Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 декабря 2016 г. N 22409/05-02(391Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик), представители по доверенности Баланцев С.А., Перфилов В.П.,
от заявителя - ИП Овсяникова А.П. (далее также - заявитель) - Овсяников А.П.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ИП Овсяникова А.П. на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000791) (далее - электронный аукцион, заказчик, уполномоченный орган) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Овсяникова А.П. на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000791).
В жалобе заявитель указывает на следующие несоответствия аукционной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000791) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
-в аукционной документации отсутствуют указания на положения ОСТа 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" и методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, которыми определяются основные понятия (техническое обслуживание, ремонт и т.д.) и требования к условиям оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра (в том числе и положения о том, что персонал медицинского учреждения должен быть обучен правилам технической эксплуатации медицинской техники и несет ответственность за соблюдение этих правил и служба технического обслуживания медицинской техники вправе отказаться от технического обслуживания изделия медицинской техники, эксплуатация которого осуществляется с нарушением требований эксплуатационной документации, норм и правил техники безопасности (пункты 3.9 и 7.2 данных рекомендаций соответственно). Данный довод в части отсутствия в аукционной документации указания на положения методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003 заявителем был исключен из жалобы до момента принятия Комиссией решения по жалобе, поскольку заказчиком до момента рассмотрения данной жалобы в аукционную документацию были внесены соответствующие изменения;
- заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки, в частности при определении понятия "текущий ремонт", используется неоднозначная, противоречивая терминология;
- заказчиком неправомерно в оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники включен в числе прочего капитальный (проведение сварочных и фрезерные работы) и средний (восстановление программного обеспечения и его обновление) ремонты, в то время как согласно методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденным Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, техническое обслуживание не включает в себя средний и капитальный ремонт;
- заказчиком неправомерно в техническое обслуживание медицинской техники включено осуществление самостоятельной закупки исполнителем необходимого количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг, а также стоимость таких материалов до 2 000 руб. (за 1 единицу оборудования), без которых оборудование не может выдавать заявленные характеристики, поскольку, по мнению заявителя, их оптимальная стоимость должна составлять 500 рублей;
- заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе на основании запроса о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" не внесены изменения в данную документацию;
- заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе даны разъяснения положений аукционной документации, относительно закупки в рамках технического обслуживания расходных материалов и запасных частей, изменяющие суть аукционной документации;
- заказчиком неправомерно в аукционную документацию включено дополнительное требование относительно необходимости проведения калибровки и юстировки лазерного оборудования в рамках технического обслуживания такого оборудования.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить указанные нарушения.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.12.2016 г. размещены изменения к ранее опубликованному извещению извещение N 0371200012816000791 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что в аукционной документации отсутствуют указания на положения ОСТа 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения", которыми определяются основные понятия (техническое обслуживание, ремонт и т.д.) и требования к условиям оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница".
Описание объекта закупки определено в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указаны условия технического обслуживания (ТО) оборудования, которые должны соответствовать:
- действующему законодательству, методическим указаниям;
- инструкциям по эксплуатации заводов - изготовителей;
- правилам эксплуатации электроустановок;
-правилам и инструкциям по охране труда для специалистов и рабочих, осуществляющих техническое обслуживание;
-действующим нормативно-техническим документам по вопросам эксплуатации и ремонту оборудования.
Иными словами, заказчиком в аукционной документации использовался, в том числе, способ изложения требований к техническому обслуживанию медицинского оборудования путем отсылочных норм к действующему законодательству, регулирующему сферу оказания услуг, являющихся предметом электронного аукциона, к которым относятся и методические рекомендации, и отраслевые стандарты, и другие правовые акты (ОСТ 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания" тоже относится к их числу).
Представители заказчика отметили, что при формировании и утверждении аукционной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" заказчик намеренно включил в ее содержание "общие" формулировки с целью исключения применения сторонами недействующих актов, которое имеет место быть при конкретизации последних, поскольку законодательство постоянно меняется.
В настоящее время, как отметил заявитель, и не отрицали представители заказчика в рамках заседания Комиссии, оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, в том числе и оборудования лазерного центра, основывается в частности на положениях ОСТа 42-21-9-80 "Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания.
Соответственно, включение заказчиком в аукционную документацию требований к техническому обслуживанию медицинского оборудования подобным образом не исключает обязанности заказчика и участника закупки, с которым по итогам проведения аукциона в электронной форме будет заключен контракт, применять и соблюдать положения ОСТа 42-21-9-80.
Кроме того, использование отсылочных норм при формировании документации об аукционе в электронной форме не запрещено ни положениями законодательства о контрактной системе, ни гражданским законодательством в целом.
Таким образом, поскольку заказчиком в аукционной документации установлены оспариваемые заявителем требования путем использования одного из распространенных видов связи актов - отсылочных норм, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в документации об аукционе в электронной форме при описании объекта закупки, в частности при определении понятия "текущий ремонт", используется неоднозначная, противоречивая терминология, Комиссия также пришла к выводу о его несостоятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определены требования к техническому обслуживанию оборудования, выраженные следующим образом:
"- текущий ремонт, не требующий разборки оборудования на узлы и блоки, не требующий регулировки и не затрагивающий узлы и блоки, не влияющие на метрологические характеристики, выполняется на месте эксплуатации оборудования и проводится по мере необходимости и включает в себя работы по восстановлению работоспособности оборудования путем замены или восстановления отдельных составных частей;
- демонтажные и монтажные работы, требующие разборки оборудования на узлы и блоки и т.п. при проведении ТО, текущем ремонте и диагностики осуществляет Исполнитель".
Иными словами, вышеприведенные процитированные положения аукционной документации определяют не понятие текущего ремонта, а исключительно требования к месту его проведения (на месте эксплуатации оборудования (в первом случае) или в любом месте, определенном исполнителем (во втором случае) в зависимости от того проводится ли разборка оборудования на узлы и блоки, регулировка, затрагивающая узлы и блоки и т.д.
Кроме того, как установлено выше, основные понятия, в том числе и текущий ремонт, определены заказчиком в аукционной документации путем отсылочных норм к положениям действующего законодательства, методических рекомендаций, требований и т.д.
В ходе рассмотрения жалобы не нашел подтверждения и довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно в оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) включен в числе прочего капитальный (проведение сварочных и фрезерные работы) и средний (восстановление программного обеспечения и его обновление) ремонты, в то время как согласно методическим рекомендациям "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденным Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003, техническое обслуживание не включает в себя средний и капитальный ремонт, в силу следующего.
ОСТом 42-21-9-80 определено, что основным назначением технического обслуживания является выявление и предупреждение отказов и неисправностей изделий путем своевременного выполнения работ, обеспечивающих их работоспособность в течение планового периода между очередными обслуживаниями.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" утверждено положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - Положение), включающее в себя перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - Перечень).
Данный перечень в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники содержит следующие виды работ и услуг:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Соответственно, действующим законодательством установлена необходимость лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, а также исчерпывающий перечень таких видов работ и услуг, который включает в себя в числе прочего ремонт медицинской техники, при этом законодатель не исключает из данного понятия средний и капитальный ремонт.
Следуя логике законодателя, представляется возможным определить, что техническое обслуживание охватывает все виды ремонта (без разграничения его по видам).
Ссылка заявителя на методические рекомендации, по мнению Комиссии Ярославского УФАС России, является несостоятельной, поскольку они носят рекомендательный характер.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по включению ремонта в состав технического обслуживания медицинской техники.
Довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно в техническое обслуживание медицинской техники (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) включено осуществление самостоятельной закупки исполнителем необходимого количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг, а также стоимость таких материалов до 2 000 руб. (за 1 единицу оборудования), без которых оборудование не может выдавать заявленные характеристики, поскольку, по мнению заявителя, их оптимальная стоимость должна составлять 500 рублей, Комиссия также полагает необоснованным в связи со следующим.
В приложении N 2 к методическим рекомендациям от 27.10.2003 N 293-22/233 "Техническое обслуживание медицинской техники", на которые ссылается заявитель в жалобе, определен перечень типовых регламентных работ по техническому обслуживанию медицинской техники. Так периодическое техническое обслуживание включает в себя в числе прочего заправку расходными материалами, специальными жидкостями и т.д.
Исходя из пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Во исполнение данного требования в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что исполнитель осуществляет самостоятельную закупку необходимого количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг до 2 000 руб. (за 1 единицу оборудования), без которых оборудование не может выдавать заявленные характеристики.
В процессе технического обслуживания Исполнитель предоставляет список запасных частей и расходных материалов, рекомендованных изготовителем медицинского оборудования для замены в период технического обслуживания на основании технической документации. Список согласовывается с Заказчиком и приобретается Заказчиком самостоятельно (свыше 2000 руб.).
Из буквального толкования вышеприведенных положений законодательства следует, что законодателем предусмотрено право заказчиков указывать в извещении и аукционной документации на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию, в том числе и медицинского оборудования, на необходимость исполнителя, осуществляющего техническое обслуживание медицинской техники, самостоятельно (за свой счет) закупать запасные части и расходные материалы, а также устанавливать цену таких запасных частей и расходных материалов к оборудованию.
Следовательно, положениями методических рекомендаций и законодательства о контрактной системе, не запрещается (напротив, допускается) возложение на исполнителя обязанности в рамках технического обслуживания медицинского оборудования закупать за свой счет расходные материалы и запасные части.
Представители заказчика отметили, что в настоящее время отсутствуют какие-либо стандарты, технические регламенты, иные документы и требования, определяющие предельно допустимую (возможную) цену запасных и расходных частей за единицу оборудования, которую заказчик вправе включать в стоимость услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, поэтому заказчик вправе установить такую стоимость самостоятельно, руководствуясь принципами разумности и справедливости.
Оснований не доверять пояснениям представителей заказчика у Комиссии не имеется. Кроме того, заявителем в свою очередь не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ИП Овсянниковым А.П., отсутствуют ссылки на положения нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при указании цены запасных и расходных частей, приобретаемых за счет исполнителя в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе на основании запроса о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" не внесены изменения в данную документацию, в силу следующего.
Согласно частям 3 и 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик предоставляет участникам аукциона разъяснения положений документации об электронном аукционе путем их размещения в единой информационной системе в ответ на запросы, поступившие Заказчику в период с 30.11.2016 по 12.12.2016 (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса).
Исходя из части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Соответственно, законодательством контрактной системе заказчику предоставлено право, не обязанность, вносить изменения в аукционную документацию, в том числе на основании поступающих запросов от потенциальных участников закупки о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что 04 декабря 2016 года участником закупки был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации через оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк АСТ" (далее - оператор).
Руководствуясь требованиями законодательства о контрактной системе (часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик) и положениями аукционной документации (пункт 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона") заказчик обязан в течение двух дней с момента получения от оператора запроса разместить в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации.
Соответственно, заказчик должен был разместить в единой информационной системе соответствующие разъяснения положений аукционной документации на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000791) на запрос о даче разъяснений от 04 декабря 2016 года: либо 05 декабря 2016года, либо 06 декабря 2016 года.
На заседании Комиссии установлено, что 05 декабря 2016 года ответ на указанный выше запрос размещен заказчиком в единой информационной системе с соблюдением двухдневного срока, определенного законодательством о контрактной системе для размещения разъяснений положений аукционной документации.
Таким образом, поскольку при поступлении от участника закупки запроса о разъяснении положений аукционной документации у заказчика не возникает обязанности вносить изменения в аукционную документацию, рассматриваемый довод заявителя несостоятелен.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе даны разъяснения положений аукционной документации, относительно закупки в рамках технического обслуживания расходных материалов и запасных частей, изменяющие суть аукционной документации, Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Запрос на разъяснения положений аукционной документации, направленный ИП Овсяниковым А.П. состоял из пяти пунктов, содержащих просьбу дать разъяснения или внести изменения в описание объекта закупки, одним из которых (под номером N5) был следующий:
"Исполнитель осуществляет самостоятельную закупку необходимо количества запасных частей и расходных материалов для проведения оказываемых услуг до 2000 руб.
Срок по устранению неисправности либо выявлению причин и объема необходимого ремонта, а также замены запасных частей и расходных материалов (до 2000 руб.) составляет 5 календарных дней с момента получения заявки от заказчика.
Потому как значительная часть запасных частей 2000 рублей используется как среднего и капитального ремонта.
Прошу дать разъяснения: полагаю, в работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту не входят. И ряд расходных материалов, такие как быстро изнашиваемые и (ограниченным сроком работы), такие как лампы и батареи к техническому обслуживанию не относятся. И заказчиком приобретаются по текущей потребности. (Например, изменения: запасные части и расходные материалы до 500 рублей)".
Из буквального толкования вышеприведенного запроса следует, что потенциальным участником закупки в последнем процитированы положения раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме, а затем сформулировано существо запроса, выраженное в виде просьбы участника закупки внести изменения в данную аукционную документацию путем указания стоимости расходных материалов и запасных частей, закупаемых в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, являющегося предметом закупки, исключительно до 500 рублей, поскольку закупка расходных материалов и запасных частей стоимостью до 2000 рублей не может быть включена, по мнению участника закупки, в оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.
Заказчик в установленный законодательством о контрактной системе срок (05 декабря 2016 года) разместил на электронной торговой площадке соответствующие разъяснения положений аукционной документации на оказание услуг по техническому обслуживанию лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000791), в том числе в части указанного выше запроса следующего содержания:
"Необходимость замены расходных материалов определяется по результатам контроля технического состояния оборудования. В целях сокращения времени приведения оборудования в работоспособное состояние расходные материалы (лампы, батарейки и др.) включены в стоимость работ по техническому обслуживанию. В результате проведения мониторинга наиболее часто выходящих из строй запасных частей сумма на 2017 год определена в размере 2000 рублей".
Из анализа вышеуказанного ответа на запрос о разъяснении положений аукционной документации следует, что заказчик как и в аукционной документации указывает в ответе на запрос на необходимость в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра исполнителю самостоятельно (за свой счет) закупать запасные части и расходные материалы стоимостью до 2000 рублей и устанавливать их.
Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в данном ответе заказчика на запрос о разъяснении аукционной документации изменений (искажений) положений аукционной документации, в связи с чем полагает довод заявителя об обратном несостоятельным.
Несостоятельным является довод заявителя о том, что заказчик неправомерно в аукционную документацию включил дополнительное требование относительно необходимости проведения исполнителем калибровки и юстировки лазерного оборудования в рамках технического обслуживания данного оборудования, в рамках рассмотрения которого Комиссия установила следующее.
Приложением N1 к ОСТу 42-21-9-80 определен типовой перечень операций основных видов контроля технического состояния и типовой перечень работ по техническому обслуживанию изделий, которые в числе прочего включают в себя измерительный контроль основных технических характеристик изделия с регистрацией результатов, другие контрольные операции, обусловленные спецификой изделия, указанные в эксплуатационной документации и полную комплексную настройку и регулировку изделий соответственно.
На заседании Комиссии заявитель отметил, что калибровка и юстировка представляют собой действия, направленные на настройку, регулировку оборудования.
Таким образом, включение заказчиком в состав услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра проведение калибровки и юстировки лазерного оборудования (раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) не противоречит требованиям ОСТу 42-21-9-80, которым, как отмечает заявитель в жалобе, необходимо непосредственно руководствоваться при оказании услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ИП Овсяникова А.П. на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования лазерного центра для ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (извещение N 0371200012816000791) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 декабря 2016 г. N 22409/05-02(391Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2016