Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 октября 2015 г. N 2-57-9589/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ": А.В. Лысенко,
ООО "Ригель": К.М. Косенкова, М.Н. Чеснакова,
рассмотрев жалобу ООО "Ригель" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений 1-го и 2-го этажа ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ" (Закупка N0373200559115000058) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/43010 от 26.10.2015, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам и установления неправомерных положений в Инструкции по заполнению первой части заявки:
- "Блоки дверные" - двери - должны быть рассчитаны на эксплуатацию в отапливаемых помещениях в диапазоне температур шире +10...+30°С;
- "Извещатель пожарный" - предназначен - для круглосуточной и непрерывной работы с ППК, обеспечивающими напряжение питания в шлейфе в диапазоне шире 10_25 В.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "значение должно быть в диапазоне", участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель, соответствующий требуемому диапазону значений; используемое обозначение "_" следует читать как диапазон значений, включающий граничные значения, которое должно указываться участником в виде диапазона значений.
- "Листы гипсокартонные" - вид листа - влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени; влагостойкие; с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени; обычные; вид листа по области применения ГКЛ; ГКЛВ, ГКЛВО; ГКЛО. Вместе с тем, согласно ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия": В зависимости от свойств и области применения листы подразделяют на следующие виды: обычные (ГКЛ); влагостойкие (ГКЛВ); с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛО); влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛВО).
- "Поковки строительные" - поковки строительные категории прочности - КП 440 (45); КП 215 (22); КП 275 (28); КП 345 (35); КП 490(50); КП 590 (60); КП 685 (70); диаметр (толщина) поковки сплошного сечения - "до 100", "св. 100 до 300"; "св. 300 до 500", "св. 500 до 800"; минимальное относительное сужение - 32; 48; 40; 35; 38; 53; 30; 45; 33; 42. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 8479-70 "Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия". Согласно требованиям по позиции "Поковки строительные" параметру "диаметр (толщина) поковки сплошного сечения - "до 100" соответствует тип КП 275 (28), имеющий минимальное относительное сужение равное 40. Таким образом, значения параметра "минимальное относительное сужение" равное 30 и 32 и 33 и 35 и 38 заведомо не представляется возможным.
Кроме того, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае перечисления значений характеристик через точку с запятой, участник размещения заказа должен указать единственное значение; в случае перечисления значений характеристик через запятую, участник должен предоставить сведения по товару, соответствующему каждому перечисленному значению. Если перечисление значений требуемого параметра производится как через знак ";", так и через знак ",", то Участник должен указать по одному значению, среди значений, разделенных знаком (знаками) ",".
- "Муфта" - материал корпуса - полипропилен блок сополимер; полипропилен рандом сополимер; коэффициент запаса прочности - 1,25.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету электронного аукциона; знак ";" является аналогом союза "или".
Вместе с тем, в соответствии с положениями ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов" коэффициент запаса прочности 1,25 соответствует следующим материалам: РЕ-Х (ПЭ-С) - сшитый полиэтилен; РВ (ПБ) - полибутен; PE-RT (ПЭ-ПТ) - полиэтилен повышенной термостойкости.
Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе по позициям "Блоки дверные", "Извещатель пожарный", "Поковки строительные" и "Муфта" с учетом вышеуказанных положений Инструкции по заполнению первой части заявки и требованиям ГОСТ 8779-70, ГОСТ 6266-97 и ГОСТ 32415-2013, так как не представляется возможным идентифицировать потребность Заказчика в предоставлении характеристик товара, в то числе указания конкретного или диапазонного значения по показателям товаров.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования по позициям "Блоки дверные", "Извещатель пожарный", "Поковки строительные" и "Муфта" установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, так как могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
2. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам и установления неправомерных положений в Инструкции по заполнению первой части заявки:
- "Кабели силовые с медными жилами" - жила - однопроволочная с металлическим покрытием или без покрытия круглого сечения; сечение жил провода - 0,75; 1,0; 1,5 мм; электрическое сопротивление токопроводящих жил диаметром - 1,2; 1,0; 1,5 мм.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки участник должен указывать реальные значения характеристик, которые не должны противоречить действующим ГОСТ и должны соответствовать как методикам расчета, указанным в действующих ГОСТ, так и общепринятым математическим формулам, с округлением по правилам математики; указание значения характеристики, соответствующей диапазону ГОСТ, но не соответствующей расчетному значению по методикам и общепринятым математическим формулам будет являться основанием для отклонения участника.
Согласно общепринятым математическим формулам площадь сечения определяется по формуле
Для диаметра жил 1.0 мм сечение составляет 0,785 мм2
Для диаметра жил 1.2 мм сечение составляет 1,1304 мм2
Для диаметра жил 1.5 мм сечение составляет 1,76625 мм2
Таким образом, согласно доводам жалобы, указанные диаметры жил не соответствуют сечениям 0.75; 1.0; 1.5 мм2, с учетом округления по правилам математики. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным предоставить значения показателей, соответствующих требованиям аукционной документации и Инструкции по заполнению первой части заявки.
Также Заявитель обжалует установление неправомерных требований по п. "Трубы" - номинальный наружный диаметр- не более 20 мм; изменение длины труб после прогрева температурой 135 оС в течение 240 минут - до 3 %.
В соответствии с положениями ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов" параметру изменение длины труб после прогрева температурой 135 оС в течение 240 минут до 3% соответствует толщина стенки труб свыше 16 мм. Согласно доводам жалобы, туба имеет две стенки, следовательно, имея одну стеку толщиной 16,1 мм и вторую стенку толщиной 16,1 мм, диаметр трубы составит минимум 32,2 мм без учёта номинального внутреннего диаметра, что противоречит установленному Заказчиком требованию номинальный наружный диаметр не более 20 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования по позициям "Кабели силовые с медными жилами" и "Трубы" установлены в нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, так как могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
3. Заявитель обжалует установление неправомерных требований по позиции "Отдельные конструктивные элементы" -высота - не менее 50 но не более 300 мм; ширина полки- не менее 30 но менее 100 мм; ширина меньшей полки - не менее 20 но менее 63 мм; ширина большей полки - не менее 30 но менее 100 мм; масса - более 3.8 кг. Так, по мнению Заявителя жалобы, участникам закупки не представляется возможным определить к какому из конструктивных элементов (швеллеры, уголки) относятся вышеуказанные параметры.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования по позиции "Отдельные конструктивные элементы" установлены в нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, так как могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
4. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- "Плитки керамические" - формы плиток -должна быть квадратная и/или прямоугольная, плиток для облицовки прямоугольная. Плитки для облицовки должны быть с завалом одной грани, с завалом двух граней и без завала, ширина плитки без завала должна быть больше плитки с завалом;
- "Средство биоцидное" - средство - должно смешиваться с водой в любых соотношениях.
По мнению Заявителя жалобы, предоставление в первой части заявки показателей со словами "больше" и "в любых" является предоставлением неконкретных значений показателей товаров, что противоречит требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки и положениям Закона о контрактной системе.
Также, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования о соответствии характеристик товаров положениям несуществующих и недействующих ГОСТ, а именно: ГОСТ 52644-2006, ГОСТ 1828887, ГОСТ 54562-2011, ГОСТ 52645-2006. ГОСТ 52646-2006, ГОСТ 1050371, ГОСТ 52020-2003, ГОСТ 50345-2010, ГОСТ 54808-2011, ГОСТ 51322.1-2011, ГОСТ 125-79. По мнению Заявителя жлобы данные ГОСТ являются несуществующими, так как в названии пропущена буква "Р" или же не стоит знак "-".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в контексте слово "больше" используется для определения, что значение ширины одного типа плиток будет больше значения ширины другого типа плиток. Кроме того, требования к ширине разных типов плиток установлено отдельно. Аналогично указание "в любых" при описании объекта закупки используется для описания товара, так как Заказчику необходимо, чтобы средство разбавлялось с водой в любых произвольных пропорциях без привязки к определенной рецептуре приготовления рабочего раствора.
Также представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации содержатся о требовании о соответствии характеристик товаров следующим ГОСТ: ГОСТ 18288- 87 и ГОСТ 10503-71. Отсутствие буквы "Р" в названиях ГОСТ 52644-2006, ГОСТ 54562-2011, ГОСТ 52645-2006. ГОСТ 52646-2006, ГОСТ 52020-2003, ГОСТ 50345-2010, ГОСТ 54808-2011 и ГОСТ 51322.1-2011 позволяет участникам закупки определить необходимый нормативно-правовой документ и представить значения, соответствующие положениями вышеуказанных ГОСТ. Также, ГОСТ 125-79, согласно сведениям официального сайта Росстандарта России является действующим.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе с учетом установления вышеуказанных требований по позициям "Плитки керамические" и "Средство биоцидное", а также с учетом установления требований о соответствии характеристик товаров вышеуказанным ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЕВРОКАПИТАЛ" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований по позициям "Блоки дверные", "Извещатель пожарный", "Поковки строительные", "Муфта", "Кабели силовые с медными жилами", "Трубы" и "Отдельные конструктивные элементы".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
С.И. Казарин
исп. Е.А. Дейнега. тел. 8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 октября 2015 г. N 2-57-9589/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015