Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 ноября 2015 г. N 07-24-16026/15
Комиссия Московского областного УФАС Россиипо контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителейФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в форме военного образовательного учреждения высшего профессионального образования - _ (по доверенности), _ (по доверенности), _ (по доверенности);ООО "МТ Капитал"-_ (по доверенности),_ (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "МТ Капитал" (далее - Заявитель)на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в форме военного образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса: "Создание учебно-тренажерного комплекса для подготовки должностных лиц ЦУКС МЧС России к работе с АИУС РСЧС-2030" (извещение N 0348100039415000087на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органапри проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В рамках объекта закупки неправомерно объединены работы и товар, подлежащий закупке по аукциону.
2. Установленный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Не установлены требования к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
4. Сроки приемки работ не соответствуют сроку оплаты по контракту.
ПредставителиЗаказчика с доводами Заявителя несогласилисьи сообщили, что при осуществлениизакупкиЗаказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При рассмотрениидоводов жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурсаразмещено на Официальном сайте- 22.10.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 873 600,00 руб.;
3) дата и время окончания подачи заявок- 12.11.2015 11:00;
4) дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников- 12.11.2015 11:00;
5) на участие в закупке подана1заявка;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе- 16.11.2015;
7) единственная заявка, поданная на участие в Конкурсе Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Зарница" с предложением цены контракта - 13 550 000,00 руб. признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системеЗаказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Перечень).
Согласно техническому заданию Конкурсной документации закупаемой работой является создание учебно-тренажёрного комплекса для подготовки должностных лиц ЦУКС МЧС России по работе с АИУС РСЧС-2030 (далее - УТК АИУС РСЧС-2030) в рамках которой решаются следующие задачи:
разработка проектной и эксплуатационной документации на УТК АИУС РСЧС-2030 и входящие в него элементы;
разработкаспециального программного обеспечения (далее - СПО) учебно-тренажёрного комплекса (далее - УТК);
проведение поставки, монтажа, пуско-наладки оборудования рабочих мест (учебного класса кафедры "Оперативного управления функционированием РСЧС и ГО") и серверного оборудования УТК;
проведение обучения преподавательского состава и обслуживающего персонала приёмам работы в среде УТК с применением СПО;
проведение приёмо-сдаточные испытания УТК АИУС РСЧС-2030;
введение в эксплуатацию УТК АИУС РСЧС-2030.
Заказчиком в установленный Конкурсной документацией список поставляемого оборудования включено, в том числе, следующее: ПЭВМ - моноблок, персональный компьютер (системный блок), проектор, кодек, камера, микрофон, пульт дистанционного управления, набор кабелей, блок питания.
Указанное в технической части Конкурсной документации оборудование относится к кодам 30 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) "Оборудование офисное и техника вычислительная" и 32 по ОКПД "Компоненты электронные; аппаратура для радио, телевидения и связи", включенным в Перечень.
ВКонкурсной документации Заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики оборудования, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого оборудования установленным заказчиком требованиям. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Заказчиком не представлено документов свидетельствующих о невозможности разделения выполнения работ предусмотренных Конкурсной документацией и поставки оборудования на отдельные закупки.
Учитывая, что в рамках исполнения государственного контракта по Конкурсу предусмотрено обязательство исполнителя по поставке оборудования, входящего в Перечень, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержатькритерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее - Правила).
На основании пункта 1 Правил они определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (НЦБ1)" установлен показатель "Качество оказываемых услуг (С1)" и следующий порядок оценки:
"Оценивается на основании информации, указанной в заявке на участие в открытом конкурсе, "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержащее подробную информацию о методах, технологиях выполнения работ в соответствии с условиями Технического задания, а также предложения Участника по выполнению работ с превышением.
Максимальное количество набранных баллов - 100 балов.
- Предложение о качестве работ представлено и носит общий характер - 1 балл
- Глубина проработки представленного Предложения о качестве работ позволяет сделать заключение о возможности его успешного выполнения, содержит сведения о способах (методике) выполнения требований, указанных в Техническом задании, наличие информации, документов, материалов, подтверждающих сведения по данному показателю - 30 баллов
- Глубина проработки представленного Предложения о качестве работ позволяет сделать заключение о возможности его успешного выполнения, носит детальный характер, существенно расширяет требования, указанные в Техническом задании, наличие информации, документов, материалов, подтверждающих сведения по данному показателю - 100 баллов
Оценка заявки происходит по формуле: НЦБ1i=C1i*КЗ,где:
НЦБ1i - процент, присуждаемый i-ой заявке,
С1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю 2.1 определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по показателю".
Установленный Заказчиком порядок оценки по данному показателю не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией Заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю, а также инструкции по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению, а также какие документыи материалы подлежат представлениюучастниками закупки для оценки комиссией Заказчика по осуществлению закупок.
По критерию "Квалификация участников закупки" вКонкурсной документации установлен показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" и следующий предмет оценки по нему:"Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника квалифицированных специалистов, прошедших обучение (либо профессиональную подготовку/переподготовку, повышение квалификации) в области предмета закупки".
При этом, Конкурсная документация не раскрывает содержание, определяющее сопоставимость квалификации и предмета закупки.
Также по критерию Квалификация участников закупки" в Конкурсной документации установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" и следующий порядок оценки по нему: "Лучшим условием по данному показателю является наибольшее значение представленного объема оказанных услуг сопоставимого характера (выраженный в рублях), подтвержденного копиями Государственных контрактов с Актами выполненных работ. Комиссия оценивает опыт участника путем изучения данных, представленных в Заявке участника заказа (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений). В целях оценки заявок по Показателю 2 комиссией будут приниматься в расчет сведения о наличие выполненных работ с подобной тематикой за последние 4 года с ценой договора не менее 5 000 000 рублей:
У участника открытого конкурса отсутствуют договора отвечающие таким требованиям - 0 баллов;
У участника открытого конкурса в наличии есть договора отвечающие таким требованиям в количестве 10 штук - 20 баллов;
У участника открытого конкурса в наличии есть договора отвечающие таким требованиям в количестве 20 штук - 50 баллов;
У участника открытого конкурса в наличии есть договора отвечающие таким требованиям в количестве 25 штук - 80 баллов;
У участника открытого конкурса в наличии есть договора отвечающие таким требованиям в количестве 30 штук и более - 100 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по Показателю 2 (НБЦi), определяется по формуле:НЦБi=КЗ*100*(Кi/Кmax),где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В случае отсутствия по Показателю 2 опыта выполнения работ для государственных организаций, имеющих разветвленную территориальную структуру, по схожим тематикам для i-ой заявки, такой заявке значению Показателя 2 присваивается равной 0 (ноль)".
Установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не позволяет сделать вывод, каким образом будут присваиваться баллы: по формуле или по шкале. Кроме того, Конкурсная документация не раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Следовательно, установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки не позволяет выявить лучшее из предложенных условий исполнения контракта, а также не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение для участия в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 24 информационной карты Конкурсной документации Заказчик установил "Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде: Безотзывной банковской гарантии выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на шесть месяцев".
При этом, в пункте 7.8 проекта контракта Конкурсной документации указано "В случае, если обеспечение исполнения Договора осуществляется в форме банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Договора не менее чем на один месяц".
Следовательно,утвержденная Заказчиком Конкурсная документация не содержит однозначно установленных условий обеспечения исполнения контракта в части срока действия банковской гарантии.
Таким образом,Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 25 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
В пункте 1.3 проекта контракта Конкурсной документации Заказчик установил "Срок оказания Услуг определяется Техническим заданием (Приложение N1)". При этом Приложение N 1 к проекту контракта Конкурсной документации содержит следующее указание: "Техническое задание. (Формируется на основании Части V "Техническая часть" настоящей аукционной документации и предложений Участника аукциона, с которым заключается Договор)".
В технической части Конкурсной документации срок оказания услуг установлен до 15.12.2015.
В пункте 4.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено "После оказания всех Услуг Исполнитель не позднее 10 (Десяти) календарных дней представляет Заказчику уведомление, отчеты и иные документы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1)".
При этом впункте 4.2 проекта контракта Конкурсной документации Заказчик установил "Для приемки оказанных Услуг Заказчиком создается приемочная комиссия, которая в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты предоставления Исполнителем уведомления, указанного в пункте 4.1 Договора обязана с участием уполномоченного Исполнителя проверить качество и соответствие оказанных Услуг требованиям Договора".
Пункт 3.2 проекта контракта Конкурсной документации содержит следующие условия оплаты: "Расчет между Заказчиком и Исполнителем производится после оказания всех Услуг, предусмотренных Договором, и утверждения Заказчиком Акта приемки оказанных Услуг, после выставления Исполнителем счета, счета-фактуры, оформленных в соответствии с утвержденным Заказчиком Актом приемки оказанных Услуг до 25 декабря 2015 года".
На заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения сторонами обязательств по приемки оказанных услуг и их оплате в сроки, установленные в проекте контракта Конкурсной документации.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе писание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Техническим заданием Конкурсной документации предусмотрена подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий, предусмотренных учебными планами дисциплин (учебными программами повышения квалификации, программами профессиональной подготовки).
Вместе с тем, учебные планы дисциплин не размещены в составе Конкурсной документации.
Также предусмотрена разработка проектной и эксплуатационной документации на УТК АИУС РСЧС-2030 и входящие в него элементы.
При этом Конкурсная документация не содержит требования к проектной и эксплуатационной документации.
Кроме того в технической части документации об Аукционе установлено: "В результате работы должны быть разработаны следующие документы: технорабочий проект "Учебно-тренажёрный комплекс АИУС РСЧС-2030" (структура и содержание согласовывается на этапе разработки)".
Следовательно, Конкурсная документация не позволяет определить установленные заказчиком требования к закупаемым товарам, работам.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МТ Капитал" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 1, 9 и11 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 07-24-16026/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцевс даты принятия.
(499) 500-15-26
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 ноября 2015 г. N 07-24-16026/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015