Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 сентября 2015 г. N 128-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, поступившей от ЧРО ОПОРА РОССИИ (далее - Заявитель), провела внеплановую проверку действий Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Заказчик), конкурсной комиссии при проведении открытых конкурсов на проведение государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Челябинской области (извещение N 0169200001215000002), государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Челябинской области (извещение N 0169200001214000022), государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Челябинской области (извещение N 0169200001214000029), в присутствии:
представителя Челябинского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", действующего на основании доверенности от 03.08.2015 N 2;
представителей Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, действующих на основании доверенностей от 04.08.2015 N 1/182, от 05.08.2015 NN 1/180, 1/181, от 15.07.2015 N 1/165, от 23.03.2015 N 1/81;
в отсутствие представителей ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ООО "Е-Эйдж", Главного контрольного управления Челябинской области (далее - ГКУ Челябинской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области) надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России после объявленного 05.08.2015 перерыва,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.07.2015 поступило обращение представителя ЧРО ОПОРА РОССИИ.
На основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в указанном обращении, антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчику, Заявителю и заинтересованным лицам направлено уведомление о проведении внеплановой проверки (исх. N 10937/09 от 09.07.2015).
В заседаниях Комиссии Челябинского УФАС России объявлялись перерывы с целью установления обстоятельств, необходимых для полного, объективного и всестороннего проведения внеплановой проверки, что подтверждается определениями о перерывах от 16.07.2015, 05.08.2015.
Согласно материалам дела, Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области объявило о проведении открытого конкурса на проведение государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Челябинской области (извещение N 0169200001215000002) (далее - Конкурс N 1) путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 29.01.2015 извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта по Конкурсу N 1 - 19 996 803 рубля 41 копейка.
Контракт N 79 от 24.03.2015 по результатам Конкурса N 1 заключен с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на сумму 7 899 852 рубля.
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области объявило о проведении открытого конкурса на проведение государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Челябинской области (извещение N 0169200001214000022) (далее - Конкурс N 2) путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 30.05.2014 извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта по Конкурсу N 2 - 1 490 000,00 рублей.
Контракт N 109 от 14.07.2014 по результатам Конкурса N 2 заключен с ООО "Е-Эйдж" на сумму 575 295 рублей 29 копеек.
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области объявило о проведении открытого конкурса на проведение государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Челябинской области (извещение N 0169200001214000029) (далее - Конкурс N 3) путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 30.05.2014 извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта по Конкурсу N 3-7 470 000,00 рублей.
Контракт N 110 от 14.07.2014 по результатам Конкурса N 3 заключен с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на сумму 1 947 574 рубля 23 копейки.
Обращение ЧРО ОПОРА РОССИИ содержало следующие доводы:
1) Заказчиком в нарушение Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 15.02.2007 N 39, в конкурсной документации по Конкурсу (извещение N 0169200001215000002) установлено требование о проведении государственной кадастровой оценки на дату формирования перечня объектов недвижимости - 01.10.2014, а не на 01 января года проведения работ.
2) Заказчик в нарушение статьи 59 Закона о контрактной системе, Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р, отнес закупаемые услуги к коду ОКПД 74.13.11.000 и провел открытые конкурсы, тогда как услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе предусмотрены ОКПД 71.31.15 и закупка таких услуг должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
3)Заказчиком в конкурсной документации по Конкурсу (извещение N 0169200001215000002) не включено в описание объекта закупки требование размещении проекта отчета к фонде данных государственной кадастровой оценки для принесения замечаний на такой проект, а также неправомерно установлено требование о согласовании Исполнителем с комиссиями муниципальных образований результатов работ по государственной кадастровой оценке и передаче Заказчику протоколов таких заседаний.
4) Заказчиком в конкурсной документации (извещение N 0169200001215000002) неправомерно установлено требование о том, что Исполнитель для построения модели оценки обязан использовать методологии двух из подходов к оценке, тогда как в соответствии с ФСО N 4 выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован.
5) Заказчиком в конкурсной документации (извещение N 0169200001215000002) определен исчерпывающий перечень сведений, которые Исполнитель вправе использовать при осуществлении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, что не соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития России от 15.02.2007 N 39.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы обращения поддержал в полном объеме, пояснил, что нарушения законодательства о контрактной системе, совершенные при проведении рассматриваемых конкурсов, привели к невозможности профессиональных оценщиков принять участие в указанных закупках.
Представители Заказчика, члены конкурсной комиссии с доводами, изложенными в обращении, не согласились, представили письменные возражения (исх. N 10-06-18/2000 от 16.07.2015, 1/10219 от 16.07.2015, 1/11079 от 03.08.2015), а также пояснили, что Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области исполняет функции заказчика работ по государственной кадастровой оценке земель с 2012 года.
Дата 01.10.2014 является датой формирования перечня объектов оценки, что соответствует требованиям ФСО N 4.
Заказчик осуществлял проведение конкурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке).
По мнению Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития России от 15.02.2007 N 39, определяли порядок проведения государственной кадастровой оценки земель Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами и не обязательны для применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24.14 Закона об оценке для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2015 N 740-р позиция, определенная кодом 70, дополнена словами "кроме кода 70.31.15".
На момент проведения закупок, по мнению Заказчика, не был определен единообразный подход к определению способа осуществления закупок на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель.
В связи с тем, что в соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе самостоятельно выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области выбран код "Услуги по изучению конъюнктуры рынка", включающего в себя анализ состояния рынка, изучение позиций конкурентов и поведение потребителей, использование научных работ, статистических данных, экономических моделей, так как согласно ФСО N 2 под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная массовым методом.
Заказчик полагает, что установленное в конкурсных документациях обязательство оценщика получить протоколы заседаний комиссий муниципальных образований по рассмотрению результатов оценки кадастровой стоимости не нарушает норм действующего законодательства.
Установление в конкурсных документациях обязанности оценщика осуществить оценку с использованием методологии двух подходов направлено на обеспечение качества работ и не нарушают права и интересу участников закупки.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на заседании Комиссии Челябинского УФАС России (до объявления перерыва 05.08.2015) выразил мнение относительно неправомерности установления Заказчиком требования об использовании участниками закупки методологии двух подходов к оценке, а также отсутствия в действующем законодательстве об оценочной деятельности обязанности оценщиков использовать мнение Комиссий муниципальных образований Челябинской области при составлении отчета и представления протоколов таких Комиссий Заказчику услуг по оценке (письменные пояснения исх. N 18937 от 04.08.2015).
Члены Регионального совета по оценочной деятельности в Челябинской области до объявления 05.08.2015 перерыва в заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что действия Заказчика по установлению в конкурсной документации критериев оценки заявок по количеству договоров (контрактов) по кадастровой оценке объектов недвижимости в объеме не менее 1 000 000 объектов и оценщиков, необходимости согласования отчета в Комиссиями муниципальных образований, использованию методологии двух подходов к оценке, создают препятствия для участия в Конкурсе и предоставляют необоснованные преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Представители ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в заседаниях Комиссии Челябинского УФАС России участия не принимали, представили письменное мнение по доводам Заявителя (исх. N 0101-04/2/808 от 14.07.2015), содержание которого соответствует пояснениям Заказчика.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Часть 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - РП РФ N 2019-р).
Согласно установочной части настоящего решения объектами закупок по Конкурсам N 1,2,3 является проведение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Челябинской области.
Конкурсы N 1,2,3 объявлены Заказчиком 29.01.2015, 30.05.2014 соответственно.
При анализе нарушений законодательства о контрактной системе, допущенных Заказчиком при выборе способа осуществления закупки, необходимо руководствоваться редакций РП РФ N 2019-р от 01.01.2014 (действовавшей до 24.04.2015).
В соответствии с извещениями о проведении Конкурсов N 1,2,3 Заказчиком при осуществлении закупок объекты закупок отнесены к ОКПД 74.13.11.000 "Услуги по изучению конъюнктуры рынка".
Под конъюнктурой рынка понимается экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Эта группировка включает: анализ состояния рынка, изучение позиций конкурентов и поведения потребителей; использование научных работ, статистических данных, эконометрических моделей, результатов обследований и т.д.
ОКПД 74.13.11.000 не включен в РП РФ N 2019-р, что предполагает возможность Заказчика провести открытый конкурс или электронный аукцион.
РП РФ N 2019-р (до внесения изменений от 24.04.2015) включало в себя ОКПД 70.31.15.000 "Услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе".
Эта группировка включает оценку жилых и нежилых зданий и земельных участков, а также свободных земельных участков для жилой и нежилой застройки.
Из содержания конкурсных документаций, требований Закона об оценке, федеральных стандартов оценки, мнения членов Регионального совета по оценочной деятельности в Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, писем Федеральной служба государственной регистрации, кадастра и картографии (исх. N 15-исх/06846-мс/15 от 14.05.2015), антимонопольный орган приходит к выводу, что услуги, необходимые Заказчику и являющиеся объектами рассматриваемых Конкурсов N 1,2,3 относятся к ОКПД 70.31.15.000 "Услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе".
Следовательно, Заказчик в нарушение части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, РП РФ N 2019-р неправомерно осуществил закупки услуг путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона.
Доводы Заказчика об исключении вида деятельности, включенного в ОКПД 70.31.15.000 из РП РФ N 2019-р, и правомерности выбора способа осуществления закупки, не принимаются антимонопольным органом во внимание, поскольку извещения о проведении Конкурсов N 1,2,3 размещены Заказчиком до 24.04.2015, следовательно, Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области обязано было проводить электронные аукционы.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано правило описания объекта закупки, согласно которому описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Извещениями о проведении Конкурсов N 1,2,3 и пунктами 7,8,9 Информационных карт конкурсных документаций установлены объекты закупок:
1) проведение государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Челябинской области в соответствии с Техническим заданием (раздел IV конкурсной документации) (по Конкурсу N 1);
2) проведение государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Челябинской области в соответствии с Техническим заданием (раздел IV конкурсной документации) (по Конкурсу N 2);
3) проведение государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Челябинской области в соответствии с Техническим заданием (раздел IV конкурсной документации) (по Конкурсу N 3).
2.1. Пунктами 5.9 (по Конкурсам N 1,2), 5.10 (по Конкурсу N 1) Технических заданий конкурсных документаций регламентировано, что "результаты работ по государственной кадастровой оценке _ на территории Челябинской области рассматриваются Комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены оцениваемые земельные участки.
Для согласования комиссиями муниципальных образований актуализированных результатов государственной кадастровой оценки земель _ на территории Челябинской области результаты оценки направляются Подрядчиком".
Пунктом 6.1 Технических заданий конкурсных документаций определен перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми должны выполняться работы по определению кадастровой стоимости земельных участков на территории Челябинской области.
Из пункта 7.1 Технического задания конкурсной документации следует, что результатом работ является не только отчет оценщика, но и протоколы заседаний комиссий муниципальных образований Челябинской области о согласовании результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Челябинской области (передаются Государственному заказчику в 1 экз. на бумажных носителях и электронном носителе).
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральными стандартами оценки и иными нормативными правовыми актами, регулирующими оценочную деятельность не предусмотрена обязанность оценщика проводить согласование с Комиссиями муниципальных образований результатов работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, получать протоколы указанных Комиссий.
Доводы представителей Заказчика о том, что все муниципальные образования Челябинской области предупреждены о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости и необходимости рассмотрения и согласования результатов оценки, не принимаются антимонопольным органом во внимание, поскольку документально не подтверждены, а также противоречат требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективного характера, содержит требования к работам по кадастровой оценке земель, не предусмотренные законодательством об оценочной деятельности, и может привести к ограничению количества участников закупки.
2.2. Согласно пункту 5.5.3 Технических заданий конкурсных документаций для построения модели оценки должны быть использованы методологии двух из подходов к оценке: затратного, сравнительного, доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из вида и назначения земельных участков, а также достаточности и достоверности рыночной информации.
Пунктом 9 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, предусмотрено, что выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован.
Таким образом, установление Заказчиком требования о применения оценщиком методологии двух из подходов к оценке противоречит требованиям ФСО N 4, ограничивает право оценщика на самостоятельный выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 10 ПП РФ N 1085 определено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытых конкурсах предусмотрены Заказчиком в Приложении N 2 к Информационным картам конкурсных документаций.
Так, согласно указанному приложению, Заказчик установлены два критерия оценки заявок на участие в Конкурсах: Цена контракта - 60%, Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у него материальных ресурсов - 40%.
По конкурсу N 1 по критерию "Квалификация участников конкурса" Заказчиком установлены следующие показатели, раскрывающие указанный критерий оценки заявок:
"Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (наличие в штате участника конкурса специалистов, являющихся оценщиками, человек).
Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе в совокупности следующих копий документов:
1. Документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;
2. Документ о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
3. Договор обязательного страхования ответственности оценщика;
4. Трудовая книжка оценщика;
5. Трудовой договор, подтверждающий трудовые отношения оценщика с участником конкурса на постоянной основе.
Наличие опыта работы участника конкурса, (Объем выполненных участником конкурса работ по государственной кадастровой оценке за последние десять лет, по количеству объектов не менее 900 000 объектов оценки в одном контракте (договоре).
Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе в совокупности следующих копий документов:
1. Государственный контракт (договор) на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (земельных участков, объектов капительного строительства);
2. Акты сдачи-приемки выполненных работ по государственным контрактам на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (земельных участков, объектов капительного строительства).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работ: копиями исполненных в период с 01 января 2005 года по дату подачи заявки государственных контрактов (договоров) на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в количестве не менее 900000 в одном контракте, со всеми приложениями и копиями актов приемки оказанных услуг (выполненных работ), подписанных со стороны Исполнителя и Заказчика".
По конкурсу N 2 по критерию ""Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлены следующие показатели, раскрывающие указанный критерий оценки заявок:
"Показатель 1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ".
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 штатных специалистов, являющихся оценщиками, имеющих опыт оценочных работ не менее 5 лет.
Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе в совокупности следующих копий документов:
1. Документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;
2. Документ о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
3. Договор обязательного страхования ответственности оценщика;
4. Трудовая книжка оценщика;
5. Трудовой договор, подтверждающий трудовые отношения оценщика с участником конкурса.
Показатель 2 "Наличие опыта работы участника конкурса, связанного (сопоставимого) с предметом контракта".
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 (пяти) исполненных государственных контрактов (договоров) на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (земельных участков), с количеством объектов оценки не менее 3000 в одном государственном контракте.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работ: копиями исполненных в период с 01 января 2009 года по дату подачи заявки государственных контрактов (договоров) на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (земельных участков), без нарушения установленных сроков выполнения работ, со всеми приложениями и копиями актов приемки оказанных услуг (выполненных работ), подписанных со стороны Исполнителя и Заказчика".
По конкурсу N 3 по критерию ""Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлены следующие показатели, раскрывающие указанный критерий оценки заявок:
"Показатель 1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ".
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 12 штатных специалистов, являющихся оценщиками, имеющих опыт оценочных работ не менее 5 лет.
Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе в совокупности следующих копий документов:
1. Документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;
2. Документ о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
3. Договор обязательного страхования ответственности оценщика;
4. Трудовая книжка оценщика;
5. Трудовой договор, подтверждающий трудовые отношения оценщика с участником конкурса.
Показатель 2 "Наличие опыта работы участника конкурса, связанного (сопоставимого) с предметом контракта".
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 (пяти) исполненных государственных контрактов (договоров) на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, с количеством объектов оценки не менее 80000 в одном государственном контракте.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работ: копиями исполненных в период с 01 января 2009 года по дату подачи заявки государственных контрактов (договоров) на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, без нарушения установленных сроков выполнения работ, со всеми приложениями и копиями актов приемки оказанных услуг (выполненных работ), подписанных со стороны Исполнителя и Заказчика".
3.1. В нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 ПП РФ N 1085 Заказчиком в порядке оценки заявок на участие в Конкурсах N 1,3 неправомерно установлена возможность представления контрактов (договоров) по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства (объектов недвижимости в целом (как земельных участков, так и объектов капитального строительства), поскольку указанный объект недвижимости не входит в объекты рассматриваемых Конкурсов.
3.2. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, что соотносится с целями Закона о контрактной системе, а именно обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В связи с тем, что открытый конкурс является одним из способов осуществления закупок, что прямо предусмотрено статьей 24 Закона о контрактной системе, антимонопольные требования, установленные статьей 17 Закона о защите конкуренции, распространяются на указанные правоотношения.
Таким образом, заказчик при формировании и утверждении конкурсной документации, в том числе при установлении порядка оценки таких заявок должен руководствоваться не только положениями Закона о контрактной системе, ПП РФ N 1085, но и антимонопольными требованиями к торгам, не создавая преимущественных условий одному или нескольким участникам Конкурса.
Основной целью участия хозяйствующих субъектов в торгах является признание их победителями торгов и заключение по их итогам контрактов.
Согласно сведениям международного рейтингового агентства "Эксперт РА", размещенным на сайте http://www.raexpert.ru, наибольшее количество оценщиков среди организаций, принявших участие в осуществлении опроса, имеют ЗАО "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" (г. Москва) (60 оценщиков), ООО "Консалтинговая Группа ЛАИР" (г. Санкт-Петербург) (59 оценщиков), ООО "АФК-Аудит" (52 оценщика), в иных 104 организациях количество оценщиков менее 50.
Как установлено в решении Челябинского УФАС России от 05.08.2015 N 135-ВП/2015 ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" имеет 144 оценщика.
Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 1 от 26.02.2015 ООО "Группа комплексных решений" представлены сведения о 12 сотрудниках, ЗАО "Эксперт-Оценка" - 16 сотрудников, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" - 141 сотруднике, ООО "Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству" - о 15 сотрудниках.
Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 2 от 20.06.2014 ООО "Е-Эйдж" представило сведения о 3 сотрудниках, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" - 14 сотрудниках, ООО "Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству" - 5 сотрудниках.
В протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 3 от 20.06.2014 ООО "Е-Эйдж" представило сведения о 3 сотрудниках, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" - 14 сотрудниках, ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" - 10 сотрудниках, ООО "Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству" - 5 сотрудниках.
Таким образом, из указанных данных следует, что установленный Заказчиком показатель "Обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами (наличие в штате участника конкурса квалифицированных работников)" критерия Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у него материальных ресурсов и порядок оценки заявок по указанному показателю в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции создает ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" преимущественные условия участия в Конкурсе.
Следует отметить, что из условий порядка оценки заявок по указанному показателю, предусмотренному по Конкурсу N 1, следует, что оценке будет подлежать только количество, а не квалификация указанных оценщиков (например, трудовой стаж), что не будет подтверждать представление лучших условий исполнения контракта (количество оценщиков не свидетельствует об их квалификации и качестве выполняемых ими работ).
4. Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
При проведении рассматриваемых конкурсов предложения участников закупок оценивались на основании критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, содержащихся в Приложении N 2 к Информационным картам конкурсных документаций (описание критериев и показателей изложено в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения).
Исходя из установленных Заказчиком критериев оценки заявок на участие в Конкурсах лучшее условие исполнения контракта определялось с учетом цены контракта, количества в штате участника конкурса квалифицированных работников, контрактов (договоров), подтверждающих опыт работы участника конкурса с соблюдением условий по объему выполненных участником конкурса работ по государственной кадастровой оценке за определенные года и по количеству объектов оценки.
Из аудиозаписей вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах N 1,2,3 и протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах N 1,2,3 от 20.06.2014, 26.02.2015 следует, что единой (конкурсной) комиссией не оглашались и не нашли своего отражения условия исполнения контракта, предложенные участниками закупки, а именно:
- наличие оценщиков в штате участников закупки и имеющихся на них документах об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности; о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; обязательном страховании ответственности оценщика; трудовых книжках оценщиков; трудовых договорах, подтверждающих трудовые отношения оценщика с участником конкурса на постоянной основе;
- сведения о контрактах (договорах), подтверждающих опыт работы участника конкурса и их условиях: объем выполненных участником конкурса работ по государственной кадастровой оценке за определенные года, количеству объектов.
Таким образом, единой (конкурсной) комиссией нарушена часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
5. Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Пунктами 13.5.6 (по Конкурсу N 1), 13.5.5 (по Конкурсам N 2,3) конкурсных документаций установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.06.2014 NПРО1 (по Конкурсу N 3) заявки ООО "Е-Эйдж" и ООО "МОК-Центр" признаны соответствующими требованиями конкурсной документации.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.06.2014 NПРО1 (по Конкурсу N 2) заявка ООО "Е-Эйдж" признана соответствующей требованиям конкурсной документации, а указанный участник Победителем Конкурса.
Решением конкурсной (единой) комиссии, отраженным в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 05.03.2015 NПРО1 (по Конкурсу N 1), заявка ЗАО "Эксперт - Оценка" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев указанные заявки, требования конкурсных документаций к документу, подтверждающему обеспечение заявки на участие в Конкурсе, протоколы в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 05.03.2015 NПРО1 (по Конкурсу N 1), рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.06.2014 NПРО1 (по Конкурсу N 2), рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.06.2014 NПРО1 (по Конкурсу N 3), приходит к выводу о нарушении конкурсной (единой) комиссией части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе выразившееся в неправомерном допуске к участию в Конкурсам N 1,2,3 ООО "Е-Эйдж", ООО "МОК-Центр" и ЗАО "Эксперт - Оценка".
Указанный вывод антимонопольного органа подтверждается следующим.
По Конкурсу N 1 ЗАО "Эксперт - Оценка" в составе заявки на участие в Конкурсе представило платежное поручение N 111 от 20.02.2015 на сумму 999 840 рублей (электронный платеж), распечатанное из системы Банк-Клиент и заверенное не филиалом ОАО "УРАЛСИБ" в г. Уфа, а печатью самого участника закупки.
По Конкурсу N 2 ООО "Е-Эйдж" в составе заявки на участие в Конкурсе представило платежное поручение N 117 от 17.06.2014 (электронный платеж) на сумму 74500 рублей, не заверенное ОАО "Альфа-Банк" г. Москва.
По Конкурсу N 3 ООО "Е-Эйдж" в составе заявки на участие в Конкурсе представило платежное поручение N 117 от 17.06.2014 (электронный платеж) на сумму 373500 рублей, не заверенное ОАО "Альфа-Банк" г. Москва, а ООО "МОК-Центр" платежное поручение N 000198 от 17.06.2014 (электронный платеж) на сумму 373 500 рублей, не заверенное ОАО "Альфа-Банк" г. Москва.
Все платежные поручения сформированы посредством функционала системы Банк-Клиент, оригиналы данных поручений, подписанные электронными подписями сотрудников банков и участников закупки, содержатся в самой системе и при выводе на бумажный носитель становятся копией и требуют заверения банком в соответствии с положениями пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы Заявителя обращения не нашли своего подтверждения в ходе проведения внеплановой проверки.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителями, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 2 статьи 59, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пунктов 1,9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать в действиях конкурсной (единой) комиссии нарушение части 6 статьи 52, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, единой (конкурсной) комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением контрактов по результатам конкурсов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 сентября 2015 г. N 128-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2015