Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 25 декабря 2015 г. N К-33/05
Резолютивная часть решения объявлена "22" декабря 2015 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "25" декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_>. |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>, |
при участии:
от Заказчика: Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница" <_> (приказ от 22.08.2012 N 268), <_> (доверенность 21.01.2015 б/н), <_> (доверенность от 22.06.2015 б/н),
от Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" <_> (доверенность от 14.12.2015 N 35), <_> (доверенность от 14.12.2015 N 36),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" <_> на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница" <_> при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (извещение от 30.11.2015 N 037820000815000231), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" (далее - Заявитель, ООО "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК") от 14.12.2015 б/н (вх. от 15.12.2015 N 01/5-2084) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница" (далее - Заказчик, ОГБУЗ "Детская областная больница") при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (извещение от 30.11.2015 N 037820000815000231).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе Заявитель сообщает, что 30.11.2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http:// www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещен электронный аукцион на оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (извещение N 037820000815000231).
В п. 15.1 Технического задания документации в перечень лабораторных исследований, составляющих предмет аукциона, включены позиции: N 63"Процедура в палате" и N 64"Вызов на дом" так как за каждую из вышеуказанных позиций установлена цена за единицу, они являются частью Технического задания и обязательны к выполнению силами и средствами исполнителя.
Заявитель считает, что услуги по позициям N 63"Процедура в палате", N 64"Вызов на дом" не относятся к общеклиническим, гематологическим, цитологическим, иммунологическим, биохимическим и коагулологическим исследованиям, в равной части, как и не являются биологическим материалом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в Информационной карте и п. 4.4.7 Контракта, входящих в состав документации об открытом аукционе в электронной форме для оказания услуг по "Процедуре в палате", "Вызов на дом" содержится требование о наличии действующей лицензии на медицинскую деятельность на виды деятельности: доврачебная помощь по лабораторной диагностике, осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по клинической лабораторной диагностике, осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике.
Заявитель считает, что для оказания услуг по взятию крови у пациентов необходимо указание в лицензии такого вида деятельности как сестринское дело, в свою очередь, в документации Заказчика данное требование отсутствует.
В п. 15.1.5 Технического задания уточняется, что забор капиллярной крови производится силами лаборанта Исполнителя, а в п. 15.1.6.1 - забор проб у постели больного производится силами и средствами Исполнителя по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, 36, отделение хирургии, соматическое, реанимации, приемное, отделение патологии новорожденных, в любое время суток.
Заказчик указывает, что в п. 37 ст. 3 "Временных методических рекомендаций по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в отделениях, больницах, клиниках и институтах хирургического профиля" (утв.Минздравом СССР 29.12.1973 N 1142-73, N 10/8-43) указано, что персоналу, не работающему в перевязочных, отделениях реанимации, палатах интенсивной терапии и послеоперационных палатах, вход в них заращен, для оказания услуг по забору проб у постели больного необходимо состоять в штате сотрудников лечебного учреждения ОГБУЗ "Детская областная больница".
Исходя из норм п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2012 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Следовательно, лицензируемый вид медицинской деятельности осуществляется согласно адресу, указанному в лицензии, оказание услуг по другим адресам, даже при наличии лицензии, не допустимо.
В связи с этим любой исполнитель может оказывать медицинские услуги только непосредственно в месте своего нахождения согласно лицензии и не может производить процедуры в палате и забор крови у постели больного по адресу Заказчика при отсутствии лицензии на оказание услуг по адресу: <_> и трудоустройства в штат лечебного учреждения ОГБУЗ "Областная больница".
По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), размещенным на официальном сайте, в Еврейской автономной области, Хабаровском крае, Амурской области есть только одна организация (ООО "МЦ "ТАФИ-диагностика"), имеющая лицензию на медицинскую деятельность с указанием видов деятельности: доврачебная помощь по лабораторной диагностике, осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по клинической лабораторной диагностике, осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике и находящаяся по адресу Заказчика <_>, что подтверждается лицензией на медицинскую деятельность N 79-01-000309 от 05.12.2014 года, выданной Управлением здравоохранения правительства Еврейской автономной области.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель считает, что при наличии требований, указанных в документации, в части перечня исследований и лицензии, участие в электронном аукционе может принять только лаборатория ООО "МЦ "ТАФИ-диагностика".
Таким образом, документация содержит положения, нарушающие п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а именно создающие одному из участников преимущественные условия участия в торгах.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика привести документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные возражения от 18.12.2015 N 141 на жалобу Заявителя, в которых сообщает следующее.
С доводами, изложенными в жалобе ООО "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" не согласны, по следующим основаниям.
Заказчик считает, что вправе самостоятельно определять характеристики товара, работы, услуги, которые ему необходимы, поскольку именно он формирует свою потребность и вправе рассчитывать на ее удовлетворение. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик услуг в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам услуг (Решение Чувашского УФАС от 17.06.2014 N 06-04/4604 по делу N 136-К-2014).
Заказчик указывает, что на основании вышеуказанной практики подтверждается, что при рассмотрении исследуемого вопроса определяющее значение имеет субъектный состав возможных, потенциальных участников размещения заказа. Более того, изложенная практика содержит однозначные выводы, что наличие единственного исполнителя не ведет к ограничению количества участников закупки, а заказчик не может и не должен подстраиваться под каждого исполнителя, всегда будут субъекты, недовольные положениями документации, но это не значит, что ограничивается конкуренция на торгах.
Определяющим фактором при формировании технического задания и описании объекта закупки является потребность заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 13 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одной из целей осуществления закупок является выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. В огромном количестве правовых актов контролирующих органов разных субъектов РФ однозначно прослеживается реализующий вышеуказанные положения вывод о приоритете потребностей и нужд заказчика при формировании технического задания и описании объекта закупки.
Из системного анализа норм Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований (Решение Чувашского УФАС от 17.06.2014 N 06-04/4604 по делу N 136-К-2014).
Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок (Решение Ярославского УФАС от 11.07.2014 поделуК05-02/197Ж-14).
Заявитель сообщает, что документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций (Решение Забайкальского УФАС от 21.07.2014 по жалобе N 186).
Вместе с тем основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок (Решение УФАС по Республике Татарстан от 27.06.2014 N ДМ-04/8839).
Заказчик сообщает, что Техническое задание Документация, составлено в соответствии с требованиями МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и транспортирования биоматериалов в микробиологические лаборатории", утвержденные руководителем Роспотребнадзора, главным государственным врачом РФ Г.Г. Онищенко 23.12.2005, таким образом, нарушения законодательства в данном случае не усматривается.
Кроме того Заказчик сообщает, что 16.10.2015 ОГБУЗ "Детская областная больница" получила лицензию на медицинскую деятельность, в том числе на лабораторную диагностику N 79-01-000348, тем самым, с участником аукциона, который предложит лучшую цену в электронном аукционе, будет заключен гражданско-правовой договор, а уже с сотрудниками победителя будет заключен трудовой договор и на основании трудового договора забор крови в палате пациента будет возможен.
О необходимости вызова специалиста на дом, для забора капиллярной крови Заказчик сообщает, что в Еврейской автономной области есть детское население с такими заболеваниями как онкогематология ДЦП и др.. После выписки из стационара ОГБУЗ "Детской областной больницы" лечащий врач обязан дать рекомендации, в которых сказано, что после получения лечения ребенку запрещается любой контакт с больными людьми, и поэтому такой человек не может даже выйти из дома. По этой причине специалист приходит домой к больному, если этого не будет, то выход ребенка из дома может закончиться осложнениями, а в некоторых случаях и смертельным исходом.
Заказчик сообщает, что на основании ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размешаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с вышеизложенным, ООО "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" не рассмотрело возможность подачи запроса на разъяснение документации, на основании, которого Заказчик смог бы внести изменения в документацию, следовательно, потенциальным участникам все требования документации были понятны.
Представляется правильным, что именно данная точка зрения должна являться преобладающей, тем более если исходить из презумпции невиновности Заказчика и отсутствия у него обязанности доказывать свою потребность, однозначно то, что невозможно при описании объекта закупки угодить всем потенциальным поставщикам, чьи интересы направлены на получение прибыли, в отличие от Заказчика, который должен заботиться о качестве своей профессиональной деятельности и высоких показателях труда, особенно в сфере здравоохранения.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает жалобу ООО "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" необоснованной.
В ходе заседания Комиссии Еврейского УФАС России представители Заявителя по мимо изложенного в жалобе сообщили, что Заказчиком включены в Техническое задание экстренные исследования (жизненно важные), которые выполняются в течение короткого промежутка времени в стационаре, в тоже время в Техническом задании имеются иные исследования, которые по нормативам выполняются с большим затратами времени, поэтому Заявители просят выделить экстренные исследования в отдельный лот.
Кроме того, Заявитель указывает, что в ст. 33 Закона о контрактной системе установлены требования предъявляемые к потенциальному исполнителю и указано, что не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки требования к наличию у него производственных мощностей, трудовых, ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так как лицензирование медицинской деятельности является обязательным, то есть подразумевает под собой наличие у исполнителя определенных производственных мощностей, то указание в лицензии такого вида деятельности, как осуществление стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике является определенным требованием к исполнителю непосредственно к производственным мощностям, что дополнительно запрещено законодательством.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заявитель так же указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки могут быть выставлены только при проведении конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двух этапных конкурсов, либо закрытых конкурсов, в рассматриваемом случае Заказчиком проводится открытый аукцион в электронной форме.
Таким образом, требования к исполнителю могут быть установлены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав доводы представителей Заявителя и Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
24 ноября 2015 года главным врачом ОГБУЗ "Детская областная больница" утверждена Документация об электронном аукционе проводимом с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним гражданско-правового договора на оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (далее - Документация).
30 ноября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378200000815000231 и Документация.
Наименование объекта закупки: "Оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год".
Начальная (максимальная) цена контракта: 10 878 925, 30 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в р. 15 Технического задания Документации установлен перечень и планируемое количество исследований, в котором указано следующее:
N п/п |
Вид исследования |
Количество |
1 |
Общий анализ крови |
14100 |
2 |
Общий анализ мочи |
12500 |
|
Клинические анализы крови |
|
3 |
Определение времени свертывания |
1500 |
4 |
Определение длительности кровотечения |
1500 |
5 |
Подсчет ретикулоцитов |
50 |
|
Клинические анализы мочи |
|
6 |
Проба Нечипоренко |
450 |
7 |
Проба Зимницкого |
60 |
8 |
Определение суточной потери белка |
50 |
9 |
Осадок мочи патологический |
2910 |
10 |
Проба Сулковича |
700 |
11 |
Определение желчных пигментов |
10 |
|
Прочие клинические анализы |
|
12 |
Копрограмма |
2000 |
13 |
Общий анализ ликвора |
50 |
14 |
Исследование кала на скрытую кровь |
50 |
|
Биохимические исследования |
|
15 |
Определение глюкозы из капилярной крови |
4300 |
16 |
Определение фибриногена |
100 |
17 |
Определение протромбинового времени |
150 |
18 |
Определение бетта-липопротеидов в сыворотке крови |
100 |
19 |
Определение продуктов деградации фибрина в сыворотке крови |
10 |
20 |
Определение средних молекул |
10 |
|
Электролиты |
|
21 |
Определение натрия |
400 |
22 |
Определение калия |
450 |
23 |
Определение хлора |
200 |
24 |
Определение амилазы в моче |
10 |
25 |
Определение глюкозы в ликворе |
10 |
|
Прочие биохимические анализы |
|
26 |
АЧТВ (активированное частичное тромбиновое время) |
50 |
27 |
Определение тромбинового времени (ТВ) |
20 |
28 |
Определение холестерина альфа-липопротеидов после осаждения пребета и бета-липопротеидов |
100 |
29 |
Обработка венозной крови при получении сыворотки |
1500 |
30 |
Обработка венозной крови при получении плазмы |
200 |
31 |
Определение общего белка |
700 |
32 |
альбумин |
150 |
33 |
глюкоза сыворотки |
750 |
34 |
билирубин общий |
700 |
35 |
билирубин прямой |
550 |
36 |
мочевины |
350 |
37 |
креатинин |
350 |
38 |
мочевая кислота |
50 |
39 |
фосфора |
100 |
40 |
железо |
150 |
41 |
кальций |
350 |
42 |
СРБ количественно |
200 |
43 |
ревматоидного фактора |
150 |
44 |
антистрептолизина-О |
150 |
45 |
трансаминаз (АСТ;АЛТ) |
1500 |
46 |
амилаза |
200 |
47 |
гаммаглютамилтранспепт. |
200 |
48 |
креатинкиназы общей |
50 |
49 |
креатинкиназы сердечной |
20 |
50 |
щелочной фосфотазы |
450 |
51 |
лактатдегидрогеназа |
50 |
52 |
магния |
250 |
53 |
холестерин |
300 |
54 |
триглицеридов |
100 |
55 |
МНО (международное нормализованное отношение) |
50 |
56 |
Гликозилированный гемоглобин |
100 |
|
Цитология |
|
57 |
Исследование на атипию |
150 |
58 |
Пунктаты |
10 |
59 |
Исследование эксудатов, трансудатов |
10 |
60 |
Полный анализ вагинального секрета |
600 |
|
Прочие исследования |
|
61 |
Кровь на RW (ЭДС) |
750 |
62 |
Прием и выдача результатов |
12000 |
63 |
Процедура в палате |
2800 |
64 |
Вызов на дом |
10 |
В Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к услугам:
- 15.1.1 Место оказания услуг: <_>. Забор крови осуществляется в режиме работы Заказчика.
- 15.1.2 Условия, сроки оказания услуг: Проведение общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований производится силами Исполнителя, без привлечения субподрядчиков. Оказание услуг осуществляется с 01.01.2016 по 28.02.2017 гг. (включительно).
- 15.1.3 Режим оказания услуг: в режиме деятельности Заказчика и на территории Заказчика, забор плановых анализов осуществляется в рабочие дни (с понедельника по пятницу с 8:00 до 10:00 ч.), так же забор экстренных анализов осуществляется и выходные и праздничные дни, в любое время суток, в соответствии с временными рекомендуемыми нормами точности клинических лабораторных исследований, установленные приказом Минздрава России от 07.02.2000 N 45.
- 15.1.4 Требования к участнику размещения заказа: Участник размещения заказа должен иметь действующую лицензию на медицинские виды деятельности: доврачебная помощь по лабораторной диагностике, осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по клинической лабораторной диагностике, осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
- 15.1.5 Требования к забору биологического материала: с соблюдением норм МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора, транспортирования биоматериалов в микробиологической лаборатории", утвержденные руководителем Роспотребнадзора, главный государственным врачом РФ Г.Г. Онищенко 23.12.2005 - время между забором анализа и началом проведения исследования не должно превышать 2-х часов:
- Забор венозной крови производится силами Заказчика и передается Исполнителю в месте, согласованному сторонами, но располагающегося на территории ОГБУЗ "Детская областная больница".
- Забор капиллярной крови производится силами лаборанта Исполнителя.
- Место оказания услуг: по месту нахождения лаборатории Исполнителя.
- 15.1.6 Требования к времени выдачи результатов исследований, осуществляемых в экстренном порядке: Оригиналы результатов исследований, осуществляемых в экстренном порядке, должны быть готовы и предоставлены в течение не более чем 1-го часа с момента забора материала, а для отделения реанимации в течение не более чем 30 минут.
- 15.1.6.1 Требования к забору биологического материала у постели больного: Забор проб у постели больного проводится силами и средствами Исполнителя по адресу: Еврейская автономная область, город Биробиджан, улица Пионерская, 36, отделение хирургии, соматическое, реанимации, приемное, отделение патологии новорожденных. В любое время суток.
- 15.1.7 Требования к времени проведения исследований (с момента поступления биологического материала):
- Гематологические, общеклинические и коагулогические исследования проводятся в течение одного рабочего дня;
- ИФА-диагностика, иммунохимические исследования не более трех рабочих дней;
- ПЦР-кровь не более четырех рабочих дней;
- Иммунобиологические исследования не более семи рабочих дней.
- 15.1.8 Требования к времени выдачи оригиналов плановых результатов: Выдавать "Заказчику" оригиналы результатов исследований на бумажном носителе с синей печатью и подписью исполнителя, не позднее 16.00 часов текущего дня.
- 15.2 Исполнитель обязан соблюдать требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению безопасности услуг, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний.
В соответствии с Техническим заданием осуществляется закупка услуг по проведению лабораторных исследований, которые выполняются в экстренном порядке и в течение одного рабочего дня или от трех до семи рабочих дней в зависимости от лабораторных исследований, которые могут быть выполнены разными лабораториями в зависимости от лабораторного исследования.
Таким образом, лабораторные исследования, которые выполняются в экстренном порядке могут быть выполнены только организациями, находящимися на территории г. Биробиджана, в связи с коротким временем проведения исследований, в свою очередь плановые исследования могут выполняться разными организациями находящимися в других городах (районах), в связи с большим затрачиванием времени на лабораторные исследования.
Кроме того в перечень лабораторных исследований включены прочие исследования, а именно: N 62 "Прием и выдача результатов", N 63 "Процедура в палате", N 64 "Вызов на дом", которые не относятся к общеклиническим, гематологическим, цитологическим, иммунологическим, биохимическим и коагулологическим исследованиям, так как лабораторные исследования представляют собой группу методов диагностики, опирающихся на биохимические и биологические способы определения отклонений в составе тканей и биологических жидкостей пациента.
В нарушение требований ч. 1, 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в перечне планируемых исследований объединены исследования, которые выполняются в экстренном порядке (в течение дня, нескольких минут) и плановом порядке (от трех до семи рабочих дней), кроме того включены позиции: N 62 "Прием и выдача результатов", N 63 "Процедура в палате", N 64 "Вызов на дом", которые не относятся к общеклиническим, гематологическим, цитологическим, иммунологическим, биохимическим и коагулологическим исследованиям, что повлекло (может повлечь) ограничение конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в т.ч. ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичной деятельностью.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в том числе в перечень включена медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, установлены требования о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, а именно в п. 8.3 р. 8 Документации установлены требования к участникам закупки о том, что участник закупки должен иметь действующую лицензию на медицинскую деятельность, в том числе с указанием видов деятельности: доврачебная помощь по лабораторной диагностике, осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по клинической лабораторной диагностике, осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона о лицензировании - место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Постановлением Правительства РФ "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" от 16.04.2012 N291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение и лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с п.п. а п. 4 Положения и лицензировании медицинской деятельности - лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 32 Федерального закон от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь может оказываться стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Частью 3. ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение требований ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Документации установлены требования к участникам закупки о наличии у участников закупки производственных мощностей, а именно в действующей лицензии на медицинскую деятельность Заказчиком указан вид деятельности, как осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике, данный вид деятельности осуществим только при наличии производственных мощностей у участников закупки по месту нахождения Заказчика по адресу: <_>.
Кроме вышеизложенного, при изучении представленной информации Заявителем (Единый реестр лицензий в отношении: ООО "МЦ "ТАФИ-диагностика", ООО "ПРЕМИУМ СТАНДАРТ", ООО "ДНК лаборатория", ООО "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК", ООО "ДС-Восток"), установлено следующее.
Из представленных лицензий на медицинскую деятельность имеется только одна организация ООО "МЦ "ТАФИ-диагностика", имеющая лицензию на медицинскую деятельность с указанием видов деятельности: доврачебная помощь по лабораторной диагностике, осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по клинической лабораторной диагностике, осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике (по адресу: <_>).
Комиссия Еврейского УФАС России информацию, представленную Заявителем в отношении ООО "ДС-Восток" не рассматривает, так как данное Общество находится в реестре недобросовестных поставщиков.
С учетом вышеизложенного, согласно требованиям Технического задания и запрашиваемой лицензии на медицинскую деятельность с указанием видов деятельности: доврачебная помощь по лабораторной диагностике, осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по клинической лабораторной диагностике, осуществлении стационарной медицинской помощи по клинической лабораторной диагностике на участие в электронном аукционе может участвовать только одна организация ООО "МЦ "ТАФИ-диагностика".
Вышеизложенные доводы подтверждаются следующим.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.12.2015 на участие в электронном аукционе поступила одна заявка под N 2 ООО "МЦ "ТАФИ-диагностика", которая Единой комиссией признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и требования Документации.
Таким образом, на основании анализа выше исследованной информации и документов, возможно имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Исследовав возражения Заказчика, Комиссия Еврейского УФАС России считает доводы Заказчика не состоятельными, поскольку в указанных возражениях приведены решения территориальных органов УФАС России, где рассматриваемыми объектами закупок являлись поставка товара, а не оказание медицинских услуг по проведению лабораторных исследований.
При этом имеется существенная разница при установлении требований к описанию объекта закупки при поставке товара и оказанию услуг, а именно при поставке товаров в торгах участвуют поставщики, приобретающие товар для покупателя, тем самым поставщики не ограничены в выборе контрагентов, у которых они могут приобретать товары для участия в торгах, а при оказании услуг выступают поставщики, которые самостоятельно оказывают услуги.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А :
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИЛАБ-ХАБАРОВСК" на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница" при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (извещение от 30.11.2015 N 037820000815000231), признать обоснованной. 2. Признать государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение "Детская областная больница" нарушившим требования ч. 1, 2 ст. 8, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 3. Выдать Единой комиссии государственного заказчика Областного государственного бюджетного учреждения "Детская областная больница" для исполнения предписание в целях устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенного при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (извещение от 30.11.2015 N 037820000815000231). 4. Выдавать государственному заказчику - Областному государственному бюджетному учреждению "Детская областная больница" для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенного при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических и коагулологических исследований на 2016 год (извещение от 30.11.2015 N 037820000815000231). 5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу по рассмотрению вопроса о наличии в действиях государственного заказчика - ОГБУЗ "Детская областная больница" нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". 6. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд ЕАО. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 25 декабря 2015 г. N К-33/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2015