Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 ноября 2015 г. N 1389
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Электроклуб" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Красноярский институт сельского хозяйства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций на выполнение работ по ремонту сушилки напольной Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Электроклуб" на действия заказчика при проведении аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика Попов И.В. (доверенность от 11.11.2015).
ООО "Электроклуб", уведомленное надлежащим образом явку представителей на рассмотрение жалобы не обеспечило.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Электроклуб" содержит следующие доводы:
1. "_подрядчику необходимо будет производить работы в помещении, оборудованном пожарно-охранной сигнализацией. Однако в ведомости объемов работ - Приложение N 1 к документации N 4-15, работы по демонтажу и последующему монтажу не предусмотрены. Однако, учитывая тот факт, что работы, проводимые на объекте, не возможно будет провести, не затронув пожарно-охранную сигнализацию, следовательно, необходимо будет произвести ее демонтаж, и впоследствии монтаж. Однако, в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, указанные виды работ подлежат лицензированию и требуют определенных навыков и умений.
Следовательно, организатором закупки должно быть установлено требование о наличие у участника закупки лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности") или о наличие п. 33.* Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство, в допуске СРО.
Однако аукционная документация не содержит ссылку на лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а лишь на п. 33.3 в допуске СРО, что уже само собой ограничивает возможность некоторым участникам принять участи в аукционе. Указанные действия организатора закупки нарушают положения 44-ФЗ.
2. В приложении N 3 Перечень действующих государственных стандартов документации об аукционе в электронной форме N 4-15 организатор закупки указывает применение при выполнении работ 95 ГОСТов, таким образом, требования ГОСТов, указанных заказчиком в документации, становятся для победителей обязательными. Однако более 60% из указанных ГОСТов к выполняемым видам работ и применяемым материалом никакого отношения не имеют. Также, наличие в документации ГОСТов, определяющих один вид материалов, не позволяют участнику закупки определить, какой именно материал применять. Так, например, трубы стальные:
ГОСТ 10704-91 Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент (с Изменением N 1). ГОСТ от 15 ноября 1991 года N10704-91;
ГОСТ 10705-80 Трубы стальные электросварные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). ГОСТ от 25 декабря 1980 года N10705-80;
ГОСТ 20295-85 Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3). ГОСТ от 25 ноября 1985 года N20295-85;
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6). ГОСТ от 11 сентября 1975 года N3262-75;
ГОСТ 8639-82 Трубы стальные квадратные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2, 3, 4). ГОСТ от 14 апреля 1982 года N8639-82;
ГОСТ 8645-68 Трубы стальные прямоугольные. Сортамент (с Изменениями N 1-4). ГОСТ от 25 апреля 1968 года N8645-68;
ГОСТ 8731-74 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические требования (с Изменениями N 2-6). ГОСТ от 19 ноября 1974 года N8731-74;
ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2). ГОСТ от 22 марта 1978 года N8732-78;
ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2, 3). ГОСТ от 13 октября 1975 года N8734-75;
Следовательно, если необходимо применять трубы стальные, то они должны соответствовать всем ГОСТам, или одному из них, любому?! Такая ситуация касается и других материалов.
В какой ситуации организатор закупки видит применение ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р от 11 октября 1993 года N50597-93 к указанному выше аукциону?!
Указанные действия организатора закупки направлены на то, чтобы запутать участников закупки при формировании заявки части первой.
3. В приложении Проект документации N 4-15 в проекте контракта указано:
4.5. Расчеты по контракту осуществляются в безналичном порядке платежными поручениями в течение 7 календарных дней на основании предъявленных Подрядчиком актов о приемке выполнен-ных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счетов-фактур. Обязательство заказчика по оплате считается исполненным в момент зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка Подрядчика.
6.2. После завершения выполнения работ, предусмотренных контрактом, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте завершения выполнения работ и направляет в адрес Заказчика акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счета, счета-фактуры в 2 (двух) экземплярах, а также комплект документации (копии сертификатов соответствия на устройства, оборудование, комплектующие, расходные материалы, копии государственных таможенных деклараций (при установке оборудования и использовании материалов импортного производства), используемые Подрядчиком при оказании работ, и иные необходимые документы).
Как мы видим, сроки оплаты и возникновение обязательства по оплате поставлено организатором закупки в зависимость от предоставления счет-фактуры, счета.
Положения проекта контракта об оплате составлены таким образом, что непредставление Подрядчиком счета (счета-фактуры), даже при наличии подписанного документа о приемке работ освобождает Заказчика от обязанности по оплате выполненных работ.
Однако 44-ФЗ связывает возникновение обязательства по оплате только лишь с датой подписания документа о приемке.
Следовательно, действия организатора закупки нарушают требования ст. 64 44-ФЗ, а также права и законные интересы участников закупки.
4. В составе аукционной документации отсутствует инструкция к первой части заявки.
Необходимость включения в состав документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует из п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
Организатором закупки в аукционной документации в требованиях, предъявляемых к используемому товару, используются слова и знаки "от", "до", "-", "+/-", "_", "/", "в пределах", "~", "_", "*", ";", ",", применение и значение которых отсутствует".
Из письменных пояснений Заказчика следует, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части пунктам 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пункт 1 аукционной документации ("Краткое изложение условий контракта, а также требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика") содержит следующие положения: "При выполнении работ должны использоваться материалы, оборудование, комплектующие, изделия, имеющие сертификаты или паспорта качества изготовителя.
Во время проведения работ должны быть обеспечены необходимые противопожарные мероприятия, мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды.
Качество выполняемых работ (Приложение 1) и применяемых материалов (Приложение 2) должны соответствовать СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"; СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" и другим действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам обязательным к применению, а также указанных в Приложении 3.
При нарушении в ходе выполнения работ пожарно-охранной сигнализации, существующей на объекте, ее восстановление производится за счет средств Подрядчика".
Проведя анализ аукционной документации, исходя из перечня работ, предусмотренных Приложением N1 документации об электронном аукционе, Комиссия делает вывод о том, что проводимые на объекте Заказчика работы не затрагивают пожарно-охранную сигнализацию и соответственно не предусматривают её демонтаж и монтаж. При этом заказчиком включено условие о необходимости восстановления пожарно-охранной сигнализации при ее возможном повреждении подрядчиком.
Таким образом, потребность в наличии в аукционной документации требования о соответствующей лицензии отсутствует.
Требования к применяемым материалам при проведении работ установлены в Приложении 2 документации.
Приложение N 3 аукционной документации содержит перечень действующих государственных стандартов
Комиссия делает вывод о необходимости руководствоваться перечнем государственных стандартов, указанных в Приложении N 3 аукционной документации при отсутствии таких стандартов в Приложении N2.
Таким образом, Комиссия делает вывод о допустимости включения вышеуказанной информации в положения аукционной документации.
Комиссией при рассмотрении проекта контракта установлено наличие в проекте контракта сведений о порядке сдачи и принятия результатов работ сторонами, а также срокаи оплаты.
В соответствии с пунктами 6.2, 6.3 проекта контракта после завершения выполнения работ, предусмотренных контрактом, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте завершения выполнения работ и направляет в адрес Заказчика акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счета, счета-фактуры в 2 (двух) экземплярах, а также комплект документации (копии сертификатов соответствия на устройства, оборудование, комплектующие, расходные материалы, копии государственных таможенных деклараций (при установке оборудования и использовании материалов импортного производства), используемые Подрядчиком при оказании работ, и иные необходимые документы).
Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в п. 6.2 контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по контракту на предмет соответствия их объема и качества требованиям, изложенным в контракте.
Таким образом, приемка объекта, а следовательно и подписание акта о приемки выполненных работ и других документов осуществляется после получения полного комплекта документов указанных в пункте 6.2. контракта. Следовательно, у Заказчика отсутствуют основания для отказа от оплаты выполненных работ.
Комиссией установлено, наличие в составе документации требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкции по заполнению заявки, а также сведений о месте и порядке подачи заявок участников закупки (раздел 7 документации об электронном аукционе).
При указанных обстоятельствах права и законные интересы ООО "Электроклуб" действиями заказчика не нарушены. Комиссия делает вывод об отсутствии в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при определении подрядчика.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение: признать жалобу ООО "Электроклуб" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 ноября 2015 г. N 1389
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2015