Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 13 октября 2015 г. N А418-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Файвер" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания, Заказчик)при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации(электронный аукцион N0310200000315001317) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06 октября 2015года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Файвер" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления РСО-Алания и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего закона. Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливал в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), Заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть, указаны в составе заявке на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства оконтрактной системе,а именно повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за. результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок). Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности Заказчика, не выходить за рамки стандартных требований лля: таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары. Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров. "Требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам товаров., используемых для выполнения закупаемых работ" установлены Заказчиком в файле "T3.docx".
Содержание требований к товарам, установленным заказчиком, позволяет сделать вывод о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, в части их соответствия стандартам, объективного характера, исключения ограничения количества участников закупки. Так, например, в указанном файле документации содержатся требования к "асфальтобетонной смеси" (п.36 стр.20-21). Часть установленных требований действительно предусмотрены распространяющимся на данный товар (асфальтобетонная смесь) "ГОСТ 9128-2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (введен в действие Приказом Госстандарта от 17.12.2013 N2309-ст).
Вместе с тем, одновременно с требованиями к асфальтобетонной смеси заказчик предъявляет требования к материалам, которые используются при ее изготовлении, а именно: песок, минеральный порошок, битум и так далее.
При этом ГОСТ 9128-2013 не предъявляет подобных, указанных в Аукционной документации требований к данным материалам. Таким образом, такие характеристики используемых материалов, не характеризуют асфальтобетонную смесь, подлежащую использованию при выполнении работ (аналогичным образом требования установлены по многим материалам, например - различные виды бетонов, растворы и тому подобное). Следовательно, требование таких сведений не предусмотрено ст.66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, такие требования, ограничивают круг участников закупки в связи с тем, что Закон о контрактной системе, в части требований, предъявляемых при проведении электронных аукционов, не возлагает на их участников обязанность являться производителями тех материалов, которые используются при выполнении работ. Следовательно, участник закупки вправе приобрести такие товары у хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь могут являться как их производителями, так и перепродавцами. Согласно п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать, покупателю ее принадлежности, атакже относящиеся к ней документы (техническийпаспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и тому подобное), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно п.6.9 ГОСТ 9128-2013 на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение данного стандарта и результаты испытаний, в том числе наименование изготовителя; номер и дату выдачи документа; наименование и адрес потребителя; вид, тип и марку смеси; массу смеси; срок хранения холодной смеси; водостойкость для горячих смесей; слеживаемость для холодных смесей; водонасьпцение; водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей; пределы прочности при сжатии при 20 °С до прогрева и после прогрева - для холодных смесей, при 50 °С и 0 °С - для горячих смесей; остаточную пористость и пористость минеральной части; сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге; трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин; удельную эффективную активность естественных радионуклидов. При отгрузке смеси потребителю каждый автомобиль сопровождают транспортной документацией, в которой указывают: наименование предприятия-изготовителя; адрес и наименование потребителя; дату и время изготовления; температуру отгружаемой смеси; тип и количество смеси. Таким образом, приведенные положения позволяют сделать вывод, о том, что сопроводительные документы на такой товар как "асфальтобетонная смесь" не содержат информацию о характеристиках материалов, использованных при его изготовлении.
В качестве подтверждения вышеуказанной информации, следует привести уже указанный выше п.36 файла "T3.docx", где Заказчик установил требование об указании таких показателей битума, являющегося сырьем для данного товара, как - марку битума по ГОСТ 22245-90 и конкретный показатель глубины проникания иглы при 25°С; - глубины проникания иглы при 0°С; - температуру хрупкости применяемого битума; - температуру размягчения по кольцу и шару; - индекс пенетрации; - температуру вспышки; - изменение температуры размягчения после прогрева; - растяжимость при 25°С и при 0°С. В соответствии с ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 года N 191) глубина проникания иглы определяется по ГОСТ 11501-78 по результатам испытаний.
Таким образом, применительно кприведенному товару конкретные значения показателей "глубина проникания иглы при 25°С" и "глубина проникания иглы при 0°С" возможно указать только по результатам испытаний готовой продукции. Следовательно, исполнить требования Закона о контрактной системе в части указания конкретных значений применительно к данным показателям способен только участник, имеющий этот товар в наличии. Вместе с тем, Закон о контрактной системе не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе. Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил Заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. Вместе с тем, содержание требований к товарам, перечисленных в файле "ТЗ.doсх" указывает на возможность исполнения данных требований участником закупки по указанию конкретных показателей товаров только при наличии у него относящихся к ним документов (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и тому подобное), которые могут быть получены только после приобретения товара,что позволяет сделать вывод о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, в части их соответствия стандартам, объективного характера, исключения ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении, которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки: аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе. Также требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителемнеобходимого товара. Закон о контрактной системе не возлагает на участниковзакупки обязанностьприобретать товары, необходимые при выполнении работ, доподачи заявки на участиев аукционе. Подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Действительно, Заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного права не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм Закона о контрактной системе, а именно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
Примером несоответствия требований к показателям используемых товаров, указанных заказчиком в описании требований качественных (и иных характеристик) к используемым товарам (материалам) в Аукционной документации может служить следующее:
- п.2 "Поковки" установлены показатели, не предусмотренные действующим ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия", а именно: Предел текучести s0,2 Мпа (кгс/мм2) 215-640. Временное сопротивление sB (кгс/мм2) до 930. Относительное удлинениеd5,% Не более 28. Ударная вязкость, KCU, Дж/мм2104(кгс хм/см2) менее 64;
- п.13 "Трубы стальные электросварные": использован непредусмотренный действующими ГОСТ показатель предельного отклонения (+_);
- п.17 "Эмаль ХВ785" использован непредусмотренный действующими ГОСТ показатель предельных отклонений температуры показателей "Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0+0,5)оС" и "Время высыхания при температуре (20+2)оС" (только со знаком "+");
- П.56 "Протектор магниевый ПМ-10У" надписи на изображении чертежа не читаемы.
Согласно ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе, предусматривающей, что информация о товаре, указанная в заявке участника включается в проект контракта при его заключении, характеристики товаров, указанные в заявке участника аукциона, включаются в состав рабочей документации. Следовательно, для использования какого-либо товара при выполнении работ подрядчик обязан подтвердить документально его соответствие сведениям ранее указанным в заявке на участие в аукционе. Учитывая, что часть сведений, подлежащих указанию в заявке, касающаяся материалов, из которых изготавливается товар, не указывается в документах о качестве товар, данное требование приведет к отказу лиц, добросовестно планирующих исполнять условия контракта, к отказу от намерений участвовать в аукционе на право заключения такого контракта. Кроме того, такое требование предоставляет заказчику неограниченные возможности отказа в принятии работ с использованием товаров, в отношении которых не подтверждено соответствие материалов, используемых при их изготовлении, сведениям заявки на участие в аукционе.
Учитывая количество страниц в файле "ТЗ.doсх", зрительную похожестьобозначений, при их противоположном значении, отсутствие как таковой инструкциипо подготовке заявки,указанные необоснованные требования, не влияющие на качество конечного результата, могут ввести участников закушен в заблуждение при заполнениизаявки на участие в аукционе, что приведет к отклонению заявок таких участников, и ограничит их количество.Таким образом, разработанная заказчиком техническая часть документации (файл "T3.docx"), при отсутствии со стороны Заказчика обоснования необходимости ее изложения именно в таком виде, направлена не на достижение ее основной цели - разъяснения порядка заполнения заявки, а на ограничение количества участников закупки, что в свою очередь нарушает п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что описание объекта закупки является необъективным, носитпротиворечивый характер, относительно определения предмета закупки, и как следствие нарушает ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Утверждение документации, содержащей указанное описание объекта закупки нарушает ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.3 ст.41 Законао контрактной системе,в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указываеттребования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с требованиями п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе участник закупки не должен являться офшорной компанией.
П.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системевведен Федеральным законом от 13.07.2015года N227-ФЗ. Согласно ст.2 227-ФЗ, он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. Федеральный закон 227-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru. - 13.07.2015года. Согласно ст.6 Федерального закона от 14.06.1994года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральные конституционные законы, (федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской федерации по истечении десяти дней после дня их опубликования, если самими законами нее установлен другой порядок вступления в силу. Следовательно Федеральный закон 227-ФЗ вступил в силу - 13.08.2015года.
На основании изложенного, требования к участникам закупки, установленные Заказчиком в извещении о проведении конкурса, не соответствуют ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, действовавшей на момент размещения на официальном сайте документации 22.09.2015года.
В соответствии с ч.3ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка осуществляется строительный контроль (ч.1 ст.53 ГрК РФ).
Названными нормами права определено, что работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства должны выполняться в соответствии с проектной документацией, при их выполнении должны использоваться материалы, оборудование, указанные в проектной документации, а их результат должен соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, в нарушение ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе, проектно-сметная документация в полном объеме не размещена на официальном сайте wvw.zakupki.gov.ru.
В объяснении по существу жалобы Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания указало, что при описании объекта закупки должны соблюдаться правила, предусмотренные ст.33 Закона о контрактной системе. Однако данной нормой детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару. При этом согласно ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установление требований к материалам, из которых изготавливается асфальтобетонная смесь, является правом заказчика и не может ограничивать количество участников закупки.
В ГОСТе 8479-70 "ПОКОВКИ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОЙ УГЛЕРОДИСТОЙ И ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ" определены показатели предела текучести, временного сопротивления, относительного удлинения и ударной вязкости.
В ГОСТе 10704-91 "ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСВАРНЫЕ ПРЯМОШОВНЫЕ" содержатся показатели предельного отклонения.
В ГОСТе 7313-75 "ЭМАЛИ ХВ-785 И ЛАК ХВ-784" содержатся показатели "условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20+2)С" и "время высыхания при температуре (20+2)С".
В п.56 Технического задания "Протектор магниевый ПМ-10У" при увеличении электронного формата документа все изображения и надписи читаемы.
Извещение о закупке, размещенное 22.09.2015 на официальном сайте, соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, с учетом изменений ФЗ-227 от 13.07.2015 года, то есть с учетом требования об ограничении участия в закупке оффшорных компаний.
Извещение о закупке в части требований к участникам содержит отсылку к части 5 Аукционной документации в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе. В свою очередь, в части 5 Аукционной документации содержится указание на то, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не предусматривает обязательность размещения проектно-сметной документации. Кроме того, все необходимые требования к объекту строительства, в том числе к его техническим и качественным характеристикам, были указаны в техническом задании документации, включая характеристики используемых материалов.
Кроме того, для ознакомления были доступны локальные сметные расчеты. Указанные локальные сметные расчеты в совокупности с другими разделами документации исключают возможность произвольного, не основанного на положениях Закона о контрактной системе, рассмотрения заявки участника торгов, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов последнего.
Таким образом, необходимость в дополнительном размещении проектной документации отсутствует.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном ПостановлениемПравительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 годаN55 УправлениеРСО-Алания, как уполномоченный орган получило заявку от государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания на выполнение работ по реконструкции водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ, согласно техническому заданию и проектно-сметной документации.
В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 25.12.2009 года N365 "О внесении изменений в постановлениеПравительства РСО-Алания от 19 марта 2007года N55 "Вопросы агентства РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд" заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены.
Часть 6 Аукционной документации "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" устанавливает требования к содержанию информации и документов, в первых и вторых частях заявок, а также инструкцию по заполнению заявки.
Определение участника закупки, которое дается в Законе о контрактной системе и устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, а именно:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупкиюридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую' или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией.
Кроме того, пункт 22 Информационной карты Аукционной документации "Требования предъявляемые к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" содержит информацию относительнотребований, предъявляемых к участникам закупки, а также ссылку на часть 5 Аукционной документации.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 22 сентября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N0310200000315001317 о проведении электронного аукционана выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации(далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 21 сентября 2015 годауполномоченным специалистом Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Аукционная документация).
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2. Согласно пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения и требования к такому обеспечению.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.1 проекта контракт, приложенного к Аукционной документации установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств подрядчика, подрядчик представляет государственному заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. В случае предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, согласно пункту 1.3 проекта контракта, срок выполнения работ: начало - дата подписания контракта, окончание - декабрь 2015 года, а согласно пункту 12.1 проекта контракта, срок действия контракта устанавливается с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств в полном объеме.
Кроме того, пунктом 3.3. проекта контракта установлено, что окончательный расчет за выполненные работы осуществляется путем перечисления денежных средств в течении 6 месяцев после подписания итогового акта приемки выполненных работ, акта сдачи-приемки поставленного оборудования, счета и (или) счета-фактуры.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
То есть, указанная в проекте контракта формулировка окончания срока выполнения работ по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как не содержит требований к сроку действия банковской гарантии.
Действия должностного лица Министерства строительства, энергетики и КЖХ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.
3. Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием Аукционной документации установлено, что работы должны быть выполнены с учетом требований СНиП и ГОСТов.
Из пункта 36 Технического задания Аукционной документации следует, что при выполнении работ должны использоваться, помимо прочего, асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка I, тип А, требования к характеристикам материалов, входящих в состав которых приведены ниже в том же пункте.
Так же пунктом 36 Технического задания Аукционной документации установлено, что асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.
Разделом 2 "Нормативные ссылки" ГОСТа 9128-2013 указаны ГОСТы на которые имеются нормативные ссылки в ГОСТе 9128-2013.
Из анализа указанного ГОСТа и требований к характеристикам материалов установленных в п.36 Технического задания Аукционной документации следует, что требования к характеристикам материалов, входящих в состав асфальтобетонных смесей дорожных, аэродромных и асфальтобетона установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТами, указанными в разделе 2 "Нормативные ссылки" ГОСТа 9128-2013.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть. 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что одним из правил, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки является использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, требования к характеристикам материалов, входящих в состав асфальтобетонных смесей дорожных, аэродромных и асфальтобетона, установленных Заказчиком в п.36 Технического задания Аукционной документации не противоречат требованиям ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку необходимы для определения соответствия указанных товаров установленным Заказчиком требованиям.
Аналогичная ситуация и с пунктами 2, 13, 17, 56 Технического задания Аукционной документации, на которые ссылается Заявитель в своей жалобе.
4. Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Данная норма была введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 227-ФЗ) и согласно ч.1 ст.2 227-ФЗ вступила в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, то есть 13.08.2015 года.
Частью 5 Аукционной документации, прикрепленной к Извещению о проведении Аукциона, размещенному 22 сентября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, установлены требования предъявляемые к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации из п.п.8 п.5.1. которых следует, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционная документация не соответствует ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, является не обоснованным.
5. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе анализа Извещения о проведении Аукциона размещенного на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, а так же Аукционной документации установлено, что к Извещению о проведению Аукциона прикреплены Аукционная документация, включающая в себя, помимо прочего, Техническое задание с описанием товаров, необходимых к использованию в ходе выполнения работ, с указанием качественных характеристик, а так же показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и указанием на ГОСТы.
Так же, Извещение о проведению Аукциона содержит сводный сметный расчет и локальные сметные расчеты.
Таким образом, довод заявителя о том, что Аукционная документация в нарушение Закона о контрактной системе размещена не в полном объеме является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Файвер" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланияпри осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водовода по Московскому шоссе г.Владикавказ", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации(электронный аукцион N0310200000315001317).
2. Признать в действияхуполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия -Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланиянарушениеп.11 ч.1 ст.64, п.8 ст.42, ч.5 ст.63 и п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на итоги проведения Аукциона, Управлению Республики Северная Осетия -Алания по проведению закупок для государственных нужд и Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланияпредписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА418-10/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лицУправления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд и Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 7 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения о приостановлении определения поставщика, контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 13 октября 2015 г. N А418-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2015