества и сроках поставки (или оказания услуг), порядка проведения определенной закупки, выбора победителя и др., когда необходимо закупить тот или иной товар (услуги, работы).
В аукционной документации информация о дате окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Таким образом, Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленное п. 11 ч. 1 ст. 64 и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
2). Заказчиком в Проекте контракта указано: "6.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, в том числе гарантийного обязательства, начиная со следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и рассчитывается по формуле П = (Ц - В) х С".
На основании п. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в государственный (муниципальный) контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом).
Условие о неустойке (штрафе, пени) должно включаться заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о его проведении, так как Закон о контрактной системе не допускает изменения заказчиком положений проекта контракта после истечения срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок.
Из разъяснений ФАС, размещенных на официальном сайте, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта следующих условий:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил N 1063;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил N 1063;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил N 1063.
Таким образом, п. 6 указанных Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) указывает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.
Следовательно, Заявитель считает, что условия контракта относительно определения пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013.
3) Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимое). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничив количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размешаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемыми' заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Однако в разделе 3.2 Технического задания содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности:
"Групповые игровые площадки в кол-ве 5 шт., спортивная и пешеходные тропинки имеют современное, покрытие из резины МАСТЕР ФАЙБР. Покрытие из резиновой и каучуковой крошки - экологически безопасный материал имеет гигиенический и пожарный сертификат. Покрытие МАСТЕР ФАЙБР боится ни жары, ни холода, устойчиво к механическим воздействиям, обладает антискользящим, ударопоглощающим эффектом, не требует особого ухода, долговечен.
Для каждой группы на площадке предусмотрен теневой навес. Теневой навес, все архитектурные малые формы, покрытия площадок тропинок, металлическое ограждение (забор) - предполагается фирмой ООО "АКИБА" г.Владивосток".
4) В Информационной карте заказчик требует у участника предоставить:
"Копия свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на следующие виды работ (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624):
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство".
При этом заказчик не указывает виды работ, на которые требуется допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.
ООО "Стройтехгрупп" просит обязать Заказчика привести документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
В адрес Еврейского УФАС России поступили возражения на жалобы, в которых указано следующее.
По жалобе ООО "Аквилон":
1. Требования к материалам, указанным в документации об электронном аукционе приведены в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Проетно-сметная документация размещена вместе с документацией об аукционе.
2. В общую смету включены все затраты, в том числе и на технологическое оборудование. На участие в аукционе поступило 9 заявок.
В связи с вышеизложенным, Заказчик считает, что изложенные в жалобе ООО "Аквилон" доводы не правомерны.
По жалобе ООО "Стройтехгрупп":
1. Пункт 11 ч. 1 документации об электронном аукционе содержит порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе.
На участие в аукционе поступило 9 заявок. Следовательно, довод Заявителя необоснованный.
2. Пункт 6.3 Контракта содержит порядок начисления пени в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
3. В пункте 3.2 ч. IV "Техническое часть" указан предполагаемый поставщик архитектурных малых форм, покрытий площадок, тропинок, металлического ограждения (забора), что не является обязательным требованием к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара. Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса (далее - ГК РФ) в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3 ст. 52 ГК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.
В связи с вышеизложенным, Заказчик считает, что доводы, изложенные в жалобе ООО "Стройтехгрупп" не правомерны.
В заседании Комиссии представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобы в полном объеме.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, муниципальный заказчик - МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" при осуществлении закупок обязана соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Приказом МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" от 02.11.2015 N 63 принято решение о проведении аукциона в электронной форме на реконструкцию корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г.Облучье, ул.Районная 69 "а".
05 ноября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300024015000002 и Документация об электронном аукционе.
Наименование объекта закупки: Реконструкция корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г.Облучье, ул.Районная 69 "а".
Начальная (максимальная) цена контракта: 41 345 848,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 05.11.2015 20:56
Дата и время окончания подачи заявок: 30.11.2015 17:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 01.12.2015
Дата проведения аукциона в электронной форме: 04.12.2015
Преимущества: не установлены.
Требования к участникам:
1. Требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе) дополнительная информация к требованию отсутствует 2. Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе). Установлено. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится электронный аукцион (постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
3. Единые требования к участникам (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе) - Копия свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на следующие виды работ (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624): Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе): не установлено.
I. Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе:
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе и т.д.
Заказчиком в части II Документации указана информационная карта, в которой указана следующая информация, в том числе:
Пункт 11.2 |
Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе |
Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с даты объявления электронного аукциона по "__" ___________ 201_ г. | |
Пункт 12.4.1 |
Дата и времени окончания срока подачи заявок |
"__" _________ 201___ г., 17.00 (время местное) | |
Пункт 13 |
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе |
"___" _______ 201__ г. | |
Пункт 13 |
Дата проведения электронного аукциона |
"___" ___________ 201__ г. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; |
Заказчиком в нарушение требований п.п. 3, 4, 5, 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в пунктах 11.2, 12.4.1, 13 Части II Информационной карты аукциона не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, дата и времени окончания срока подачи заявок, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, дата проведения электронного аукциона.
II. Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч. 1.ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1). В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком на официальном сайте размещена проектно-сметная документация, включающая в себя:
- пояснительную записку,
- сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта: "Реконструкция корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования "Школа N2 в г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест по адресу: г. Облучье, ул. Районная, 69а" в ценах на 07.2015,
- сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта: "Реконструкция корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования "Школа N2 в г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест по адресу: г. Облучье, ул. Районная, 69а" в ценах на 01.2001,
- объектная смета на капитальный ремонт: "Корпус МБОУ СОО "Школа N2 в г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест" в ценах на 07.2015. О.С. N 02-01,
- объектная смета на капитальный ремонт: "Корпус МБОУ СОО "Школа N2 в г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест" в ценах на 01.2001 г. О.С. N 02-01,
- демонтажные работы Л.С.N 02-01-01,
- общестроительные работы Л.С.N 02-01-02,
- вентиляция Л.С.N 02-01-03,
- отопление Л.С N 02-01-04,
- узел учета тепла Л.С N 02-01-05,
- водоснабжение Л.С N 02-01-06,
- канализация Л.С N 02-01-07,
- электрооборудование Л.С N 02-01-08,
- электроосвещение Л.С N 02-01-09,
- учет потребления и регулирование тепловой энергии Л.С N 02-01-10,
- пожарная сигнализация Л.С N 02-01-11,
- технологическое оборудование Л.С N 02-01-12
- электроснабжение 0,4кВ и освещение территории Л.С.N 04-01-01,
- переустройств Л.С.N 04-02-01,
- наружные тепловые сети о сети 10кВ Л.С N 06-01-01,
- наружный водопровод Л.С N 06-02-01,
- наружная канализация Л.С N 06-03-01,
- выгреб емкостью 50м3 Л.С N 06-04-01,
- пожарные резервуары (4шт) Л.С N 06-05-01,
- благоустройство Л.С N 07-01-01
- озеленение Л.С N 07-02-01.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Локальный сметный расчет N 02-01-12 "Технологическое оборудование" включает в себя 55 позиций, в том числе: кровати детские, столы, стулья, стеллажы, шкафы, скамья, облучатели бактерицидные, доска настенная магнитная, вешалки, кресла, моноблок, сейф и т.д., поставка и установка которых технологически и функционально не связаны со строительно-монтажными работами.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является: "Реконструкция корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г.Облучье, ул.Районная 69 "а".
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связаны друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки технологического оборудования, что не соответствует требованиям п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2). Техническое задание и требования к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, составляется на основе сметы и не должно включать в себя товары, которые не будут применяться при исполнении контракта.
Заказчиком в ч. VI "Техническая часть" Документации указано техническое задание, включающее в себя дефектную ведомость (всего 79 позиций), а также в п. 7 указаны требования к качественным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ.
Заказчиком в наименованиях применяемых материалов указаны позиции, такие как гвозди, винты, проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная, проволока горячекатаная в мотках, электроды, бруски, доски хвойных пород, канат, горячекатаная арматурная сталь, угольной стальной, ворота откатные, рубероид, алюминевые композитные панели и т.д., которые не включены в локально-сметные расчеты по данному электронному аукциону, что также является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как наименование применяемых материалов и показатели данных материалов по определенным позициям не соответствуют объекту закупки (не включены в локально-сметный расчет).
3). Кроме того, Заказчиком в Дефектной ведомости (ч. VI Документации) по позициям: п. 14 - Подвесные потолки "Армстронг" (аналогом является подвесной потолок "Пересвет"); п. 32 - Замена чугунных радиаторов на биметаллические радиаторы, марка ALURAD-500/1 (аналогом являются биметаллические радиаторы, марки Global, Sira, RIFAR, Faral), а также в п. 3.2 ч. VI Документации "Техническая часть" указано, что групповые игровые площадки в кол-ве 5 шт., спортивная и пешеходные тропинки должны иметь современное покрытие из резины МАСТЕР ФАЙБР (аналогом является покрытие MultiSport), без сопровождения "или эквивалент", что также нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком в ч. VI "Техническая часть" Документации указано: "Для каждой группы на площадке предусмотрен теневой навес. Теневой навес, все архитектурные малые формы, покрытия площадок, тропинок, металлическое ограждение (забор)- предполагается фирмой ООО "АКИБА" г. Владивосток", что также нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4). Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в ч. IV Документации установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электроном аукционе, в которой указано: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели* используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части VI "Техническая часть" документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
* Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету электронного аукциона".
Заказчиком приведена таблица соответствия материалов ГОСТам (всего 75 позиций).
В ч. VI "Техническая часть" Документации Заказчиком приведена таблица, в которой указаны наименование применяемых материалов государственным стандартам и техническим условиям, значения (показатели) товаров (материалов), требуемые к использованию при выполнении работ, которые не могут изменяться и максимальные и (или) минимальные значения (показатели) товаров (материалов), в котором по некоторым позициям указаны максимальные и (или) минимальные значения (показатели) товаров (материалов), не соответствующие ГОСТам, например:
- ГОСТ 2889-80: Мастика битумная Кровельная горячая (п. 56 ч. IV Документации). В Техническом задании (ч. VI Документации) указаны значения: теплостойкость, °С: не менее 75. Температура размягчения по методу "кольца и шара", °С: 78-92. Содержание пылевидного наполнителя, % по массе: не более 15, тогда как по ГОСТу 2889-80 установлены следующие показатели: теплостойкость, °С: не менее 75. Температура размягчения по методу "кольца и шара", °С: 78-82. Содержание пылевидного наполнителя, % по массе: не более 25-30;
- ГОСТ 4028-63: Гвозди строительные (п. 66 ч. IV Документации).
В Техническом задании (ч. VI Документации) указаны значения: диаметр стержня должен быть 0,8-2,5 мм. Длина гвоздя: 10-25 мм. Форма головки: плоская или конусообразная. Диаметр головки: > 1,5 мм. Толщина головки: > 0,5 мм. Масса 1000 гвоздей: не более 0,25 кг., что противоречат показателям, установленным в ГОСТ 4028-63;
- ГОСТ 11652-80: Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом для металла и пластмассы (п. 1 ч. IV Документации).
В Техническом задании (ч. VI Документации) указаны значения, в том числе: номинальный диаметр резьбы: не более 3 мм. Шаг резьбы не более 3 мм, тогда как согласно ГОСТ 11652-80 для номинального диаметра резьбы не более 3 мм. шаг резьбы должен быть только 1,25 мм. и т.д.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком установлены противоречивые требования к товару, чем вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет потенциальным участникам подготовить заявку, так как установленные характеристики товара противоречат требованиям ГОСТ.
Таким образом, Заказчиком в нарушение требований п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в ч. VI Технического задания Документации установлены противоречивые требования к товарам, используемые при выполнении работ, а именно указанные Заказчиком в Техническом задании максимальные и (или) минимальные значения (показатели) товаров (материалов) используемых при выполнении работ по некоторым позициям не соответствуют требованиям ГОСТ.
5). Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Частью 2 ст. 26 Закона об энергосбережении установлено, что требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включают в себя, в частности:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона об энергосбережении требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд может устанавливаться запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
Частью 5 ст. 26 Закона об энергосбережении установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 898) утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой установить требования энергетической эффективности в отношении:
товаров, предусмотренных приложением к Правилам, - до 1 июля 2011 г.;
товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил, - не позднее 2 месяцев со дня утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности для таких товаров;
товаров, указанных в подпункте "в" пункта 3 Правил, - до 1 мая 2010 г.;
работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, - до 1 января 2016 г.
В пункте 4 Правил указано, что требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Пунктом 5 Правил указано, что в устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:
а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);
б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);
в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;
г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 6 Правил установлено, что требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
Согласно п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
б) для устанавливаемых систем управления освещением - наличие одной из следующих функций:
управление освещенностью по заданному расписанию;
управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;
управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов;
в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час - обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при осуществлении закупок работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;
г) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) - обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);
д) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии - обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива).
В соответствии с приложением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности входят: светильники для аварийного освещения, светильники для наружного освещения, светильники для освещения жилых и общественных зданий.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 15.08.2011 N ОГ-Д28-938 в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. При этом в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам необходимо учитывать, что данные товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения и энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" Приказом Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 N 88 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221.
В соответствии с п. 1 Приказа Минэкономразвития N 88 до 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, указанные в приложении N 1 к Приказу Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный N 18603), в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "B".
Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития N 88 установлено, что с 1 января 2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A".
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 утверждены прилагаемые требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
В приложении к Приказу Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 установлены требования энергетической эффективности:
1). В отношении товаров, используемых для создания инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений:
1. В отношении радиаторов отопления - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны.
2. В отношении водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении, - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны.
2). В отношении материалов, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений
3. В отношении входных дверей в здание - наличие дверного доводчика (за исключением карусельных входных дверей и иных входных дверей, конструкцией которых не предусмотрена возможность установки дверного доводчика).
3). Иные требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения.
4. Средства измерений, используемые для учета электрической энергии (мощности), должны иметь класс точности 0,5 и выше и обладать функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток.
Заказчиком в локально-сметных расчетах, в техническом задании указаны товары входящие в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности (светильники, счетчики, краны, радиаторы и т.д.).
Заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 26 Закона об энергосбережении не были установлены требования в целях соблюдения требований энергетической эффективности к вышеуказанным товарам, которые предусмотрены ст. 26 Закона об энергосбережении.
6). В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в п. 18 Документации указано о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством: "Если указано в Информационной карте, заказчик устанавливает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с ч. 14 ст. 34 и ч. 9 ст. 95 Закона".
Заказчиком в п. 18 Информационной карты указано, что возможность заказчика принять решение об одностороннем отказе исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством не предусмотрена.
В нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 18 Информационной карты указано условие о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе исполнения Контракта только в соответствии с гражданским законодательством, тогда как Документация должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
III. Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 14 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в ч. 5 Документации указан проект контракта, где в р. 9 указаны условия расторжения контракта, а именно в п. 9.1 проекта Контракта указано, что настоящий Контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта осуществляется в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком установлены требования в проекте контракта об условиях расторжения контракта, тогда как в Информационной карте указано, что возможность заказчика принять решение об одностороннем отказе исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством не предусмотрена, т.е. имеются разночтения.
Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктом 3 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 345 848,00 руб.
Следовательно, в соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
В соответствии с п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
В проекте контракта Документации Заказчиком не установлен соответствующий требованиям Правил фиксированный размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта Документации соответствующий требованиям Правил фиксированный размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Результат рассмотрения первых частей заявок отражен в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2015 N 0378300024015000002-1.
Комиссия отклоняет доводы жалобы ООО "Стройтехгрупп", в части указания Заказчиком в п. 6.1 Информационной карты и в п. 12.2.3 о наличии, а также требовании о предоставлении участником собственного действующего свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на следующие виды работ (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624) - Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): "33.3. Жилищно-гражданское строительство" без указания видов работ, на которые требуется допуски СРО, по следующим основаниям.
Пунктом 2 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч.1 ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, Комиссия считает, что при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не требуется.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлено вышеуказанное требование.
Комиссия критически относится к доводам представителей Заказчика, в части того, что в проектно-сметную документацию изначально заложены все требования к товарам, в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении по следующим основаниям.
Заказчики обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности (ч. 1 ст. 26 Закона об энергосбережении). Их определяет Минэкономразвития России (п. 2 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221). В частности, Приказом от 04.06.2010 N 229 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Если объект закупки включает товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, их необходимо отразить в техническом задании.
Кроме того, Комиссия усматривает в действиях Заказчика признаки нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И ЛА:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аквилон" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Реконструкция корпуса МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г. Облучье, ул. Районная 69 "а" (извещение N 0378300024015000002 от 05.11.2015) признать обоснованной.
2. Жалобу Общества с ограниченной ответственности "Стройтехгрупп" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Реконструкция корпуса МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г. Облучье, ул. Районная 69 "а" (извещение N 0378300024015000002 от 05.11.2015) признать обоснованной, в части пунктов 1, 2, 3 жалобы.
3. Признать муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Реконструкция корпуса МБОУ СОО "Школа N 2 г. Облучье" для размещения дошкольных групп на 115 мест, по адресу: г. Облучье, ул. Районная 69 "а" (извещение N 0378300024015000002 от 05.11.2015) нарушившим требования:
3.1. Пунктов 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.2. Пунктов 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.3. Пункта 12 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.4. Части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.5. Части 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Выдать Единой комиссии муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать муниципальному заказчику - Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования "Школа N 2 г. Облучье" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание о предоставлении технической возможности для устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
8. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 7 декабря 2015 г. N К-27/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2015