Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2016 г. N 44-4833/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ГБДОУ детский сад N 12 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Торговый Дом "Ленинградский" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобы Заявителя (вх. N 28722-ЭП/16 от 15.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на Комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) для организации питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2017 году (извещение N 0172200002516000255) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002516000255. Начальная (максимальная) цена контракта - 163 241 849,79 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указал на установление в Приложении N 1 к Техническому заданию требований к товарам, которые не позволяют определить потребность Заказчика, а также на установление необъективного описания объекта закупки.
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товарам, например: "п. 58. Соки фруктовые прямого отжима осветленные в ассортименте (для питания детей с 3-х лет). До 1,0 л в упаковке производителя. Технический регламент Таможенного союза о безопасности пищевой продукции от 09.12.2011 N021/2011, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 N022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", Технический регламент Таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей от 09.12.2011 N 023/2011, ГОСТ 32101-2013. ст. 5 ТР ТС от 09.12.2011 с 01.07. 2013 (без химических консервантов, искусственных красителей и ароматизаторов, пищевых добавок.".
Заявитель в жалобе указал на установление требований к товару, которые не позволяют определить, какой ассортимент соответствует потребности Заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что потребности Заказчика соответствуют товары, минимальные требования к которым установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию, которые позволяют участнику закупки предложить к поставке любой товар, соответствующий требованиям Заказчика и нормативно-технической документации.
Довод Заявителя об отсутствии возможности для определения ценового образования конкурсного предложения не подтверждается Заявителем документально.
Согласно положениям документации о закупке участник закупки вправе предложить к поставке любой ассортимент товара, соответствующий требованиям Приложения N 2.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Заявитель в жалобе также указал на несоответствие Приложения N 2 к Техническому заданию по лотам товарам, существующим на товарном рынке в части требования к фасовке товара.
Например, согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее: "п. 68. Томат- паста, содержание сухих веществ не менее 25%, категория "Экстра". До 1,0 кг в упаковке производителя. "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N021/2011, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 N022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ГОСТ Р 54678-2011.".
Согласно ГОСТ Р 54678-2011 томатная паста с массовой долей сухих веществ 25%: массовая доля растворимых сухих веществ (за вычетом хлоридов) не менее 25%.
Таким образом, требование к товару, установленное Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию соответствуют государственному стандарту.
Довод Заявителя об обязанности участника закупки указать показатель массовой доли сухих веществ в томатной пасте без использования слов "не менее" в соответствии с инструкцией, не соответствует положениям документации о закупке, так как данное значение содержится в наименовании товара и не подлежит изменению.
Следовательно, доводы Заявителя об установлении требований к товарам, которые не позволяют заполнить конкурсную заявку, признаны Комиссией УФАС необоснованными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке непропорциональной шкалы оценки конкурсных заявок, что противоречит, по мнению Заявителя, требованиям законодательства о контрактной системе.
По показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника транспортных средств" Заказчиком установлен следующий порядок оценки: "оценивается количество имеющегося в наличии у участника (собственного и (или) арендованного) транспортных средств используемых для перевозки продуктов питания.
Начисление баллов по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника транспортных средств" производится в соответствии со шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Кол-во присуждаемых баллов |
1. |
Сведения не представлены. |
0 баллов |
2. |
Представлены сведения о наличии у участника конкурса транспортных средств, количество которых меньше установленного согласно шкале 3. |
10 баллов |
3. |
Представлены сведения о наличии у участника транспортных средств, используемых для перевозки продуктов питания: не менее 9 шт., среди которых, изометрического автотранспорта в количестве не менее 3 шт. |
100 баллов |
Для подтверждения наличия транспортных средств участник представляет сведения по форме Приложения N 5 к специальной части "Оборудование и материальные ресурсы". В случае отсутствия сведений в форме в соответствии с Приложением N 5 к специальной части "Оборудование и материальные ресурсы" или отсутствия в ней каких-либо сведений по транспортному средству, предусмотренных данной формой, такое транспортное средство не будет учтено при оценке баллов по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника транспортных средств" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". В случае выявления в предоставленных документах недостоверной или не полной информации, начисление баллов по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника транспортных средств" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не производится.
Сведения, указанные по форме Приложения N 5 к специальной части "Оборудование и материальные ресурсы", должны подтверждаться входящими в состав заявки Участника, копиями следующих документов: инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (для юр.лиц); паспортов транспортных средств; свидетельств о регистрации транспортных средств; договоров аренды (лизинга) (если т/с взято в аренду (лизинг)), срок действия которых заканчивается не ранее 31.12.2017 года, с приложением акта передачи арендованных т/с от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить т/с, переданные арендатору в качестве объекта аренды; действующих договоров на проведение дезинфекции т/с, срок действия которых заканчивается не ранее июля 2017 года.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий всех документов, подтверждающих сведения о соответствующем транспортном средстве, предусмотренных настоящей конкурсной документацией, такое транспортное средство не будет учтено при оценке баллов по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника транспортных средств" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Согласно порядку оценки конкурсных заявок участник закупки получит 100 баллов в случае предоставления сведений о наличии 9 транспортных средств, при этом в случае наличия у участника закупки 8 транспортных средств и менее, участнику закупки будет присвоено только 10 баллов.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен порядок оценки, согласно которому разница суммы баллов за одно транспортное средство составляет 90 баллов.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке шкалы предельных величин значимости показателя оценки с отсутствием пропорциональных интервалов их изменений не соответствует п. 11 Правил.
Таким образом, порядок оценки конкурсных заявок создает преимущественное положение участникам закупки с наличием материально-технических ресурсов, превышающих необходимое количество для исполнения контракта.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке непропорциональной шкалы оценки конкурсных заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг: наличие у участника транспортных средств".
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Аналогичное нарушение выявлено Комиссией УФАС по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: наличие у участника конкурса в штате специалистов".
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника складских помещений" в части установления требования о предоставлении сертификата ХАССП, который является, по мнению Заявителя, нематериальным активом, представляет сбой руководство к действию и не относится к показателю оценки.
По показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника складских помещений" Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки: "Для подтверждения наличия складского помещения, участник представляет сведения по форме Приложения N 5 к специальной части "Оборудование и материальные ресурсы". В случае отсутствия сведений в форме в соответствии с Приложением N 5 к специальной части "Оборудование и материальные ресурсы" или отсутствия в ней каких-либо сведений, предусмотренных данной формой, начисление баллов по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника складских помещений" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не производится. В случае выявления в предоставленных документах недостоверной или не полной информации, начисление баллов по показателю "Наличие у участника собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта: наличие у участника складских помещений" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не производится.
Сведения, указанные по форме Приложения N 5 к специальной части "Оборудование и материальные ресурсы", должны подтверждаться входящими в состав заявки Участника, копиями следующих документов: выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (если в складское помещение в собственности); договора аренды (лизинга) недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет и покрывающего весь срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество, переданное в аренду, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе или копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество, переданное в аренду (если складское помещение в аренде (лизинге)); действующего сертификата соответствия системы менеджмента участника закупки, основанной на принципах ХАССП и соответствии требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001, применительно к следующим областям деятельности: хранение и транспортировка пищевых продуктов".
Представителями Заказчика даны пояснения, согласно которым система ХАССП представляет собой совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.
Система ХАССП обеспечивает контроль на всех этапах производства, хранения и транспортировки и реализации пищевых продуктов, где могут возникать опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых учитываются все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате необходимых мер контроля. Система ХАССП предъявляет ряд требований к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.
Следовательно, при оценке лиц, осуществляющих поставку продуктов питания, Заказчик, исходя из своих нужд и потребностей, при отсутствии нормативно-правового регулирования, вправе применить в конкурсной документации для оценки качества товаров требование о наличии сертификата соответствия системы менеджмента участника закупки, основанной на принципах ХАССП и соответствии требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление копии действующего сертификата соответствия системы менеджмента участника закупки, основанной на принципах ХАССП и соответствии требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001 не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данный сертификат или нет. Следует отметить, что критерием оценки являлась также цена контракта.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что требование о наличии сертификата соответствия системы менеджмента участника закупки, основанной на принципах ХАССП и соответствии требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001 ограничивают количество участников Заявителем не представлено. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному критерию не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, спорный критерий оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке товаров по объекту закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС. На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены доказательства того, что установленный Заказчиком в документации о закупке порядок оценки конкурсных заявок не позволяет подготовить конкурсную заявку в соответствии с требованиями Заказчика.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом "Ленинградский" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке непропорциональной шкалы оценки конкурсных заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2016 г. N 44-4833/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2016