Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 ноября 2015 г. N 473/15
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее- Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
Буянкиной Н.Е. - ВрИО заместителя руководителя управления,
членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - ВрИО начальника отдела контроля закупок,
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "СибРСК": не явились, уведомлены;
от заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края": Дедюхиной А.С.;
от уполномоченного учреждения: КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Жихаревой Е.Ю.;
рассмотрев жалобу ООО "СибРСК" на положения документации Заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" при проведении электронного аукциона N 0817200000315006900 "Ремонт производственных баз", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.10.2015 г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "СибРСК" (далее- Заявитель, Общество, ООО "СибРСК" на положения документации Заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0817200000315006900 "Ремонт производственных баз".
Заявитель полагает, что документация Заказчика содержит нарушения Закона о контрактной системе, указывая на следующее:
1) Заказчиком не учтены нормы статьи 37 Закона о контрактной системе; 2) Заказчик неверно обосновал начальную (максимальную) цену контракта (далее-НМЦК); 3) сметная документация размещена на официальном сайте не в полном объеме; 4) Заказчиком не установлен допуск СРО на работы по подготовке проектной документации и СРО на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту; 5) в "Ведомости объемов работ", указаны работы, относящиеся к реконструкции. Заявитель указывает, что помимо смет необходим еще и проект выполнения этих работ. Таким образом, Заказчик неверно указал наименование объекта закупки, не разместив проектную документацию в отношении объема и стоимости работ; 6), 7), 8) требования пунктов 2.5, 3.4.19, 3.4.21 проекта контракта нарушают законодательство Российской Федерации; 9) Заказчиком незаконно установлена форма КС-11; 10) пункт 12.4 проекта контракта противоречит требованиям законодательства и документации; 11) в приложении 2 к государственному контракту "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ", установлены документы на работы, которые не будут выполняться в соответствии с ведомостью работ и сметной документацией; 12) в описании объекта закупки Заказчик требует указать точные значения параметров для тех характеристик товаров, нормой для которых является диапазонное значение по ГОСТ. Данные показатели так же являются диапазоном на сайтах производителей. Заявитель полагает, что для получения конкретных показателей, необходимо приобретать товар на данный объект, получать паспорта на эту продукцию и вписывать данные по паспортам в заявку, что подразумевает искусственное ограничение количества участников; 13) требование показателя пункта 5 "площадь сечения головки гвоздя" технического задания, является излишним; 14) в пунктах 16 и 44 "Проволока" отсутствует чертеж; 15) в пунктах 52 и 48 "Пиломатериалы обрезные" требование по указанию параметра "физический объем пиломатериала", отсутствующего в ГОСТах, является избыточным; 16) Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, предлагая ему поставить бортовой камень, который нельзя производить из тяжелого бетона по ГОСТ 6665-91; 17) пунктом 17 технического задания предусмотрены характеристики профлиста, которые, по мнению Заявителя, ведут к ограничению количества участников закупки, поскольку российские производители профлист, с указанными Заказчиком характеристиками, не производят; 18) требование к пункту 43 технического задания "Герметик" является избыточным.
На основании изложенного Заявитель просит: приостановить определение поставщика, провести проверку, признать положения аукционной документации незаконными, обязать заказчика внести соответствующие изменения.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения пояснили, что считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с п. 3.33 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией был объявлен перерыв в заседании до 15 час. 00 мин. 09.11.2015 г.
09.11.2015 г. заседание Комиссии продолжилось.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
1) частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 9 извещения о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) (далее- НМЦК) цена контракта составляет 35 457 162,00 руб.
Пунктом 20 извещения и пунктом 18 информационной карты документации определено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 10,00% от НМЦК.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта обеспечение исполнения контракта предоставляется Заказчику до заключения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 3 545 716,2 рублей (10% НМЦК).
Законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика об установлении в проекте контракта норм статьи 37 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не подлежит удовлетворению.
2) в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, у УФАС по Алтайскому краю отсутствуют полномочия на осуществление контроля в отношении обоснования НМЦК.
Довод Заявителя не подлежит удовлетворению.
3), 4), 5) согласно объяснениям представителя Заказчика, предметом контракта являются работы по текущему ремонту на данный объект, осуществление которого не требует разработки проектной документации в полном объеме.
Комиссия, не согласившись с позицией Заказчика, считает, что довод жалобы обоснован в силу нижеследующего:
предметом контракта является "Ремонт производственных баз".
Вместе с тем, согласно ведомости на ремонт гаража для автотракторной техники на территории филиала "Красногорский" ГУП ДХ АК "Юго-Восточное ДСУ" включены такие виды работ, как: разборка кирпичной кладки, демонтаж кровли, монтаж новой кровли и др.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а так же замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, такие работы, как демонтаж кровли, монтаж новой кровли являются работами по капительному ремонту объекта капитального строительства. Указанное обстоятельство прямо отражено в разделе VI Перечня работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
Частями 2-3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитально строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее- работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 2 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4,5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. При этом, часть 17 статьи 51 Кодекса, помимо перечисленных пунктов, содержит пункт 4.1, согласно которому выдача разращения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, при выполнении работ по капитальному ремонту лицо, осуществляющее строительство обязано иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к соответствующим видам работ независимо от того, требуется ли разрешение на осуществление капитального ремонта.
Пунктом 33 Перечня предусмотрены работы по организации строительства, реконструкции и капительного ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, лицо, осуществляющее строительство обязано иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, выполняет ли такое лицо работы своими силами или с привлечением субподрядных организаций.
6), 7), 8), 9) согласно частям 7,8 статьи 112 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных и размещенных в единой информационной системе в соответствии с частью 11 статьи 34 настоящего Федерального закона и обеспечивающих осуществление закупок конкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатываться соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации размещаются в региональной информационной системе в сфере закупок субъектов Российской Федерации. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Алтайского края от 24.06.2014 N 290 утвержден порядок разработки типовых контрактов, типовые условия контрактов для обеспечения нужд Алтайского края (далее- Порядок).
Согласно пунктам 1,2 указанного Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края, разрабатываются Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края с последующим размещением в автоматизированной информационной системе "Портал государственных закупок Алтайского края".
Типовые контракты, типовые условия контрактов обязательны к применению органами исполнительной власти Алтайского края, государственными казенными бюджетными учреждениями Алтайского края до утверждения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно- правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов и размещения их в единой информационной системе.
Во исполнение указанных норм Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края на сайте http://www.gzalt.ru, размещены типовые контракты на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг.
Заказчиком проект контракта составлен с учетом имеющихся официальных типовых контрактов на выполнение работ.
Доводы жалобы о нарушении пунктов 2.5, 5.5 не подлежат удовлетворению
Кроме того, требование Заказчика об осуществлении деятельности на объекте только в нерабочее либо рабочее время, а так же требование об обеспечении представителей Заказчика спецодеждой, не нарушают положений Закона о контрактной системе.
10) в проекте контракта отсутствуют какие-либо нормы обязывающие Подрядчика осуществлять принудительное страхование своих обязательств. Однако, это не исключает возможности Подрядчика осуществить добровольное страхование своих рисков по контракту. Установленная Заказчиком норма указывает лишь на то, что в случае, если Подрядчик осуществил добровольное страхование своих рисков и причинил ущерб объекту, он не может отказать в возмещении данного ущерба ссылаясь на отказ страховщика в выплате ему страхового возмещения из-за неверно предоставленных им сведений Страховщику.
Данная норма не нарушает ни положений Закона о контрактной системе, ни положений гражданского законодательства, ни прав и интересов Подрядчика. Она включена в проект контракта для защиты интересов Заказчика, как уточняющее условие возмещения Подрядчиком убытков, причиненных объекту ремонта.
Довод Заявителя не подлежит удовлетворению.
11) довод жалобы о том, что Заказчиком в Приложении 2 к Государственному контракту "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ", установлены документы на работы, которые не будут выполняться в соответствии с ведомостью работ и сметной документацией, в то же время, перечень является обязательным, подлежит удовлетворению.
Так, например, в перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, включены такие работы, как устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай) ВСН 165-85 (Минтрансстрой). Приказ Минтрансстоя СССР от 14.08.1985 N243 ВСН от 14.08.1985 N165-85 и др.
Согласно объяснениям представителя Заказчика, установление общего перечня нормативных документов аналогично указанию о необходимости соответствия выполняемых работ действующим нормам законодательства РФ, оно подразумевает под собой необходимость соблюдения только тех норм законодательства, которые имеют непосредственное отношение к предмету закупки.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, пункты технического задания, которые не имеют отношения к проводимому электронному аукциону, подлежат исключению.
12), 13), 14) 15),16),17),18) пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании установлено: "товары, используемые для выполнения работ, должны быть новыми, не бывшими в употреблении, соответствовать действующим ТУ, СП, ГОСТам, в том числе: ГОСТ Р 54350-2011, ГОСТ Р 54808-2011, ГОСТ Р 14254-96, ГОСТ Р 54993-2012". Кроме того, в отношении каждого вида товара, указан исчерпывающий перечень государственных стандартов, которым они должны соответствовать.
Таким образом, Заказчик установил требования к товару в полном соответствии с требованиями государственного стандарта.
Подводя итог вышеизложенному, Комиссия полагает, что действия Заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе по пунктам 3), 4), 5), 11) решения, и считает возможным аннулировать электронный аукцион.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СибРСК" частично обоснованной;
2. Признать действия Заказчика- КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края", выразившиеся в нарушении пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. Выдать КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края", КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
Н.Е. Буянкина |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 ноября 2015 г. N 473/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2015